Обязательное и добровольное медицинское страхование: вместо или вместе?
Юрин Андрей Владимирович
Председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования до 18.06.2012 г.
|
Каковы перспективы развития медицинского страхования в свете принятого нового закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ»? Какие шансы и возможности он оставляет для рынка добровольного медицинского страхования (ДМС)?
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования всегда принимает активное участие в дискуссии о добровольном медицинском страховании, потому что невозможно заниматься обязательным медицинским страхованием, не обращая внимания на то, что одновременно происходит в медицинских учреждениях. Мы считаем, что должны иметь полное понимание, как развивается система предоставления платных услуг и, соответственно, добровольное медицинское страхование.
Говоря откровенно, рынок ДМС в нашей стране сегодня на самом деле крайне узок – это всего 85 миллиардов рублей. Для сравнения, вся бесплатная медицинская помощь, предоставленная федеральными медицинскими учреждениями, а также учреждениями субъектов федерации и муниципальными учреждениями, обошлась бюджетам всех уровней в 1,5 триллиона рублей (это государственные средства). По сравнению с этим 80 миллиардов ДМС – это, конечно же, весьма и весьма немного. Приходится констатировать тот факт, что ДМС в России пока не развито и составляет около 5% к общему объему медицинской помощи, предоставляемой в рамках государственных гарантий.
Государство делает существенные шаги навстречу развитию добровольного медицинского страхования. Есть возможность отнесения затрат на медицинские услуги на себестоимость предприятия-работодателя в размере до 6%. Есть налоговый вычет в 150 тысяч рублей для физических лиц. Это достаточно серьезные преимущества. Известно, что стоимость страхования ДМС по обычной, типовой программе, как правило, существенно ниже этих сумм.
Сейчас в Правительстве Российской Федерации перед внесением в Государственную Думу рассматривается проект закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Он предусматривает четкое разграничение платного и бесплатного медицинского обслуживания.
Хотелось бы сразу оговорить, что Конституция Российской Федерации гарантирует возможность получения бесплатной медицинской помощи по всему спектру медицинских услуг, которые требуется оказать в состоянии угрозы жизни и здоровью человеку. Поэтому, естественно, говорить о том, что какой-то вид заболеваний можно отнести к лечению только в системе ДМС и исключить его из сферы ОМС, было бы неправильно, так как Конституция однозначно гарантирует всем гражданам Российской Федерации бесплатную медицинскую помощь. И только сам человек может и должен делать выбор, пользоваться ли ему ДМС и в каком медучреждении получать по нему медицинские услуги.
Здесь следует сделать некоторые уточнения. Есть мнение, что новый закон по ОМС, который сейчас вступил в силу, не предусматривает возможности для одной и той же страховой организации работать и в ОМС, и в ДМС. На самом деле в законе этой позиции нет. Закон предусматривает для страховых медицинских организаций возможность работать и по обязательному, и по добровольному медицинскому страхованию. Это сделано осознанно, в отличие от прежней редакции законопроекта, так как в этом случае страховая компания в большей мере соответствует своему предназначению. Она в большей степени будет понимать, как надо правильно использовать средства, будет лучше владеть финансовыми механизмами. В конечном итоге, это пойдет и на пользу тем процессам, которые происходят в ОМС. Однако все, что предоставляется в качестве платных услуг в медицинском учреждении, ни в коем случае не должно идти в ущерб предоставлению бесплатных услуг.
Вместе с тем мы понимаем, что ОМС в какой-то части достаточно тесно переплетается с ДМС. Нередко наблюдается картина, которая представляется нам достаточно странной - когда за счет государственных инвестиций приобретено дорогостоящее диагностическое оборудование, а потом на этом оборудовании оказываются платные медуслуги, причем еще и в первоочередном порядке, в обход очереди. Понятно, что это прямое ущемление прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи.
Поэтому в проекте закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» есть отдельная статья о платных услугах и предусматривается разграничение платных и бесплатных услуг таким образом, чтобы платные услуги не предоставлялись в ущерб бесплатным. Мы считаем, что это не нормально, когда в медучреждении, работающем на оборудовании, приобретенном за государственные деньги, отодвигается очередь больных, лечащихся бесплатно, и без очереди пропускаются лица, которые заплатили за получение платной медицинской услуги либо прикреплены по полису ДМС к этому медучреждению. С такими фактами грубого нарушения прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи мы боремся.
В то же время функционирование клиник, которые работают в системе ДМС и предоставляют несколько иной, более высокий уровень оказания медицинской помощи за счет своих инвестиций, вполне возможно. Представляется возможной и правильной ситуация, когда, скажем, при осуществлении медицинских вмешательств, сопровождающихся протезированием какого-либо органа или части органа, где существует линейка цен на операции такого рода (протезы разных производителей и т.д.), и государство гарантирует ее только по одной цене, а ДМС – по другой, более высокой.
В проекте закона Правительству поручено разработать специальные нормы, регулирующие предоставление платных медицинских услуг в подобных ситуациях, работа над данным нормативным актом сейчас ведется. Кстати, в части его конкретного наполнения, какие услуги должны или не должны входить в число платных и бесплатных, важны дополнения представителей страхового сообщества, имеющих опыт работы с медицинскими учреждениями.
Есть еще один важный вопрос, связанный с возможностью включения коммерческих клиник в систему ОМС. Новый закон «Об обязательном медицинском страховании в РФ» открывает возможности для более широкой конкуренции на рынке ОМС, потому что в течение 2-х лет (2011-2012 гг.) будет осуществлен переход на полный тариф. И если до сегодняшнего дня оплачивалось только 5 расходных статей, то будут оплачиваться все расходы медучреждения. В этой ситуации возможно участие частных медицинских учреждений в системе ОМС, в том числе и тех клиник, которые сегодня активно создаются страховыми организациями. Поскольку сегодня есть явный тренд на создание крупными страховыми организациями собственных медицинских учреждений, мы считаем, что если они впишутся в осуществляемый переход системы на полный тариф, перед этими клиниками открывается хорошая возможность участия в ОМС.
Еще один очень спорный вопрос, обсуждаемый сегодня – проблема возможности зачета части платежей, внесенных в ОМС как оплату за ДМС. На мой взгляд, это один из самых сложных вопросов. И прежде чем принимать решение, идти на этот шаг, зачитывать платежи по ОМС в ДМС или нет, разработчикам подобных инициатив следует тщательно проанализировать, какие именно услуги предоставляет ДМС, гарантирует ли она, например, предоставление стационарной помощи, есть ли там оказание медицинской помощи при тяжелых и сложных заболеваниях и т.п. Чтобы решение зачитывать платежи по ОМС в ДМС не привело к тому, что государство просто будет дотировать ДМС, нужно подходить к вопросу очень осторожно. Я думаю, что этот вопрос также следует обсуждать при подготовке того нормативного акта, который будет разрабатываться Правительством во исполнение закона, о котором я упоминал выше. И, наверное, здесь следует учитывать предложения разных сторон процесса, а не только точку зрения страховщиков.
Мы видим главной задачей медицинского страхования в будущем разумное сочетание двух условий. Безусловно, первое – это реализация прав граждан на бесплатную медицинскую помощь в силу тех государственных гарантий, которые предоставляются по закону. Второе, в плюс к этому - создание возможностей для того, чтобы рынок ДМС развивался.
Мы считаем, что развитие рынка ДМС – это более грамотное и правильное решение, чем просто разовые платные медуслуги, которые предоставляются конкретным медицинским учреждением. Поэтому своей первой задачей мы считаем совершенствование системы предоставления бесплатной медицинской помощи, а второй – создание условий для развития ДМС.