Страхование жизни и ОСАГО – догоним и перегоним
Чернин Максим Борисович
Старший управляющий директор – директор департамента благосостояния клиентов ПАО «Сбербанк», председатель комитета Всероссийского союза страховщиков (ВСС) по развитию страхования жизни
|
Как развивается бизнес российских страховщиков жизни? Какие тренды и действия страховщиков будут определять развитие этого рынка в будущем?
В отличие от многих финансовых рынков, отрасль страхования жизни работает очень скоординированно. Между компаниями-участницами Ассоциации страховщиков жизни налажено тесное взаимодействие, и это не может не радовать: многие решения и предложения мы вырабатываем и продвигаем совместно.
Уже не первый год мы достигаем существенного роста рынка, в том числе и в долларовом выражении. Россия занимает одно из первых мест в Европе и в мире по темпам роста страхования жизни. С одной стороны, это, конечно, хорошо, с другой — показывает, насколько наш рынок мал в абсолютном выражении. Однако страхование жизни занимает уже около 20% от всего страхового рынка РФ, при том что еще лет 5 назад его доля составляла всего 3–5%. Страхование жизни, наряду с ОСАГО, стало одним из крупнейших сегментов рынка, о чем 5–7 лет назад было трудно даже мечтать.
Ни один из игроков рынка страхования жизни не испытывает проблем с прибыльностью, однако, полагаю, дальнейший тренд будет характеризоваться направленностью на ее снижение — может сказаться давление на размер нагрузки в страховых продуктах (как в части комиссионного вознаграждения, так и в части маржи прибыли самих страховых компаний). В части инвестиционного страхования подобный тренд будет связан с тем, что мы входим в период низких ставок, и, чтобы не потерять конкурентоспособность и не снизить привлекательность страхования в глазах клиента, компании будут вынуждены снижать нагрузку по инвестиционным продуктам. В России и маржа, и комиссионные по рисковому кредитному страхованию выше, чем в мире, в связи с чем как страховщики, так и регулятор будут уделять этому вопросу особое внимание. На Западе ситуация, когда уровень выплат клиентам в рисковом страховании не превышает 25% брутто-премии, может быть названа страхованием лишь очень условно. К этому придет и наш рынок.
Думаю, снова должны появиться активные агентские сети — уже в виде комплексных финансовых консультантов. Пока на данном этапе это все еще очень дорогой канал, дороже банковского. Одновременно развивается и онлайн-канал, его динамика ближайшие годы будет очень высокой. Таким образом, тренды стоимости каналов продаж и конкурентоспособности страховых продуктов будут определять движение маржинальности нашей отрасли на ближайшие годы.
Нельзя не отметить пока что сохраняющуюся «однобокость» рынка: в основном развиваются продажи через банковский канал. Флагманом роста остается инвестиционное страхование жизни, несмотря на то что развитие получают и другие категории продуктов.
Сможет ли рынок развиваться такими же темпами в ближайшие годы? Наверно, столь высокие темпы поддерживать будет неимоверно сложно: эффект низкой базы уже проходит, а активность со стороны других участников финансовых рынков только растет. Предложение на рынке инвестиционных услуг расширяется — это и индивидуальные инвестиционные счета, и паевые инвестиционные фонды, и доверительное управление, и пр. (а инвестиционное страхование жизни относится к ряду этих продуктов в гораздо большей мере, чем к ряду продуктов страхования). Индивидуальные инвестиционные счета имеют существенные налоговые льготы; кроме того, в Думу внесено предложение увеличить размер вложений, попадающих под действие этих льгот, до 1 миллиона рублей.
Рано или поздно (но скорее, рано) рынок четко разделится на долевое (unit-linked) и обычное страхование жизни — этими продуктами закрываются разные потребности. Полагаю, изменится и клиентское восприятие, финансовые продукты будут приобретаться комплексно, и страхование жизни станет неотъемлемым элементом закрытия финансовых потребностей клиента, наряду со всеми прочими продуктами, для всех сегментов — как для высокодоходных, так и для массовых.
Важно, чтобы этот растущий поток страхования жизни опирался на правильную систему риск-менеджмента, ведь мы управляем длинными деньгами, полученными от клиента не на один год. Минимальный срок страховых программ составляет 3 года, средний по рынку — 5 лет, а по накопительному страхованию — 10. Мы знаем, что случилось с накопительным страхованием в мире, когда гарантированные по длинным договорам с регулярными взносами ставки доходности стали превышать те, которые может обеспечить актуальный рынок. И в этой части мы должны быть предельно аккуратными. Страхованию жизни необходима мощнейшая на рынке система управления рисками — актуарными, инвестиционными, кредитными. И я знаю, что все компании-лидеры, равно как и Регулятор, уделяют этому большое внимание.
Еще одним направлением, важным для будущего, является Digital-развитие. Сейчас в этой области только совершаются первые шаги, с прошлого года разрешена продажа страхования жизни онлайн. Однако в случае с Digital речь идет не только о продажах — здесь также звучит особняком тема обслуживания клиентов. Взаимодействие между компанией и клиентом в рамках пост продажного обслуживания (по внесению изменений в полисы, по урегулированию убытков, по кросс-продажам, по докупке новых юнитов в инвестиционном страховании или подключению дополнительных рисков) постепенно перейдет в плоскость онлайн. Нынешние объемы в Digital крайне малы, но, думаю, не за горами время, когда самые высокие темпы роста будут именно здесь. Уверен: выиграет тот, кто научится общаться с клиентом самым удобным для него способом, а таким сегодня является онлайн.
Компания «Сбербанк страхование жизни» продолжает наращивать свои обороты, показывает высокие темпы роста, по итогам прошлого года мы перевыполнили свои задачи по объему прибыли. В 2016 году объем премий по РСБУ превысил 65 миллиардов рублей, а объем активов под управлением превысил 125 миллиардов рублей. В части объемов и темпов роста мы уже боремся за лидерство в Восточной Европе. Мы делали акцент как на инвестиционном страховании жизни, так и на других видах, прежде всего на накопительном страховании жизни, показавшем хороший рост (близкий к двукратному), а также активно продавали массовые коробочные продукты. Кроме того, сейчас восстанавливается рынок кредитования — как потребительского, так и ипотечного, — в связи с чем зафиксирован рост и в направлении кредитного страхования жизни. В 2017 году мы намерены акцентировать свое внимание на вопросах диджитализации, обслуживания клиентов в режиме онлайн, модернизации продуктовой линейки и дальнейшего контроля качества клиентского сервиса.