Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Премия в области финансов «Финансовая элита России»
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Премия в области финансов «Финансовая элита России»


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  ОСАГО, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Автострахование, Суды и расследования
Автоюристы тянут ОСАГО ко дну
Уфимцев Евгений Владимирович
Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА)
страхование сегодняКаковы причины и пути решения проблемы судебных выплат и автоюристов в ОСАГО?

За 2015 год автоюристы вывели с рынка ОСАГО в целом по России более 10 миллиардов рублей. По оценкам РСА, по итогам 2016 года эта цифра может вырасти до 15 миллиардов рублей.

Я считаю, у судебной проблемы есть три основных составляющих. Во-первых, пока ситуация была не такой острой и количество дел и штрафы небольшими, страховые компании не активно проявляли и отстаивали в суде свою позицию. Этим воспользовались автоюристы. Сейчас страховщики понимают, что некоторые моменты они, возможно, упустили, поэтому решено организовать в этом направлении более системную работу. Для таких регионах, как Краснодар, Ростов и пр., компании выделяют специализированные организованные юридические структуры, которые будут на местах квалифицированно и системно отстаивать их интересы в судах. Судебные дела – это серьезная работа, которая требует дополнительных действий.

Вторая составляющая проблемы заключается в том, что многие вопросы требуют уточнения в законодательстве. Именно из-за этого Пленум Верховного Суда вынужден раз в полгода издавать свои документы, которые разъясняют для судей, какие действия нужно предпринимать. Конечно, судьям подчас тяжело выявлять злоупотребления со стороны потребителя или автоюриста, и все, что напрямую не прописано в законе и иных нормативных актах, судья трактует в пользу «слабой стороны», то есть гражданина. Поэтому Российским союзом автостраховщиков подготовлен ряд инициатив по корректировке нормативных актов в этой части. Какие-то из них уже реализованы (обязательное предоставление поврежденного автомобиля страховщику ОСАГО на осмотр, обязательный претензионный порядок), какая-то часть – пока еще рассматривается (в частности, касающиеся регламентации пересылки документов почтой, из-за недостатка которой сейчас страдают все страховщики). Необходимость изменений остро назрела и вызвана сложившейся практикой в судах.

Ну и третья составляющая проблемы – это сами судьи. Практика показывает, что в своем желании провести дело в пользу слабой стороны они довольно широко трактуют законодательство. Бывают абсурдные ситуации, приводящие к штрафам и пени: потребитель, который представил свои документы страховщику, вернее, его автоюрист, не указал реквизиты для перечисления выплаты, и страховщику просто некуда направить деньги.

В РСА приходят письма, в которых зачастую нет и половины необходимых документов для получения компвыплат, отсутствуют реквизиты для перечисления средств. Мы начинаем переписку, требуем предоставить весь комплект и указать реквизиты, а человек (автоюрист) ждет 5 дней и идет в суд, требуя выплату и все неустойки, как будто ему было отказано.

Злоупотреблений со стороны потребителей масса, а позиция части судей - против страховщиков: вы обязаны были заплатить, а как – это уже ваши проблемы. Ситуация не повсеместная, часть судей рассматривают дела нормально. Например, два соседних региона – Челябинск и Екатеринбург – решают вопросы совершенно по-разному. В Екатеринбурге в таких случаях суд возвращает пострадавшему документы и требует полный комплект предоставить в страховую компанию, а в Челябинске все совсем по-другому. Несмотря на то, что мы делаем описи полученных некомплектных документов и доказываем, что не могли выполнить свои обязанности в силу закона, судом принимается решение в пользу клиента.

Мы рассчитываем начать серьезную работу вместе с правоохранительными органами по выявлению фальсификации страховых случаев (например, когда один и тот же человек по документам является виновником нескольких ДТП и т.п.)

Ошибочно думать, что проблема не касается Московского региона – преступные группировки автоюристов уже пришли в столицу и начали здесь работать. В настоящее время около 11% от выплат в Москве идут в карман недобросовестным автоюристам. За 2015 год ущерб от деятельности автоюристов, действующих в Московском регионе, составил более 1 миллиарда рублей (в том числе 900 миллионов в Москве и более 100 миллионов в Московской области). С учетом прогнозируемого роста уровня выплат по ОСАГО в 2016 году эта сумма ущерба за год может увеличиться до 1,4 миллиарда рублей.

В проблемных же регионах ситуация ухудшается. В августе 2016 года один судья в Краснодаре принял 155 решений о списании денежных средств по суду с Российского союза автостраховщиков (поскольку мы также осуществляем выплаты пострадавшим за обанкротившиеся компании) в пользу одного и того же человека. Каждое из этих дел – ровно на 395 тысяч рублей, в том числе 120 тысяч рублей – страховая выплата, остальные деньги – возмещение морального вреда, оплата экспертизы, штрафы и прочее. Эти колоссальные средства идут в карман автоюристам.

Практика такова, что на обжалование подобных решений уходит 6-8 месяцев, и после этого денег мы уже не видим. Сначала средства списываются со счета страховой компании или РСА, дальше дело по обжалованию может быть и выиграно. Но к тому времени человек, который получил средства, давно исчез.

Расцвет бизнеса автоюристов связан с тем, что в ОСАГО есть денежные выплаты и может быть применен закон о защите прав потребителей. Это позволяет им делать все, чтобы человек не ремонтировал свой автомобиль, а дело уходило в суд и можно было, играя на суммах этих расходов, зарабатывать большие деньги. Страховщики и Центральный Банк считают решением проблемы судов и автоюристов введение натурального возмещения по убыткам. Мы очень надеемся, что в осеннюю сессию проект, подготовленный с учетом предложений страховщиков, ЦБ и Минфина, будет принят.


20 сентября 2016 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Автострахование, Суды и расследования
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 4.18 (голосовало: 11 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: