Страховой рынок и мегарегулятор
Романова Марина Владимировна
Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2-го класса, профессор Московского финансово-промышленного университета «Синергия», доктор экономических наук
|
В статье анализируются предпосылки, исторические аспекты и актуальные цели создания единого мегарегулятора финансовых отраслей в России и за рубежом.
Страховые организации относятся к системе финансово-кредитных организаций. Финансово-кредитные организации делятся на четыре группы:
- Банки (коммерческие банки, Банк России, общества взаимного кредитования).
- Страховые организации и общества взаимного страхования.
- Негосударственные пенсионные фонды.
- Доверительные управляющие, брокеры, паевые инвестиционные фонды и т.д.
Коммерческие банки, как и обыкновенные организации, получив значительную прибыль, могут решить инвестировать ее в ценные бумаги, различные инвестиционные проекты или сберегать, давая в долг инвесторам, в том числе иностранным. Страховые организации, как и негосударственные пенсионные фонды, по своей экономической сути низкорентабельны, но обладают огромными резервами, которые инвестируются. Основная цель страховщиков — предоставление страховой защиты.
В макроэкономическом плане финансово-кредитные организации, по сравнению с другими организациями, играют большую роль и более полно реализуют функции, отвечающие интересам государственной политики. Например, предоставляемая данными организациями социальная защита населения, в конечном счете, отражается на благосостоянии и сохранности людских ресурсов. Чтобы контролировать развитие финансово-кредитного сектора, государством законодательно возложены на соответствующие органы разработка нормативных документов, лицензирование, а также контрольные функции развития данной отрасли.
Под финансово-кредитной системой (рисунок 1) понимается структурированная совокупность следующих основных элементов: целей и задач, стратегии развития, принципов, структуры, технологии развития финансово-кредитной системы, позволяющих обеспечить услуги населению России.
Рисунок 1. Система развития финансово-кредитной системы
Теперь определим экономические категории, которые характеризуют саму финансово-кредитную систему.
Структура финансово-кредитной системы — это возникающие и воспроизводящиеся в связи с процессом осуществления деятельности различных субъектов и соотношение между ними (страховые организации и страхователи, банки и их клиенты, негосударственные пенсионные фонды и их клиентов, инвестиционные компании и их клиенты и т.д.), объектами (технологии и виды страхования, кредитования, пенсионного обеспечения и т.п.) и институтами финансового рынка, включая страховой рынок, изученные в соответствии с определенными критериями. Институциональная структура финансово-кредитной системы (рисунок 2) — организационно-экономические, правовые и социально-политические нормы, являющиеся базой для создания и развития (на основе договоров) потребления страховых, банковских услуг и услуг пенсионного обеспечения (институциональная среда), а также совокупность организаций, занимающихся инвестиционной политикой профессионально либо его регулированием (организационная структура).
Рисунок 2. Развитие институциональной структуры финансово-кредитной системы
Анализ состояния и развития институциональной структуры финансово-кредитной системы показывает, как недостаточная развитость отдельных институтов финансово-кредитной системы России вызывает затруднения в существовании и дальнейшем развитии всей системы финансово-кредитных организаций. Так, отрицательное влияние оказывает неразвитость деятельности посредников в организационной структуре финансово-кредитной системы Российской Федерации. К настоящему времени сложилась неэффективная институциональная структура финансово-кредитной системы России, которая слабо учитывает интересы населения и ориентирована на поддержание экстенсивного развития за счет введения новых финансовых продуктов без развитой инфраструктуры инвестиционной политики.
Институциональное развитие финансово-кредитной системы — совокупность институциональных изменений, приводящих к перегруппировке институциональной структуры финансово-кредитной системы, которая способствует снижению транзакционных издержек заключения и исполнения купли-продажи ценных бумаг, договора страхования, кредитования, пенсионного обеспечения, ипотечного договора, повышению экономической эффективности деятельности организаций, входящих в финансово-кредитную систему.
Большинство вопросов институционального развития финансово-кредитной системы России в настоящее время напрямую не касаются функционирования организаций реального сектора, но направлено на развитие среды, способствующей выявлению и удовлетворению социальной политики страны.
Развитие структуры рынка, его основных институтов должно находиться в центре как государственной политики в области инвестиционной политики, так и усилий саморегулируемых организаций, населения.
Для дальнейшего развития финансово-кредитного сектора страны и унификации инструментов регулирования Указам Президента Российской Федерации от 04.03.2011 №270 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка российской федерации» создается особое ведомство - мегарегулятор для контроля за инвестиционными и страховыми компаниями, а также финансовыми рынками.
Целью создания мегарегулятора должно стать эффективное управление всей финансовой отраслью, а также совершение максимально полезных для развития финансового рынка действий.
Для успешного развития финансового рынка важно иметь профессионально поставленное регулирование и объективный надзор, осуществляемые квалифицированными специалистами. Когда все участники рынка убеждены, что регулятор действует исключительно в интересах рынка, который эффективно защищает права инвесторов, тогда больше доверия со стороны инвесторов и выше размер инвестиций, быстрее развиваются институты рынка.
При этом создание и введение в действие «мегарегулятора» самым позитивным образом способствовало бы ускоренному развитию экономики. В условиях вступления России в ВТО и расширения границ функционирования субъектов этого рынка, такой орган сможет быстрее вывести экономику страны и ее финансовый рынок из кризисной ситуации и укрепить позиции Российской Федерации в международной экономической интеграции. Единый орган государственного надзора и контроля сможет обеспечить уверенное консолидированное развитие всего финансового рынка и обеспечит достаточную степень взаимодействия по отношению к рынкам финансов также других государств.
Таким образом, основным плюсом создания мегарегулятора является возможность для государства проводить более согласованную политику по регулированию финансового рынка.
Создание мегарегулятора в России имеет определенные предпосылки и преимущества. Хотя в целом, в России есть надзорный орган, который следит за исполнением законов - это Прокуратура, более конкретные функции переданы и другим структурам и институтам. Например, Федеральная служба по финансовым рынкам (далее – ФСФР) до сегодняшнего дня имела право отслеживать исполнения норм закона о рынке ценных бумаг, закона об инвестиционных фондах, и еще ряда законов. Это реализовывалось в виде выдачи разрешений, лицензий, регистрации проспектов эмиссии, отчетов о выпусках ценных бумаг, регистрации правил бирж и др. У ФСФР также имеются функции надзора, то есть осуществлять проверки исполнения требований законодательства и применять санкции к нарушителям. Центральный банк Российской Федерации осуществляет денежно-кредитную политику и выполняет надзорные функции. Последний мировой финансовый кризис показал, что такая система регулирования банковского сектора экономики наиболее продуктивна, поскольку более эффективно и оперативно проводились антикризисные мероприятия в банковской сфере по сравнению с другими отраслями страны.
Однако существуют следующие объективные причины создания мегарегулятора:
- Основные участники фондового рынка — банки, страховые компании, пенсионные фонды или инвестиционные структуры — используют одни и те же финансовые инструменты и подвергаются одним и тем же рискам. Отсюда возникает потребность в единстве их регулирования;
- Путаница в регулировании рынков финансовых услуг влечет за собой многочисленные разногласия и проблемы, благодаря чему создаются различные теневые нерыночные схемы. Отсутствие единых правил и законов финансового рынка, гарантий равных прав участников и защиты капитала не способствуют планомерному развитию рынка;
- Большую роль начинают играть крупные финансовые холдинги, принадлежащие одним собственникам, но включающие в свой состав различные структуры. Надзор за такими организациями предполагает консолидированный подход, а это также усиливает аргументы в пользу создания мегарегулятора (напомним, что первые шаги предусмотрены в Федеральном законе от 27.07.2011 №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», где устанавливаются общие требования к составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации);
- Необходима нейтрализация неблагоприятных факторов, которые сейчас присутствуют на рынке;
Появление новых инструментов регулирования с учетом европейских требований (внедрение IT, расширение подготовки специалистов, рост экспортного потенциала и др.);
- Пересмотр целей в 2010 году, решаемых страховщиками (появление новой концепции на новых принципах с учетом пруденциального надзора и регулирования на основе учета риска деятельности страховщика, появление новых видов обязательного и добровольного страхования);
- Страховые организации должны увеличить уставный капитал, почти в 3 раза к 2012 году. Для эффективного инвестирования страховых резервов и собственных средств страховых организаций и сохранения признаков возвратности, ликвидности, доходности и диверсификации страховщики должны инвестировать в различные инструменты фондового рынка;
- Появились новые продукты на финансовом рынке (РЕПО, финансовых инструментов срочных сделок и др.);
- При осуществлении страховой деятельности страховыми организациями появились новые страховые посредники. Например, клиринговые центры по урегулированию убытков по ОСАГО.
Таким образом, уже сегодня российскому финансово-кредитному рынку необходим системный подход в управлении и «мегарегулятор» (сценарий развития событий на рынке при модели госрегулирования на основе мегарегулятора – более оптимистичен, нежели другие варианты развития).
Следует принимать во внимание накопленный зарубежный опыт мегарегулирования. Первые государства, которые ввели у себя консолидированный надзор над финансовыми рынками, сделали это еще в 80-х годах прошлого столетия. Под мегарегулятором на Западе понималась модель объединенного или интегрированного надзора со стороны государства за финансовым сектором. Как в развитых, так и развивающихся такая модель действует сейчас приблизительно в 50 странах.
По формальным признакам мегарегулятором становится специализированное госучреждение, уполномоченное регулировать не менее двух из трех категорий финансовых посредников (банки и страховые компании; банки и компании, работающие на рынке ценных бумаг; инвестиционные и страховые компании).
В Великобритании до реформы саморегулирование на рынке небанковских финансовых услуг играло ключевую роль. Там было несколько саморегулируемых организаций по направлениям профессиональной деятельности: брокерские услуги, строительные общества, управляющие, и др. В процессе реформы все эти организации были консолидированы в FSA, и ее уровень был поднят до статуса публичного органа, действующего на основе специального закона.
Во Франции, где банковский надзор и надзор над небанковскими финансовыми организациями разделен между Банком Франции и специально созданным более 8 лет назад регулятором, который контролирует и регулирует небанковский сектор финансового рынка (АМF). Главный орган управления AMF - совет директоров, в котором предоставлены места для участников рынка.
Строение регулятора в Германии (BаFin) во многом похожа на Французский регулятор. Единственное отличие - регулирование банковского сектора также включено в полномочия BаFin, хотя Бундесбанк продолжает играть большую роль как источник информации для надзора, и с BаFin тесно взаимодействует.
Для России наиболее близок, по сути, французский регулятор.
Идею создать универсальный мегарегулятор ФСФР вынашивала с середины 2000-х годов. В 2005 году первоначальная концепция была прописана в проекте «Стратегии развития финансового рынка на 2006—2008 годы» и предполагала, что новый мегарегулятор будет следить и за банками, и за страховщиками, и за фондовым рынком страны. В конце ноября 2010 года Алексей Кудрин выступал уже с реалистичными проектами объединения ФСФР и ФССН, которое в итоге состоялось в 2011 году (при этом следует учитывать, что идея в России объединения надзорных ведомств уже положительно себя зарекомендовала. Примером может служить мегарегулятор в виде Федеральной службы по надзору в сфере массовой коммуникации, связи и охраны культурного наследия).
Указом №270 определено, что мегарегулятор объединит финансовый рынок Российской Федерации (за исключением банковской и аудиторской деятельности). Им также установлено, что Министерство финансов Российской Федерации осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере финансовых рынков.
Федеральная служба по финансовым рынкам:
а) осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансового рынка Российской Федерации (за исключением банковской и аудиторской деятельности);
б) является правопреемником Федеральной службы страхового надзора, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Это потребует внесения изменения и дополнения в соответствующие законодательные и нормативные акты.
Согласно п. 6 Указа №270 Правительству Российской Федерации необходимо в 2-месячный срок:
а) обеспечить непрерывность осуществления регулирования, контроля, надзора и выполнения иных функций в сфере страховой деятельности (страхового дела) в связи с присоединением Федеральной службы страхового надзора к Федеральной службе по финансовым рынкам;
б) распределить функции по нормативно-правовому регулированию в сфере финансового рынка Российской Федерации между Министерством финансов Российской Федерации и Федеральной службой по финансовым рынкам, обеспечив внесение соответствующих изменений в положения об указанных федеральных органах исполнительной власти;
в) внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в соответствии с Указом.
Созданному мегарегулятору для успешной работы, в первую очередь, необходимы автоматизация отчетности и глобализация всех рычагов управления рынком, а также стандартизация отчетности и профессиональные кадры.
Литература:
- Закон Российской Федерации от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
- Федеральный закон от 27.07.2011 №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»;
- Указ Президента Российской Федерации от 04.03.2011 №270 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка российской федерации»;
- «В России появится новый мегарегулятор». Известия, 6 декабря 2010 г.;
- «Мегарегулятор – новый шаг в развитии финансового рынка» – интервью руководителя ФСФР России журналу «Аналитический банковский журнал»;
- Минфин РФ представит новый вариант указа президента о мегарегуляторе после января 2011 года, http://www.rg.ru, 29.12.2010;
- Российские СМИ получили «мегарегулятора», http://www.Lenta.Ru, 26.03.2007;
- http://www.GZT.ru;
- Мегарегулятор, или единоначалие над страховщиком и банкиром, 28.07.09.