Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Премия в области финансов «Финансовая элита России»
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Премия в области финансов «Финансовая элита России»


Top.Mail.Ru

Анализ

  Полный список аналитических материалов

  Тенденции, Строймонтаж страхование (CMR)
Миллерман Александр Самуилович Страхование строительных рисков: тенденции, проблемы, перспективы
Миллерман Александр Самуилович
Генеральный директор ЗАО САО «Гефест», доктор экономических наук
страхование сегодняСАО «ГЕФЕСТ» представляет свой анализ основных тенденций на рынке строительно-монтажных рисков Российской Федерации.

До 2009 года рынок страхования строительных рисков показывал уверенный и стабильный рост до 30% ежегодно. Прошедший год стал первым столь серьезным испытанием для всего российского страхового рынка, в том числе и для сегмента страхования строительных рисков. По предварительным данным, объем рынка страхования СМР по итогам 2009 г. составил 12,8 млрд. руб., снизившись по сравнению с 2008 г. на 15%. Этот показатель связан и практически полностью коррелирует со значительным сокращением объемов работ в строительной отрасли. Совокупный объем выполненных работ по виду деятельности «строительство» в 2009 году составил 85% от уровня прошлого года (3869,1 млрд. руб.).

Снижение произошло как из-за уменьшения уровня инвестиций в жилищном и коммерческом строительстве, связанного с финансовыми трудностями девелоперских компаний, так и с сокращением инвестиций в инфраструктурное строительство. В 2009 г. объем средств, запланированных на модернизацию транспортной инфраструктуры, как в рамках федеральных целевых программ, заказчиками по которым являются Минтранс РФ и подведомственные ему органы, так и по непрограммной части, составлял около 516 млрд. рублей. После секвестирования бюджета объем выделяемых средств снизился до 373 млрд. руб. Таким образом, общее сокращение объема финансирования объектов транспортной инфраструктуры в 2009 г. составило 28%. В Москве и в Санкт-Петербурге финансирование дорожно-транспортного строительства сократилось почти вдвое. Рынок страхования СМР уходит в регионы, и в ближайшее время будет развиваться в первую очередь за счет региональных сегментов.

Динамика развития рынка страхования СМР (млрд. руб.)

В качестве позитивного момента можно оценить тот факт, что несмотря на снижение объемов строительства, процент застрахованных объектов скорее увеличивается. В условиях экономического кризиса инвесторы, в том числе и государственные, вынуждены уделять большее внимание управлению своими рисками. Строительным организациям приходится работать сегодня в условиях жесткой экономии, искать более эффективные проектные решения и резервы в собственных сметах. Поэтому грамотное управление рисками, которое обеспечит финансовую безопасность строителей, особенно важно в этот период. По государственным капитальным вложениям доля застрахованных объектов составляет 90-95%. Массового разрыва уже заключенных договоров страхования, по поводу которого высказывались опасения некоторыми участниками рынка, также не происходило.

Нельзя не отметить снижение тарифов на страхование СМР, в целом по рынку падение составило 20-25%. Однако в более долгосрочной перспективе, они должны вернуться к прежнему уровню, что необходимо для восполнения недополученных страховых резервов.

Сужение рынка, и, следовательно, ужесточение конкуренции среди страховщиков привело к сокращению числа страховых компаний, чьи сборы страховых премий по этому виду страхования превысят 1 млн. руб., на 10%, их осталось 65. При этом смена лидерства не произошла, по-прежнему список лидеров возглавляют страховые компании, имевшие значимые страховые сборы на этом рынке в прошедшие годы.

В 2009 г. в связи с введением саморегулирования в строительной отрасли, на рынке страхования строительных рисков появился новый сегмент - страхование ответственности членов СРО. Все СРО, созданные в строительной отрасли, выбрали систему страхования в качестве механизма обеспечения субсидиарной ответственности перед третьими лицами, предусмотренной законом.

Поскольку в законодательстве не указано никаких нормативных параметров страхования ответственности членов СРО, участниками рынка – и страховщиками, и строителями, была проделана в 2009 г. большая совместная работа по созданию единых стандартов качества этого вида страхования.

Одним из важных результатов этой работы стал тот факт, что в конце февраля этого года Минрегионразвития РФ одобрило и рекомендовало к применению методические рекомендации по страхованию ответственности членов строительных СРО, разработанные Всероссийским союзом страховщиков (ВСС) в тесном сотрудничестве с Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ).

В масштабах страны – это, наверное, первый пример, когда стандарты качества страхования в целой отрасли, да еще такой значимой как строительство, разработаны на общественных началах и внедряются на добровольной основе.

Предполагается, что общий объем рынка страхования ответственности членов СРО в строительной отрасли составит около 1,5 млрд. руб. По итогам 2009 г. этот показатель составил около 700 тыс. руб. – на тот период договоры страхования заключили менее 50% членов СРО в строительстве.

Если говорить о прогнозах развития сегмента страхования строительных рисков, то в 2010 г. Правительство РФ намерено инвестировать в развитие транспортной инфраструктуры 560 млрд. рублей – тот же объем средств, что и в 2009 году. Если не будет существенных частных инвестиций в транспортное строительство, то заметного роста рынка страхования строительных рисков ожидать не следует. Незначительный рост в 3-5% может быть спровоцирован взносами по страхованию ГО членов СРО.

Возможно снижение объемов страхования ответственности за неисполнение госконтракта, это связано, прежде всего, не с конъюнктурными изменениями рынка, а с принятием поправок в ФЗ-94, согласно которым госзаказчик имеет право исключать из условий конкурсов и аукционов страхование ответственности как механизм обеспечения обязательств по контрактам. В связи с этим, ожидается, что по крупным госконтрактам заказчики будут требовать только банковскую гарантию или денежный залог, и не принимать полисы страхования ответственности.

Одним из перспективных направлений развития страхования СМР по-прежнему остается совершенствование методологии оценки рисков технологически сложных и уникальных строительных объектов. Повышение эффективности страховой защиты, точности «настроек» страхового покрытия может стать способом оптимизации условий договоров страхования и конкурентным преимуществом для страховщиков в условиях падения тарифов, снижения спроса и сужения рынка.

В настоящее время в строительстве происходит активное формирование нормативно-правовой базы технического регулирования. Федеральный закон «О техническом регулировании», принятый в 2002 г., предусматривает разработку большого количества технических регламентов, содержащих минимальные необходимые требования, обеспечивающие безопасность, в том числе и в строительной отрасли. Правительством РФ утверждено уже несколько таких регламентов, в частности один из них - «О безопасности зданий и сооружений» был принят в конце 2009 г.

Задачи, которые ставятся законодателями и органами власти в сфере технического регулирования, в частности, обеспечение четких критериев и нормативов безопасности объектов строительства, во многом перекликаются с задачами разработки методологии их страхования. Именно нормативы безопасности, принятые на четырех уровнях (законодательном – «Закон о техническом регулировании», федеральном – технические регламенты, утверждаемые Правительством РФ, отраслевом – технические стандарты, утверждаемые регуляторами отрасли, в частности Минрегионразвития РФ, и корпоративном), должны и могут стать основой оценки рисков строительных объектов для страховщиков.

Например, стандарт СТО «Надежность строительных конструкций и оснований», введенный в действие в сентябре 2008 г., содержит требования установить коэффициенты надежности, предельно допустимые значения усилий, напряжений, прогибов, перемещений и осадки фундаментов для каждого элемента проектирования. Подобные строительные нормы страховщиками могут быть использованы как критерии риска и база для тарификации договоров страхования. Высокие коэффициенты прочности, заложенные при проектировании строительного объекта, являются основанием для снижения вероятности прогнозируемых рисков и введения понижающего коэффициента при тарификации полиса.

В настоящее время в САО «ГЕФЕСТ» разрабатывается подобная концепция оценки рисков, которая сделает андеррайтинг в страховании СМР более технологичным, оперативным и эффективным.

Предстоит большая совместная работа представителей страховой и строительной отрасли по гармонизации нормативных документов в сфере обеспечения безопасности строительства, внедрению единых стандартов оценки рисков строительных объектов и повышению взаимодействия в ходе выполнения контрольных функций: надзора (авторского, инспекции госархстройнадзора и др.), независимой экспертизы и сюрвея страховой компании.


27 апреля 2010 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Строймонтаж страхование (CMR)
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 4.71 (голосовало: 35 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: