Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
 
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Прямая речь

  Полный список материалов

  Тенденции, Кадры, Управление, Кризис и страхование
Чему должен был научить кризис менеджеров страховых компаний
Николенко Николай Петрович
Заместитель генерального директора ЗАО САО «Гефест», кандидат экономических наук, доцент, сертифицированный международный бизнес-тренер
страхование сегодняКаковы главные позитивные и негативные итоги кризиса, чему он научил менеджеров российских страховых компаний? Каковы сегодня позиции российских страховщиков по сравнению с их иностранными конкурентами?

Прежде всего, я бы сказал, что подводить итоги кризиса рано – он еще не миновал. Страховой рынок почувствовал его влияние с некоторым отставанием по сравнению с другими секторами экономики, и для многих страховых компаний кризис продолжается и по сей день.

Проявляется это по-разному. Однако основная четкая и устойчивая тенденция здесь следующая: стали осуществляться выплаты по договорам страхования, заключенным в кризисный период по заниженным ценам, поэтому темпы роста выплат опережают темпы роста поступлений. Для компании, обладающей живыми ликвидными, а главное, избыточными активами, потратить часть этих избыточных активов на выплаты не так страшно, при этом можно оставаться вне зоны риска. А вот для компаний, у которых и до кризиса были проблемы с активами, ситуация очень печальная. Я думаю, что скоро мы узнаем о новых фактах ухода страховщиков с рынка.

Одновременно с этим вступает в действие новый фактор – увеличение уставных капиталов с ужесточением требований регулятора к активам страховых компаний. Поэтому, на мой взгляд, 2011-2012 годы будут для рынка критическими. О значительном оживлении рынка и его реальном росте можно будет говорить не ранее конца 2012 года. Тогда восстановится и объем промышленного производства, и лизинговых операций, и кредитования (как потребительского, так и предприятий), а значит и с некоторым временным лагом страхового рынка. Кроме того, 2012 год сгладит последствия демпинга и опережающего роста убыточности и реально покажет, кто есть кто на страховом рынке.

Я не считаю происходящий процесс очистки рынка негативным. Такова наша экономическая реальность, для кого-то она негативная, для кого-то – наоборот. Часто беспокоятся потребители страховых услуг: как эта новая реальность скажется на клиентах страховых компаний. И я отвечаю так: для того, кто правильно выбрал страховую компанию, все будет хорошо. А тот, кто выбрал страховщика, руководствуясь только низкими тарифами, столкнется с проблемами.

Могу предположить, что определенную часть клиентов страховщиков-банкротов заберут страховые компании, заинтересованные в наращивании своей доли на рынке. Ради будущего дохода эти компании могут пойти на принятие клиентов без уплаты премии с действующими обязательствами прежней компании как своего рода инвестиционный проект, направленный на приобретение клиентской базы. Клиентская база сегодня – главная ценность страховой компании, основа ее стоимости. Но приращивать ее таким образом могут себе позволить далеко не все страховые компании.

Еще один позитивный аспект состоит в том, что после кризиса компании научатся лучше определять андеррайтинговый результат и будут более продуманно подходить к формированию андеррайтинговой политики и продавать полисы по рентабельной цене. Те же, кто никаких уроков из кризиса не вынес и по сей день пытается выжить на кассовых потоках, продолжая демпинговать даже сегодня, выращивают сами себе серьезные проблемы. Компании, у которых активы превышают обязательства, действительно могут себе позволить какое-то время демпинговать в целях приобретения клиентской базы и будущих доходов. Длительность того срока, в течение которого можно продолжать это делать, зависит от запаса прочности компании, который ни у кого не бесконечен.

Но в целом, адекватные менеджеры компаний уже понимают, что пора всерьез заниматься андеррайтингом и тарифной политикой, пора брать риски неубыточной ценой. Для этого нужно перестраивать бизнес-процессы в компании, повышая роль андеррайтинга, перестрахования и урегулирования убытков, которые составляют основу страхового бизнеса. Уже сегодня необходимо позаботиться об эффективности деятельности страховой компании, понимая, что главная часть издержек – это операционные расходы (выплаты), а вторая часть – это неоперационные издержки (расходы на ведение дела), в которых доля заработной платы доходит до 60 процентов.

Вопрос сокращения РВД надо решать, как это может быть не прискорбно, в том числе за счет сокращения лишнего персонала, хотя это отчасти связано и с эффективностью страховой деятельности. Если менеджмент не может обеспечить хороший операционный результат по страхованию, который превышает РВД, то остается единственное средство - сокращать расходы на персонал компании.

Что касается комиссионного вознаграждения, то там тоже есть определенный резерв сокращения расходов, но КВ сильно зависит от рыночного уровня, и компании не так просто сократить его в одиночку. Конечно, есть компании, которые могут себе позволить платить и по 35% комиссионного вознаграждения, а есть те, которые не могут позволить и 15%, для них это экономически не оправдано.

В общем, какой бы вопрос мы не рассматривали, все упирается в менеджмент. То есть главная проблема российского страхового рынка – это качество менеджмента. Других проблем на рынке, по большому счету, нет. И выживание в кризисных условиях, и сокращение расходов, и привлечение капитала, и освоение новых рынков – это тоже вопросы менеджмента, в том числе финансового, стратегического, HR-менеджмента и IT-менеджмента.

В связи с предстоящим вступлением в ВТО возникает вопрос, в чем различия российского и западного менеджмента, и почему стандарты и стереотипы западного менеджмента не всегда срабатывают на российском рынке. Как можно заметить, в последнее время намечается явный отток западных менеджеров из России и Украины. Иностранные страховщики продают свои доли и закрывают дочерние компании. Это уже не единичные случаи, а тенденция, говорящая о том, что у нас не так просто работать. Те же компании, которые остаются на российском и украинском рынках, тоже начинают отзывать своих западных менеджеров и отдают приоритет национальным кадрам. И это неудивительно, с учетом того, что некоторые из западных менеджеров не имели до этого опыта в России и даже не говорят на русском языке.

Иностранные компании приходят в Россию со своими управленческими стереотипами, связанными с механистическим подходом к бизнесу как совокупности регламентированных бизнес-процессов, в которых человек есть средство их реализации. У российских менеджеров своя парадигма менеджмента – постсоветская, связанная с привычкой командовать людьми, а не управлять. Но и в том, и в другом случаях персонал есть средство и объект администрирования. Стереотипы сталкиваются, компании начинают «буксовать», поскольку персонал не очень приемлет такие методы управления. Но одно дело, когда выращенный в условиях административных методов и привыкший к ним персонал, переносит наши стереотипы. И совсем другое дело, когда на наши стереотипы накладываются еще и западные. Тогда становится очень тяжело работать, а иногда и невыносимо. Об этом не принято говорить вслух. Но по роду своей деятельности я часто общаюсь с менеджерами страховых компаний России и Украины, которые приватно об этом говорят, если не сказать «кричат».

Безнадежна ли ситуация? Конечно, нет. Менеджерам иностранным и российским надо понять одну простую вещь: как ребенок должен расти и развиваться последовательно, так и страховая компания проходит определенные стадии развития шаг за шагом. Забегание вперед ни к чему хорошему не приводит. Компании, работающие на развитых западных рынках, кардинально отличаются от российских компаний. И так же, как трехлетнему ребенку нельзя поднимать пудовые гири или учиться в университете, так и страховая компания должна использовать те инструменты управления, которые соответствуют ее стадии развития, корпоративной культуре и рыночной ситуации. Могу сказать однозначно на опыте работы в трех компаниях и консультировании еще восьми компаний: организации есть продукт менеджмента. Какие менеджеры, такие и компании. Искусство же менеджмента заключается не в бездумном копировании западных инструментов, а в умелой комбинации форм и методов управления, адаптированных к специфике компании и рынка. Нельзя слепо брать западные инструменты, которые мало того, что для наших страховщиков преждевременны, так и на самом Западе увлечение многими из ранее модных теорий уже прошло. Но и быть нигилистом, отрицая передовой мировой опыт тоже нельзя. «Пазлы» управления известны многим, а вот их уникальная комбинация – не всем.

Нет такого универсального инструмента, который автоматически решил бы все управленческие проблемы компании, можно только подобрать комбинацию инструментов менеджмента под конкретные задачи.

Конечно, менеджер страховой компании должен знать и российский опыт, и западный опыт, иметь хорошую теоретическую и методологическую базу. Тогда он будет способен сформировать парадигму менеджмента, то есть взгляд на систему идей и инструментов, которые можно использовать в России, исходя из реальной обстановки. Но именно этого-то и нет. Вместо этого есть попытки насаждения в России западных стандартов и регламентов для компаний, не пришедших к горизонтальной структуре бизнес-процессов. Мы нуждаемся в выработке системной парадигмы менеджмента, а не фрагментарной, когда бездумно выхватывается чей-то опыт или отдельный инструмент управления. Системная парадигма возникает на основании трех простых вещей: вдумчивое изучение теории и методологии, анализ собственного опыта и изучение чужого опыта. Тогда не будет слепого копирования западных инструментов и преклонения перед ними. Нужно создавать свою модель компании на базе системной парадигмы менеджмента. А модель будет «отторгнута» из мозга на основе компетенций менеджмента в виде эффективной компании. К сожалению, у нас ситуация несколько иная. Менеджментом у нас могут заниматься все. Учиться у другого считается не очень правильным (в своем отечестве нет пророка). Хотя у нас есть только одно конкурентное преимущество, которое заключено в органе весом в 1362 грамма, то есть в мозге. Только способность учиться и развиваться может дать менеджменту и управляемыми ими компаниям реальное конкурентное преимущество в турбулентной среде.

Итак, подведем итог наших рассуждений. Опыт показывает, что искусство менеджмента заключается, во-первых, в знании многообразного инструментария управления. Во-вторых, в умении составить уникальную комбинацию этих инструментов для своей компании, исходя из ее возраста, ее масштаба, стадии развития, корпоративной культуры, и персонала. Талант менеджера заключается в подборе и уникальной комбинации инструментов управления таким образом, чтобы обеспечить их максимальную эффективность в конкретной компании в конкретных условиях. Такое искусство комбинации возникает на базе системной парадигмы менеджмента, которая возникает на основе постоянной и напряженной интеллектуальной и эмоциональной деятельности.


28 апреля 2011 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Кадры, Управление, Кризис и страхование

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 8.88 (голосовало: 42 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: