Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию Форум страховых инноваций InnoIns-2024
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Форум страховых инноваций InnoIns-2024
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Тенденции, Регулирование
Разрушительная реформа
Лайков Алексей Юрьевич
Генеральный директор ООО СБ «РИФАМС», председатель отраслевой комиссии по страхованию Ассоциации менеджеров России, заместитель председателя совета Ассоциации профессиональных страховых брокеров (АПСБ), кандидат экономических наук, доцент
страхование сегодняСегодня, 12 августа, состоится первое заседание правительственной комиссии по проведению в России административной реформы, призванной освободить органы госвласти от «избыточных» функций и таким образом подтолкнуть развитие бизнеса. Совпадет ли желаемое с действительным по результатам реформы?

Реализация концепции административной реформы по "формуле" Минэкономразвития не будет способствовать развитию бизнеса. Напротив - такая реформа приведет к разрушительным последствиям для экономики в целом и для экономических основ страхования - в частности. Отказ от "избыточных" функций органов власти в сегодняшнем исполнении - это в значительной степени воплощение желания части чиновников избавиться от бремени ответственности перед обществом, переложить его на чужие плечи.

Страховое сообщество должно осознать потенциальную угрозу, которая исходит от предлагаемой реформы. Ее концепция хоть и соответствует абстрактным схемам, нарисованным в примитивных учебниках для "emerging markets", но совершенно не учитывает российские особенности и потребности положительного развития бизнеса.

Отечественные предприниматели, особенно их неолигархическая часть, объективно не могут быть заинтересованы в изменении системы госуправления по варианту, в основе которого лежит идеология отказа от осуществления государством общественно необходимых функций в сочетании с неизбежным снижением степени ответственности госслужащих перед обществом. Для общества и бизнеса как раз необходимо обратное - повышение ответственности чиновников за выполнение уже возложенных на них функций. Механизм повышения ответственности следует дополнить осуществлением государством системы научно обоснованных мер по эффективному стимулированию бизнеса и реального экономического развития страны в целом.

А между тем сейчас профессиональный страховой бизнес тратит время и средства на попытки реализации тех или иных бесперспективных проектов, в основе которых нередко лежит банальное стремление отдельных групп госслужащих переложить бремя ответственности на страховых предпринимателей.

Например, в свете административной реформы активизировались разговоры о необходимости и перспективности замены лицензирования отдельных видов деятельности страхованием ответственности. Профессионалам хорошо известно, что этот вид страхования - один из наиболее сложных. Он требует высокой квалификации страховщика и индивидуального подхода к страхователю. Страхование ответственности значительно превосходит ОСАГО по сложности, и "предваряющей" нормой при принятии подобных рисков на страхование здесь обычно как раз и является наличие у потенциального страхователя государственной лицензии. Практические попытки замены функций госконтроля и регулирования страхованием будут, вероятнее всего, связаны с игнорированием интересов либо страховщиков, либо страхователей, либо с примитивной стандартизацией. Все это неизбежно приведет к хаосу и профанации самой идеи страхования.

То же можно сказать и о периодически возникающих идеях внедрения обязательного страхования - то от последствий техногенных катастроф, то жилья и т.п. Все эти проекты обречены на провал, поскольку начисто игнорируют и платежеспособность потенциальных страхователей, и азы профессионального страхования, которое не допускает возможности принятия на риск объектов в аварийном состоянии.
Страховым предпринимателям пора перестать плодить иллюзии и отказаться от бесперспективных попыток разрешения проблем рынка одним росчерком пера. Для решения главной задачи - расширения рентабельной клиентской базы российского страхового бизнеса - нужно пройти трудным путем. Этот путь - профессионализация взаимодействия страховщиков с потенциальными и реальными страхователями, приоритетное развитие и повышение качества работы основных производительных сил рынка: агентов, агентств, филиалов и продающих подразделений страховых компаний, брокеров.

Очевидно, что без активного участия государства решить эти задачи невозможно. И сегодня профессиональный страховой бизнес должен ставить вопрос не о сворачивании госприсутствия на страховом поле, а о резкой активизации научно обоснованной государственной страховой, налоговой и организационно-экономической политики, направленной на стимулирование деятельности страховщиков, агентов, брокеров, актуариев, оценщиков, сюрвейеров, аваркомов и т.п.

Думается, что и у государства, и страховщиков сегодня есть необходимые предпосылки для достижения этой цели. Необходима лишь воля и основанное на научном подходе приложение усилий.

 

Ссылки по теме:
А.Лайков. «Административная реформа: моральный аспект»


12 августа 2003 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Регулирование
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 0.00 (голосовало: 0 чел.)
10   
Предыдущие отзывы:
12 августа 2003 г. 17:43 Smart
Уважаемый г-н Лайков!
Безусловно, Вам должно быть известно, что в СССР существовала система обязательного страхования строений, находящихся в личной собственности граждан. При этом на страхование принимались ветхие и аварийные постройки.
Система работала и довольно успешно. Почему? Все очень просто, потому что главная задача страхования отнюдь не расширение "рентабельной клиентской базы страховщика", а предоставление страховой защиты путем раскладки ущерба между как можно большим числом страхователей. Тогда и тариф будет приемлем и Ваша любимая клиентская база расширится.
Страховщикам давно уже пора перестать гнаться за быстрым рублем, как Вы верно, кстати, подмечаете и думать хотя бы на 3 шага (3-5 лет) вперед.
13 февраля 2006 г. 13:03 Casual
Шаг вперед
В отличие от СССР в настоящее время износ зданий в среднем по стране составляет 58%, 40% жилья требуют немедленного капитального ремонта, осуществление которого со вступлением в действие весной 2005 года нового Жилищного Кодекса становится невозможным для подавляющего большинства жителей страны. 70% коммуникаций в сфере ЖКХ изношены, аварийность растет весьма быстрыми темпами ("блэкаут" 25 мая 2005 года, аварии на теплотрассах, в системах водоснабжения и канализации практически во всех регионах). Только на текущий ремонт коммуникаций не хватает 2 трлн. рублей и, судя по всему, эти расходы планируется также переложить на наше многострадальное население. А тут еще планы по введению обязательного страхования жилья опять же за счет граждан...
Уже 15 лет в страховании нет той системы, которая "работала и довольно успешно". Сейчас страхование другое и другое оно не потому, что вывелась новая порода каких-то особенно алчных страховщиков(хотя и всякой нечисти среди них, действительно, стало многовато): изменились базовые условия функционирования рынка - изменился, прежде всего, сами страхователи. Изменились основные свойства страхователей: вследствие износа принадлежащей им собственности качественно ухудшились ее рисковые характеристики, вследствие социально-экономической политики упала их платежеспрособность. Это и заставляет страховщиков искать и формировать под себя именно рентабельную клиентскую базу, а не заниматься филантропической "раскладкой ущерба между как можно большим числом страхователей".
В современных условиях обязательное страхование ветхого в массовых масштабах жилья либо будет крайне невыгодным для страховщиков, либо для страхователей.
Думать, конечно, нужно, но для того, чтобы результаты этого процесса были действительно полезными, необходимо знать предмет, о котором даются рекомендации подумать. Для этого надо учиться.

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: