Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
 
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Прямая речь

  Полный список материалов

  Реформа ОМС, Регулирование, Обязательное медицинское страхование, Добровольное медицинское страхование
Обязательное и добровольное медицинское страхование: вместо или вместе?
Юрин Андрей Владимирович
Председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования до 18.06.2012 г.
страхование сегодняКаковы перспективы развития медицинского страхования в свете принятого нового закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ»? Какие шансы и возможности он оставляет для рынка добровольного медицинского страхования (ДМС)?

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования всегда принимает активное участие в дискуссии о добровольном медицинском страховании, потому что невозможно заниматься обязательным медицинским страхованием, не обращая внимания на то, что одновременно происходит в медицинских учреждениях. Мы считаем, что должны иметь полное понимание, как развивается система предоставления платных услуг и, соответственно, добровольное медицинское страхование.

Говоря откровенно, рынок ДМС в нашей стране сегодня на самом деле крайне узок – это всего 85 миллиардов рублей. Для сравнения, вся бесплатная медицинская помощь, предоставленная федеральными медицинскими учреждениями, а также учреждениями субъектов федерации и муниципальными учреждениями, обошлась бюджетам всех уровней в 1,5 триллиона рублей (это государственные средства). По сравнению с этим 80 миллиардов ДМС – это, конечно же, весьма и весьма немного. Приходится констатировать тот факт, что ДМС в России пока не развито и составляет около 5% к общему объему медицинской помощи, предоставляемой в рамках государственных гарантий.

Государство делает существенные шаги навстречу развитию добровольного медицинского страхования. Есть возможность отнесения затрат на медицинские услуги на себестоимость предприятия-работодателя в размере до 6%. Есть налоговый вычет в 150 тысяч рублей для физических лиц. Это достаточно серьезные преимущества. Известно, что стоимость страхования ДМС по обычной, типовой программе, как правило, существенно ниже этих сумм.

Сейчас в Правительстве Российской Федерации перед внесением в Государственную Думу рассматривается проект закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Он предусматривает четкое разграничение платного и бесплатного медицинского обслуживания.

Хотелось бы сразу оговорить, что Конституция Российской Федерации гарантирует возможность получения бесплатной медицинской помощи по всему спектру медицинских услуг, которые требуется оказать в состоянии угрозы жизни и здоровью человеку. Поэтому, естественно, говорить о том, что какой-то вид заболеваний можно отнести к лечению только в системе ДМС и исключить его из сферы ОМС, было бы неправильно, так как Конституция однозначно гарантирует всем гражданам Российской Федерации бесплатную медицинскую помощь. И только сам человек может и должен делать выбор, пользоваться ли ему ДМС и в каком медучреждении получать по нему медицинские услуги.

Здесь следует сделать некоторые уточнения. Есть мнение, что новый закон по ОМС, который сейчас вступил в силу, не предусматривает возможности для одной и той же страховой организации работать и в ОМС, и в ДМС. На самом деле в законе этой позиции нет. Закон предусматривает для страховых медицинских организаций возможность работать и по обязательному, и по добровольному медицинскому страхованию. Это сделано осознанно, в отличие от прежней редакции законопроекта, так как в этом случае страховая компания в большей мере соответствует своему предназначению. Она в большей степени будет понимать, как надо правильно использовать средства, будет лучше владеть финансовыми механизмами. В конечном итоге, это пойдет и на пользу тем процессам, которые происходят в ОМС. Однако все, что предоставляется в качестве платных услуг в медицинском учреждении, ни в коем случае не должно идти в ущерб предоставлению бесплатных услуг.

Вместе с тем мы понимаем, что ОМС в какой-то части достаточно тесно переплетается с ДМС. Нередко наблюдается картина, которая представляется нам достаточно странной - когда за счет государственных инвестиций приобретено дорогостоящее диагностическое оборудование, а потом на этом оборудовании оказываются платные медуслуги, причем еще и в первоочередном порядке, в обход очереди. Понятно, что это прямое ущемление прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи.

Поэтому в проекте закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» есть отдельная статья о платных услугах и предусматривается разграничение платных и бесплатных услуг таким образом, чтобы платные услуги не предоставлялись в ущерб бесплатным. Мы считаем, что это не нормально, когда в медучреждении, работающем на оборудовании, приобретенном за государственные деньги, отодвигается очередь больных, лечащихся бесплатно, и без очереди пропускаются лица, которые заплатили за получение платной медицинской услуги либо прикреплены по полису ДМС к этому медучреждению. С такими фактами грубого нарушения прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи мы боремся.

В то же время функционирование клиник, которые работают в системе ДМС и предоставляют несколько иной, более высокий уровень оказания медицинской помощи за счет своих инвестиций, вполне возможно. Представляется возможной и правильной ситуация, когда, скажем, при осуществлении медицинских вмешательств, сопровождающихся протезированием какого-либо органа или части органа, где существует линейка цен на операции такого рода (протезы разных производителей и т.д.), и государство гарантирует ее только по одной цене, а ДМС – по другой, более высокой.

В проекте закона Правительству поручено разработать специальные нормы, регулирующие предоставление платных медицинских услуг в подобных ситуациях, работа над данным нормативным актом сейчас ведется. Кстати, в части его конкретного наполнения, какие услуги должны или не должны входить в число платных и бесплатных, важны дополнения представителей страхового сообщества, имеющих опыт работы с медицинскими учреждениями.

Есть еще один важный вопрос, связанный с возможностью включения коммерческих клиник в систему ОМС. Новый закон «Об обязательном медицинском страховании в РФ» открывает возможности для более широкой конкуренции на рынке ОМС, потому что в течение 2-х лет (2011-2012 гг.) будет осуществлен переход на полный тариф. И если до сегодняшнего дня оплачивалось только 5 расходных статей, то будут оплачиваться все расходы медучреждения. В этой ситуации возможно участие частных медицинских учреждений в системе ОМС, в том числе и тех клиник, которые сегодня активно создаются страховыми организациями. Поскольку сегодня есть явный тренд на создание крупными страховыми организациями собственных медицинских учреждений, мы считаем, что если они впишутся в осуществляемый переход системы на полный тариф, перед этими клиниками открывается хорошая возможность участия в ОМС.

Еще один очень спорный вопрос, обсуждаемый сегодня – проблема возможности зачета части платежей, внесенных в ОМС как оплату за ДМС. На мой взгляд, это один из самых сложных вопросов. И прежде чем принимать решение, идти на этот шаг, зачитывать платежи по ОМС в ДМС или нет, разработчикам подобных инициатив следует тщательно проанализировать, какие именно услуги предоставляет ДМС, гарантирует ли она, например, предоставление стационарной помощи, есть ли там оказание медицинской помощи при тяжелых и сложных заболеваниях и т.п. Чтобы решение зачитывать платежи по ОМС в ДМС не привело к тому, что государство просто будет дотировать ДМС, нужно подходить к вопросу очень осторожно. Я думаю, что этот вопрос также следует обсуждать при подготовке того нормативного акта, который будет разрабатываться Правительством во исполнение закона, о котором я упоминал выше. И, наверное, здесь следует учитывать предложения разных сторон процесса, а не только точку зрения страховщиков.

Мы видим главной задачей медицинского страхования в будущем разумное сочетание двух условий. Безусловно, первое – это реализация прав граждан на бесплатную медицинскую помощь в силу тех государственных гарантий, которые предоставляются по закону. Второе, в плюс к этому - создание возможностей для того, чтобы рынок ДМС развивался.

Мы считаем, что развитие рынка ДМС – это более грамотное и правильное решение, чем просто разовые платные медуслуги, которые предоставляются конкретным медицинским учреждением. Поэтому своей первой задачей мы считаем совершенствование системы предоставления бесплатной медицинской помощи, а второй – создание условий для развития ДМС.


30 марта 2011 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Реформа ОМС, Регулирование, Обязательное медицинское страхование, Добровольное медицинское страхование

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 4.36 (голосовало: 22 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: