Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию Форум страховых инноваций InnoIns-2024
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Форум страховых инноваций InnoIns-2024
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Саморегулирование
Несвоевременная тема
Лайков Алексей Юрьевич
Генеральный директор ООО СБ «РИФАМС», председатель отраслевой комиссии по страхованию Ассоциации менеджеров России, заместитель председателя совета Ассоциации профессиональных страховых брокеров (АПСБ), кандидат экономических наук, доцент
страхование сегодняРеакция на предстоящее появление саморегулируемых организаций (СРО) неоднозначна - от горячих приветствий в адрес "нового института гражданского общества" до скепсиса по поводу очередного звена в бюрократической цепи. Какое же место в общественном устройстве России суждено занять этим организациям?

Проблему саморегулирования нельзя рассматривать вне контекста развития социально-экономической и политической ситуации в нашей стране. СРО - типичный атрибут системы общественного управления, основанной на принципах либерализма. Эта система дискредитировала себя в России еще в 1990-х годах. Примерно с 2000 г. ее трансформировали в "управляемую демократию", при которой власть довольно вяло пытается влиять на стихийно развивающиеся политико-экономические процессы. Очевидно, что "управляемая демократия" к сегодняшнему дню также утратила свой потенциал.

Экономической базой как для химеры либерализма, так и для "управляемой демократии" в новейшей истории России было и остается присвоение властвующей элитой природной ренты - прежде всего, в нефтегазовом комплексе. Однако, во-первых, эта база крайне неустойчива в силу непредсказуемости мировых цен на энергоносители. Во-вторых, ее ресурс ограничен во времени: технологический "задел", созданный в 1980-х годах, скоро будет исчерпан. В свое время недальновидное советское руководство закачало в нефтегазовый комплекс примерно 200 млрд долл. инвестиций. В течение последних 12 лет эти инвестиции попросту "проедались", поддерживая иллюзию относительного экономического благополучия.

По оценкам непредвзятых экспертов, при сохранении сегодняшней социально-экономической политики технологический потенциал, накопленный предыдущими поколениями, иссякнет к 2008 году. Вместе с ним иссякнут и финансовые ресурсы для действующей системы госуправления и организации общественной жизни. Не случайно самые глубокие "стратегические" проработки нынешних представителей власти ограничиваются серединой будущего года.

Таким образом, неустойчивость системы управления обществом, одним из элементов которой являются СРО, будет неизбежно нарастать - вплоть до довольно скорого коллапса.

Объективно обусловленная реальность такой перспективы заставляет более внимательно присмотреться к тому, какие силы заинтересованы в сохранении опасного застоя, камуфлируемого то административной реформой, то попытками создания и развития СРО.

Прежде всего, это бизнес, ориентированный на экспорт сырья. Он по-прежнему не желает делиться присваиваемой природной рентой с большей частью общества.

Это также часть чиновничества, не способная создать здоровую систему стимулирования развития отечественной экономики. Она не только не желает нести ответственность перед бизнесом и обществом, но и пытается легализовать свою безответственность с помощью выгодного ей варианта административной реформы.

Это и конкуренты России (другие государства и транснациональные корпорации) из истории прекрасно знающие, что слабые рынки не могут развиться без активной поддержки со стороны собственного государства.

Действующая в стране система "управляемой демократии" вредит развитию отечественной экономики. В частности, она уже нанесла заметный ущерб страховому рынку. Например, пресловутые проблемы в реализации обязательного страхования автогражданской ответственности возникли не только вследствие популизма "народных избранников", о котором не устают заявлять некоторые наши уважаемые коллеги. Эти проблемы главным образом стали результатом столкновения страхового бизнеса именно с неэффективной системой общественного устройства, во главу которой поставлен "принцип управляемости" (читай - беспринципности) большой части российского депутатского корпуса.

Нынешняя система не адекватна окружающей ее действительности и общественным потребностям. Поэтому сбои в ней будут происходить все чаще - под заунывные заклинания об "эффективности рынка" и "необходимости построения институтов гражданского общества". Неуклонно развивающийся кризис модели общественного управления делает перспективы и, соответственно, саму тему СРО неактуальными для России.

Весьма характерно, что за рубежом сейчас идет сворачивание поля деятельности СРО. Наиболее яркий пример - британский страховой рынок, где в 2004 г. негосударственный General Insurance Standard Council должен передать регулирующие функции государству в лице Financial Services Authority.

В целом же для элементарного выживания нашей страны и общества необходимо построить совершенно иную систему организации общественной жизни. По опыту стран Юго-Восточной Азии она должна предусматривать активное государственное регулирование и стимулирование экономики, которое опирается на жесткую политическую систему и - в отличие от этих стран - на развитие внутреннего спроса на отечественные товары и услуги, а не экспорта.
Именно такая система сможет стать реальной альтернативой краху российского общества. Она создаст условия для постиндустриального рывка экономики, благодаря которому сформируется устойчивый средний класс, а затем, как следствие, - адекватные социальная и политическая структуры.

Понятно, что в этой системе антикризисных мер саморегулированию вряд ли будет отведено значимое место. Таким образом, с течением времени вопрос о СРО будет терять актуальность. Ближайшие один-два года он еще будет как-то звучать. Затем, в условиях нарастающего кризиса, дискутировать об активизации СРО реалистически мыслящим людям будет уже недосуг. Серьезное обсуждение этого вопроса, скорее всего, придется отложить для более благоприятных времен.


21 октября 2003 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Саморегулирование
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: