Медиация – эффективный способ разрешения споров в страховании
Чуб Алексей Васильевич
Директор юридического управления СОАО «ВСК», главный редактор журнала «Нормативное регулирование страховой деятельности»
|
В практике страхования очень часто возникают ситуации, когда между страховщиком и страхователем (выгодоприобретателем) возникают спорные ситуации, требующие оперативного и справедливого разрешения. Каким образом стороны могут попытаться найти устраивающее всех решение, не доводя дело до суда?
Обращение в суд - наиболее распространенный и понятный сторонам способ выяснения истины. Но основополагающий принцип свободы договора допускает по усмотрению сторон и иные способы разрешения конфликтных отношений, в частности, обращение в третейские суды и разрешение спора посредством медиации.
Что же такое медиация? Медиация в страховании – это внесудебный способ разрешения спорных ситуаций между субъектами страхования: страховщиком, страхователем или выгодоприобретателем при помощи авторитетного независимого посредника (медиатора). Медиатор (от лат. mediator-посредник) – это главная фигура переговорного процесса, от авторитета которого у спорящих сторон, его умения, мастерства и такта зависит конечный результат разрешения спора, он не только имеет правовые знания и опыт, но и нравственную позицию и личную, репутационную ответственность перед участниками спорных отношений.
Преимущества использования медиации перед судебным процессом заключаются в том, что судебные разбирательства сегодня чрезмерно формализованы, длительны, дороги и не всегда эффективны. А медиация выгодна своей оперативностью, малозатратностью, конфиденциальностью, неформальностью, конструктивностью и предсказуемостью решения. Из этих преимуществ, наиболее важным для участников договора страхования, безусловно, является конфиденциальность: зачастую они не хотели бы «выносить сор из избы», делать достоянием гласности те или иные свои разногласия и подвергать риску свою деловую репутацию. Это особенно характерно для споров между страховыми компаниями, при перестраховании крупных рисков, в отношениях с партнерами-страхователями, с которыми сложились длительные и доверительные отношения. Разрешение конфликтной ситуации при помощи медиатора позволяет защитить от разглашения очень многие «тонкие» проблемы во взаимоотношениях сторон, сделать недоступными для анализа третьих лиц важнейшие документы, фактические действия, ставшие причиной разногласий. Кроме того, медиация позволяет разрешать споры более оперативно (что сегодня, когда длительность судебных процессов, с учетом предварительного судебного заседания, рассмотрение спора сторон в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций, может достигать 6-9 месяцев) и менее формализовано (нет необходимости строго следовать процессуальным нормам).
Кроме того, часто финансовые и иные затраты на судебное разбирательство обходятся для спорящих сторон дороже, чем достигнутый результат, а медиация позволяет этого избежать. Конечно, привлечение авторитетного медиатора для урегулирования спора тоже стоит денег, но, гонорар – это далеко не главное, что движет профессиональным медиатором. Зачастую для медиатора важнее разрешить тот правовой казус, который стал «камнем преткновения» в споре между сторонами, заслужить репутацию авторитетного страхового рефери. Наиболее распространена форма оплаты медиатора по итогам разрешения конфликтной ситуации и осуществляется только в том случае, если стороны приходят к примирению (от 1 до 2% от суммы спора). В то же время его «соломоново решение» более предсказуемо для сторон, потому что судья выносит решение на основании закона и "оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению" (ст.67 ГПК РФ и 71 АПК РФ), а медиатор – на основе профессиональных знаний.
Использование медиации несет в себе конструктивное начало примирительных процедур. Если спорящие стороны решились прибегнуть к помощи посредника - это уже само по себе свидетельство внутренней готовности к скорейшему разрешению спора, преодолению препятствий, ставших причиной спора. По международной статистике, посредством медиации можно урегулировать 25-50 % всех споров, при этом примирение достигается более чем в 80% случаев.
В каких случаях наиболее оптимальным способом разрешения страхового спора будет медиация? Во-первых, если бывшие партнеры не могут преодолеть разногласия по решению конкретной проблемы, вытекающей из разности подходов к толкованию условий договора страхования, процедур урегулирования страхового события, определения размера ущерба, производства страховой выплаты. Во-вторых, если спор возник между страховыми или перестраховочными компаниями, страховыми брокерами, то в интересах сохранения конкурентных преимуществ, позитивного имиджа на страховом рынке необходимо оперативное и конфиденциальное разрешение противоречий. В-третьих, в тех случаях, когда судебное разбирательство обещает быть длительным и дорогим, а перспективы неопределенными, помощь медиатора будет наиболее эффективной.
Порядок разрешения спорной ситуации и содержание примирительных процедур определяет медиатор по согласованию с уполномоченными представителями. Здесь нет единых подходов и общих рецептов, выбор места и времени, формы и методов определяется исходя из целесообразности, эффективности и результативности процесса медиации. Показателен положительный опыт ОАО «Военно-страховая компания» при урегулировании разногласий по договору морского страхования судна “Super Jet” (Греция). Договор был заключен на основе английского права и практики. В результате поломки двигателя судну был причинен ущерб в размере 833 352 евро. Считая, что авария произошла до заключения договора страхования, страховщик отказал в выплате, что и явилось основанием возникновения спора между ОАО «ВСК» и страхователем.
Согласно условиям договора, любой спор между его участниками подлежал обязательному урегулированию путем переговоров с участием независимого посредника (медиации), а в случае неудачи рассмотрение спора передается в арбитраж. В процессе переговоров сторонам не удалось в полной мере разрешить спор по существу, однако предпринятая попытка принесла, безусловно, полезный результат:
-
была получена полная информация о действиях страхователя и его брокеров в ходе заключения договора и урегулирования претензии;
-
страхователь признал, что нарушил существенные условия договора страхования (не сообщил информацию, имеющую существенное значение для принятия решения о заключении договора);
-
первоначальная сумма требования судовладельца была снижена вдвое;
-
было согласовано предложение о досудебном урегулировании спора непосредственно между сторонами договора страхования без участия посредника и адвокатов.
В результате, рассмотрение спора во внесудебном порядке - путем медиации - позволило страховщику избежать ряда негативных моментов, сопровождающих, как правило, споры с участием иностранных лиц:
-
сэкономить время - урегулирование претензии в арбитраже в судебном порядке обещало стать продолжительным;
-
избежать финансовых затрат на судебные и адвокатские расходы (часть из которых не возмещается даже в случае положительного решения арбитра),
-
в случае передачи дела в арбитраж, Ответчик вправе был бы предъявить требование о выставлении гарантии в отношении указанных расходов.
Таким образом, медиация показала себя как весьма эффективный способ работы по спорным ситуациям в страховании, который позволяет страховщику оперативно и без серьезных финансовых издержек преодолеть разногласия, сохранить при этом партнерские отношения с потенциальным страхователем и положительную деловую репутацию на страховом рынке России.
В каких областях страховой деятельности наиболее целесообразно использование процедуры медиации? В-первую очередь, при разрешении споров по договорам морского страхования, где она довольно широко распространена сегодня в международной практике, и накоплен положительный опыт. Во-вторых, медиация, как способ разрешения споров, актуальна при возникновении разногласий между самими страховщиками, особенно при предъявлении требований в порядке регресса по договорам ОСАГО. Уже сегодня Всероссийский союз страховщиков и Российский союз автостраховщиков вполне могли бы более активно делегировать своих наиболее компетентных и авторитетных представителей для выполнения функций медиации и досудебного разрешения споров, вытекающих из страховых правоотношений. И более того, существуют все объективные условия для создания при ВСС и РСА Комитетов по медиации (посредничеству).