Известия,
30 ноября 2000 г.
Икона от пожаров
2748 просмотров
Страховщики всегда испытывали профессиональную приязнь к теме "В огне не горит". Именно поэтому многие компании использовали для своих фирменных знаков персонажей античного фольклора — феникса и саламандру. Российские страховщики, конечно, не смогли пройти мимо образа "Неопалимой Купины". Об истории этого символа "огневого страхования" рассказывает историк, директор музея страхования "Ингосстрах-Россия" Владимир Борзых.
Тысячелетия люди страдают от пожаров, способных в одночасье лишить их нажитого за многие годы имущества. В средневековье опустошающие пожары воспринимались, прежде всего, как Божье наказание. Поэтому важным средством, оберегающим от стихии огня, считались иконы. Так, в Южной Германии и Австрии этой цели служил образ святого Флориана. У православных защитницей от пожаров считается известная осени с конца XIV века икона Божьей Матери «Неопалимая Купина». Во второй половине XVII века образ Божьей Матери «Неопалимая Купина» был признан чудотворным. По преданию, прославление иконы связано со следующими событиями. В царствование Федора Алексеевича (1676-1682) служил у него при дворе стремянный конюх Дмитрий Колошин, незаслуженно подвергшийся однажды царскому гневу. Не надеясь оправдаться человеческими средствами перед земным царем, обратился он с сердечной молитвой к Царице Небесной перед ее иконой «Неопалимой Купины», находившейся в Грановитой палате Московского Кремля, и попросил заступиться. Молитва стремянного конюха, имевшего «особенное усердие к этой иконе», была услышана. Богородица явилась во сне царю и объявила, что Колошин невиновен. Последовавшее расследование подтвердило несправедливость обвинений. В знак благодарности Дмитрий Колошин выстроил храм во имя «Неопалимой Купины», в который в 1680 году и перенесли испрошенную у царя икону.
Столетия храм украшал Девичье поле, а икона стала одной из почитаемых московских святынь. Время не сохранило для нас ни саму чудотворную икону, ни хранившую ее одноименную церковь, снесенную в 1930 году. Остались лишь три Неопалимовских переулка (между Смоленским бульваром и ул. Плющиха), по которым люди когда-то шли к храму, и праздник чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина», который Русская православная церковь ежегодно отмечает 17 (4 по ст. стилю) сентября. В конце 1870-х гг. в Санкт-Петербурге велась активная работа по организации новой страховой компании, получившей громкое название «Россия». В это же время церковь готовилась к 200-летию объявления чудотворной иконы «Неопалимая Купина». Празднование юбилея прославления иконы натолкнуло создателей общества на мысль использовать характерные изобразительные элементы «противопожарной» иконы, знакомой и понятной православному большинству населения Российской империи, в своем фирменном знаке. Основой его композиции стала восьмиугольная звезда, состоящая из двух пересекающихся четырехугольников с вогнутыми сторонами — элементов, характерных прежде всего для иконы Богоматери «Неопалимая Купина». Тем самым фирменный знак общества наглядно, но в корректной форме отождествлял возможности чудотворной иконы «Неопалимая Купина» и страховой компании в борьбе с пожарами, с той лишь разницей, что первая их предотвращала, а вторая помогала ликвидировать их последствия. Специалисты страховой компании приложили максимум усилий, чтобы фирменный знак стал неотъемлемым элементом имиджа нового общества. Он воспроизводился на металлических страховых досках, укреплявшихся на фасадах зданий или у входа в застрахованные квартиры, использовался в оформлении акций (в т. ч. филигрань), полисов, рекламных объявлений, сувениров, серебряных памятных жетонов для страхователей и т.д. В настоящее время в столице нет отдельных церквей в честь иконы Богоматери «Неопалимая Купина». Существует только придел, посвященный почитаемой иконе, в храме Рождества Богородицы на Малой Дмитровке, построенном в 1652 г. прихожанами после пожара, уничтожившего строения на всей улице.
Вся пресса за 30 ноября 2000 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: История страхования
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
6 октября 2024 г.
|
|
Парламентская газета, 6 октября 2024 г.
День 6 октября в истории
|
16 сентября 2024 г.
|
|
Новая Сибирь, Новосибирск, 16 сентября 2024 г.
День российского страховщика: Что за праздник
|
9 августа 2024 г.
|
|
Медвестник, 9 августа 2024 г.
Работа над ошибками 90–х: фиаско рынка и падение доступности медпомощи
|
2 июля 2024 г.
|
|
ПензаИнформ, 2 июля 2024 г.
История Пензы: Паровые мельницы в центре грозили разорить страховщиков
|
26 июня 2024 г.
|
|
Коммерсантъ, приложение, 26 июня 2024 г.
«Недобросовестные соседи всегда ломают рынок»
|
|
Коммерсантъ, приложение, 26 июня 2024 г.
«Страховой бизнес вырос из денег, которые сгенерировал сам»
|
18 июня 2024 г.
|
|
Правда.ru, 18 июня 2024 г.
Первая сделка по страхованию жизни: как началась история страхования в Лондоне в 1583 году
|
|
Омск-Информ, 18 июня 2024 г.
День паники, битва при Ватерлоо и первое страхование жизни: 18 июня в истории
|
27 апреля 2024 г.
|
|
Вятский край, Киров, 27 апреля 2024 г.
Вятские огнеборцы
|
6 сентября 2023 г.
|
|
Российская газета-неделя, 6 сентября 2023 г.
Работа как хобби
|
14 июля 2023 г.
|
|
КомиОнлайн, Сыктывкар, 14 июля 2023 г.
Инфографика: Как изменилось ОСАГО за 20 лет
|
|
Мурманский вестник, 14 июля 2023 г.
Полис вместо монтировки
|
8 июля 2023 г.
|
|
Коммерсантъ онлайн, 8 июля 2023 г.
Тише едешь
|
4 июля 2023 г.
|
|
Вечерний Петербург, 4 июля 2023 г.
«И молимся, чтобы страховка не подвела»: почему День страховщика стоило отметить 28 июня
|
1 июля 2023 г.
|
|
Коммерсантъ онлайн, 1 июля 2023 г.
20 лет закону об ОСАГО: как изменились тарифы и выплаты
|
15 апреля 2023 г.
|
|
РБК (RBC.ru), 15 апреля 2023 г.
Мумия, суперлуна и подлодка. 6 самых невероятных версий гибели «Титаника»
|
27 марта 2023 г.
|
|
Реальное время, Казань, 27 марта 2023 г.
«Самые крупные пожары приходятся на неурожайные годы...»
|
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail
 Рейтинги популярности
|
|
|
|
|
|