Страхование строительных рисков: тенденции, проблемы, перспективы
Миллерман Александр Самуилович
Генеральный директор ЗАО САО «Гефест», доктор экономических наук
|
САО «ГЕФЕСТ» представляет свой анализ основных тенденций на рынке строительно-монтажных рисков Российской Федерации.
До 2009 года рынок страхования строительных рисков показывал уверенный и стабильный рост до 30% ежегодно. Прошедший год стал первым столь серьезным испытанием для всего российского страхового рынка, в том числе и для сегмента страхования строительных рисков. По предварительным данным, объем рынка страхования СМР по итогам 2009 г. составил 12,8 млрд. руб., снизившись по сравнению с 2008 г. на 15%. Этот показатель связан и практически полностью коррелирует со значительным сокращением объемов работ в строительной отрасли. Совокупный объем выполненных работ по виду деятельности «строительство» в 2009 году составил 85% от уровня прошлого года (3869,1 млрд. руб.).
Снижение произошло как из-за уменьшения уровня инвестиций в жилищном и коммерческом строительстве, связанного с финансовыми трудностями девелоперских компаний, так и с сокращением инвестиций в инфраструктурное строительство. В 2009 г. объем средств, запланированных на модернизацию транспортной инфраструктуры, как в рамках федеральных целевых программ, заказчиками по которым являются Минтранс РФ и подведомственные ему органы, так и по непрограммной части, составлял около 516 млрд. рублей. После секвестирования бюджета объем выделяемых средств снизился до 373 млрд. руб. Таким образом, общее сокращение объема финансирования объектов транспортной инфраструктуры в 2009 г. составило 28%. В Москве и в Санкт-Петербурге финансирование дорожно-транспортного строительства сократилось почти вдвое. Рынок страхования СМР уходит в регионы, и в ближайшее время будет развиваться в первую очередь за счет региональных сегментов.
Динамика развития рынка страхования СМР (млрд. руб.)
В качестве позитивного момента можно оценить тот факт, что несмотря на снижение объемов строительства, процент застрахованных объектов скорее увеличивается. В условиях экономического кризиса инвесторы, в том числе и государственные, вынуждены уделять большее внимание управлению своими рисками. Строительным организациям приходится работать сегодня в условиях жесткой экономии, искать более эффективные проектные решения и резервы в собственных сметах. Поэтому грамотное управление рисками, которое обеспечит финансовую безопасность строителей, особенно важно в этот период. По государственным капитальным вложениям доля застрахованных объектов составляет 90-95%. Массового разрыва уже заключенных договоров страхования, по поводу которого высказывались опасения некоторыми участниками рынка, также не происходило.
Нельзя не отметить снижение тарифов на страхование СМР, в целом по рынку падение составило 20-25%. Однако в более долгосрочной перспективе, они должны вернуться к прежнему уровню, что необходимо для восполнения недополученных страховых резервов.
Сужение рынка, и, следовательно, ужесточение конкуренции среди страховщиков привело к сокращению числа страховых компаний, чьи сборы страховых премий по этому виду страхования превысят 1 млн. руб., на 10%, их осталось 65. При этом смена лидерства не произошла, по-прежнему список лидеров возглавляют страховые компании, имевшие значимые страховые сборы на этом рынке в прошедшие годы.
В 2009 г. в связи с введением саморегулирования в строительной отрасли, на рынке страхования строительных рисков появился новый сегмент - страхование ответственности членов СРО. Все СРО, созданные в строительной отрасли, выбрали систему страхования в качестве механизма обеспечения субсидиарной ответственности перед третьими лицами, предусмотренной законом.
Поскольку в законодательстве не указано никаких нормативных параметров страхования ответственности членов СРО, участниками рынка – и страховщиками, и строителями, была проделана в 2009 г. большая совместная работа по созданию единых стандартов качества этого вида страхования.
Одним из важных результатов этой работы стал тот факт, что в конце февраля этого года Минрегионразвития РФ одобрило и рекомендовало к применению методические рекомендации по страхованию ответственности членов строительных СРО, разработанные Всероссийским союзом страховщиков (ВСС) в тесном сотрудничестве с Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ).
В масштабах страны – это, наверное, первый пример, когда стандарты качества страхования в целой отрасли, да еще такой значимой как строительство, разработаны на общественных началах и внедряются на добровольной основе.
Предполагается, что общий объем рынка страхования ответственности членов СРО в строительной отрасли составит около 1,5 млрд. руб. По итогам 2009 г. этот показатель составил около 700 тыс. руб. – на тот период договоры страхования заключили менее 50% членов СРО в строительстве.
Если говорить о прогнозах развития сегмента страхования строительных рисков, то в 2010 г. Правительство РФ намерено инвестировать в развитие транспортной инфраструктуры 560 млрд. рублей – тот же объем средств, что и в 2009 году. Если не будет существенных частных инвестиций в транспортное строительство, то заметного роста рынка страхования строительных рисков ожидать не следует. Незначительный рост в 3-5% может быть спровоцирован взносами по страхованию ГО членов СРО.
Возможно снижение объемов страхования ответственности за неисполнение госконтракта, это связано, прежде всего, не с конъюнктурными изменениями рынка, а с принятием поправок в ФЗ-94, согласно которым госзаказчик имеет право исключать из условий конкурсов и аукционов страхование ответственности как механизм обеспечения обязательств по контрактам. В связи с этим, ожидается, что по крупным госконтрактам заказчики будут требовать только банковскую гарантию или денежный залог, и не принимать полисы страхования ответственности.
Одним из перспективных направлений развития страхования СМР по-прежнему остается совершенствование методологии оценки рисков технологически сложных и уникальных строительных объектов. Повышение эффективности страховой защиты, точности «настроек» страхового покрытия может стать способом оптимизации условий договоров страхования и конкурентным преимуществом для страховщиков в условиях падения тарифов, снижения спроса и сужения рынка.
В настоящее время в строительстве происходит активное формирование нормативно-правовой базы технического регулирования. Федеральный закон «О техническом регулировании», принятый в 2002 г., предусматривает разработку большого количества технических регламентов, содержащих минимальные необходимые требования, обеспечивающие безопасность, в том числе и в строительной отрасли. Правительством РФ утверждено уже несколько таких регламентов, в частности один из них - «О безопасности зданий и сооружений» был принят в конце 2009 г.
Задачи, которые ставятся законодателями и органами власти в сфере технического регулирования, в частности, обеспечение четких критериев и нормативов безопасности объектов строительства, во многом перекликаются с задачами разработки методологии их страхования. Именно нормативы безопасности, принятые на четырех уровнях (законодательном – «Закон о техническом регулировании», федеральном – технические регламенты, утверждаемые Правительством РФ, отраслевом – технические стандарты, утверждаемые регуляторами отрасли, в частности Минрегионразвития РФ, и корпоративном), должны и могут стать основой оценки рисков строительных объектов для страховщиков.
Например, стандарт СТО «Надежность строительных конструкций и оснований», введенный в действие в сентябре 2008 г., содержит требования установить коэффициенты надежности, предельно допустимые значения усилий, напряжений, прогибов, перемещений и осадки фундаментов для каждого элемента проектирования. Подобные строительные нормы страховщиками могут быть использованы как критерии риска и база для тарификации договоров страхования. Высокие коэффициенты прочности, заложенные при проектировании строительного объекта, являются основанием для снижения вероятности прогнозируемых рисков и введения понижающего коэффициента при тарификации полиса.
В настоящее время в САО «ГЕФЕСТ» разрабатывается подобная концепция оценки рисков, которая сделает андеррайтинг в страховании СМР более технологичным, оперативным и эффективным.
Предстоит большая совместная работа представителей страховой и строительной отрасли по гармонизации нормативных документов в сфере обеспечения безопасности строительства, внедрению единых стандартов оценки рисков строительных объектов и повышению взаимодействия в ходе выполнения контрольных функций: надзора (авторского, инспекции госархстройнадзора и др.), независимой экспертизы и сюрвея страховой компании.