Леон Ковальский: До двухпалатного парламента мы не доросли
Мрачная решимость
Две недели назад завершилась первая сессия второго созыва губернской Думы. Сразу по ее окончании корреспондент 'СО' встретился с председателем Думы Леоном Ковальским, чтобы поговорить об итогах работы областного парламента в первом полугодии 1998 года.
Однако опубликовать этот материал сразу нам не удалось. Табачная гигантомания / Вторая и четвертая в мире табачные компании объединяются. 3 июля пресс-секретарь спикера Вячеслав Аблапохин попросил 'СО' отложить публикацию интервью. В понедельник он пояснил, что, прочитав черновой текст, г-н Ковальский якобы хотел несколько изменить некоторые свои ответы. Пресс-секретарь пообещал редакции представить новые ответы не позднее пятницы. Однако этого сделано не было, а г-н Аблапохин вместе со своим шефом отправился на очередное заседание Совета Федерации. В пресс-службе Думы корреспонденту 'СО' сообщили, что ждать уточнений до начала этой недели бессмысленно. Учитывая важность материала, мы приняли решение опубликовать интервью в том виде, в каком мы его получили от самого Леона Ковальского. С АППАРАТОМ ДУМЫ БОРОТЬСЯ НЕ НУЖНО - Насколько сильно, на ваш взгляд, отличается нынешняя Дума от ее первого созыва?
- Депутаты и первого созыва, и второго - профессионалы своего дела, а для депутата это самое важное.
- Но в чем же заключается профессионализм депутата? Урок профессора Олбрайт, или Стоит ли дуться на Вашингтон. Ведь далеко не все из них - профессиональные юристы или экономисты.
- Это совершенно не обязательно. Ни один депутат в мире еще ни одного закона не написал. Законы пишут профессионалы этого дела. Депутат же делает выводы из своего практического опыта, зная мнение своих избирателей, и вносит коррективы в обсуждаемые законопроекты. Это - право депутата, данное ему избирателями.
- Насколько сложно сегодня ваше положение в качестве председателя парламента?
- Депутат - человек независимый. Для него не существует каких-то строгих правил. Скажем, он может прийти на работу, а может не прийти. Поэтому работать с депутатами - это не то, что руководить предприятием или даже большим городом. Это намного сложнее. Для того, чтобы работать председателем Думы, надо быть очень тонким человеком. К депутатам нужен особый подход. - В качестве председателя вам приходится лоббировать принятие каких-то решений, убеждать депутатов проголосовать определенным образом? - Конечно. Личные беседы такого рода ведутся очень часто, а иногда даже на повышенных тонах. ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИДЕТ КО ДНУ?. Однако в зале заседаний все депутаты равны и имеют по одному голосу, независимо от того, какую ступеньку они занимают в структуре парламента. - Существует ли в областной Думе оппозиция по отношению к спикеру? Можно ли рассматривать в этом ключе, скажем, деятельность председателя комитета по местному самоуправлению Александра Белоусова по изменению регламента работы Думы? - Нет, не думаю. В начале работы Думы первого созыва примерно в течение 6-9 месяцев происходило то же самое. Каждый депутат пытался заявить о себе таким образом, чтобы о нем услышали его избиратели или регион в целом. Ничего страшного в этом нет. - Тем не менее Александр Белоусов затронул достаточно серьезные проблемы. Насколько обоснованно мнение о чрезмерности полномочий аппарата губернской Думы? - В общем-то, мы уже говорили об этой проблеме. Депутаты приходят и уходят, а работники аппарата остаются на своих местах. Поэтому почти в любой властной структуре аппарат отвечает за решение очень серьезных проблем. Другое дело, что аппарат должен отвечать за свои действия. Мне кажется, что вся проблема состоит в преувеличении возможностей депутатов, а не аппаратчиков. Со времен существования областного совета сохранилось представление, что депутат может прийти в любую организацию и учить специалистов, как надо работать. ПРОДЮСЕР ЛУЧАНО ПАВАРОТТИ ПОСЕТИТ КОНЦЕРТ 'НА-НА'. Такое представление живо и в среде избирателей. Однако мнение, что депутаты всемогущи, должно уходить в прошлое. У депутата, согласно Конституции, есть лишь две сферы ответственности - законотворчество и бюджет. Он не имеет права вмешиваться в функции исполнительных органов власти.

ПОЗИЦИЯ ЛИМАНСКОГО НЕ БЫЛА НЕОЖИДАННОЙ - Какие законы, принятые в первом полугодии, вы считаете самыми важными?

- За семь месяцев каждый комитет внес важные изменения в уже действующие законы или разработал новые законопроекты. Например, комитет по бюджету подготовил, и Дума утвердила, ряд изменений в областном бюджете на 1998 год. Мы приняли ряд законов, касающихся экономики области. Что касается других комитетов, то их стараниями мы внесли изменения в Устав области и в закон о Самарской губернской Думе. Но самый главный закон - это, конечно, Закон 'О земле'. Резонанс от его принятия ощущается сегодня не только у нас в Самаре, но и по всей России. Закон о земле принят подавляющим большинством голосов, и это говорит о том, что закон очень нужен и очень важен.
- Стало ли для вас неожиданностью выступление Георгия Лиманского против закона о земле?
- Позиция Лиманского была для меня абсолютно предсказуемой. Я хорошо знаю Георгия Сергеевича. Он стал большим политиком и, на мой взгляд, сделал очень правильный шаг в расчете на будущие избирательные кампании. ЭКОНОМИКА : КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО НА ЧТЗ МОЖЕТ БЫТЬ ЗАВЕРШЕНО ДОСРОЧНО. Если бы Георгий Сергеевич не собирался куда-то подниматься, возможно, он поступил бы иначе. Он посчитался с мнением части городских избирателей, а сельские избиратели хотят стать хозяевами своей земли.

СТОРОННИК КОМПРОМИССА - Почему, на ваш взгляд, депутаты так упорно не хотят принимать программу реформирования ЖКХ? Это тоже определенный политический ход?

- Я не думаю, что это следует расценивать как политический ход. Дело просто в том, что уровень жизни населения не позволяет проводить ту программу, которую предлагает областной департамент по строительству. Реформирование требует больше денег, чем поддержание того, что мы имеем, поэтому депутаты программу не принимают.
- Непринятие этой программы чревато конфликтом между законодательной и исполнительной властью региона. Вы уверены, что в любом случае найдете компромисс с губернатором?
- Мы действительно часто встречаемся с губернатором, и наши разговоры бывают порой нелицеприятными, но мы это не выносим на всеобщее обсуждение. Разумеется, я сторонник компромисса. Если его вовремя не найти, то начинается выплескивание негативных эмоций в общество. Поэтому лучше договориться.
- Как вы относитесь к идее двухпалатного парламента, которую губернатор выдвинул на последнем пленарном заседании Думы?
- Это вообще-то моя идея, я ее вынес из опыта общения с парламентариями США и Канады. К сожалению, для нас она сегодня еще не годится. Мы не готовы для работы в двух палатах. Я думаю, что над двухпалатной структурой можно будет работать только в третьем, четвертом созыве Думы. На сегодня в России есть три или четыре региона, где уже существуют двухпалатные парламенты - это, в частности, Карелия и Екатеринбургская область. В разговорах со мной коллеги из этих регионов признавались, что пока они и сами не знают, для чего создали такие парламенты. Этому есть объяснение. Я полагаю, что для того, чтобы стать полноценным депутатом, нужно поработать в 3-4 составах Думы. Пока у нас депутаты меняются каждый созыв, и каждому вновь пришедшему кажется, что именно он может улучшить ситуацию, сделать распределение благ более справедливым. Между тем, я считаю, что человек должен сам о себе заботиться, а не надеяться на кого-то. По наводке Винокура. Государство не может позаботиться о каждом, такого никогда не было - это ложь, которую распускают политики. Никакая правительственная программа или думское постановление этого не изменит.
- Какие законопроекты, представленные для рассмотрения в ходе следующей сессии Думы, вы считаете наиболее важными?
- В следующем полугодии главными станут, прежде всего, закон о бюджете 1999 года и блок документов, дополняющих закон о земле - закон об ипотеке, о земельных банках, о земельном кадастре. Есть в плане на второе полугодие и ряд социальных вопросов - законы о пенсионерах, о детях, об инвалидах, - но не следует ждать каких-то кардинальных улучшений - мы все время сталкиваемся с недостатком средств.