На пути к реформе ОМС Яковлева Татьяна Владимировна Президент Межрегионального союза медицинских страховщиков (МСМС) до 10.12.2009 г., член комитета Госдумы по охране здоровья четвертого, пятого созывов
|
Правительство в целом одобрило проект нового закона об ОМС. Премьер-министр поручил министерствам и ведомствам снять все спорные моменты по документу к 15 февраля и к марту направить его в Госдуму. Среди еще не урегулированных вопросов есть и ключевые для всей системы ОМС.
Как в целом оценили подготовленный законопроект на заседании правительства?
Все участники заседания сошлись во мнении, что законопроект пока еще не совершенен. Однако необходимость его одобрения и скорейшей передачи в Госдуму также ни у кого сомнений не вызвала. По предложению замминистра экономического развития и торговли Михаила Дмитриева оставшееся согласование документа будет проходить уже непосредственно в правительстве. Обычная рассылка по заинтересованным ведомствам непременно привела бы к тому, что работа над документом, предшествующая внесению в Думу, затянулась бы еще на 2-3 месяца.
Какие спорные вопросы возникли при обсуждении законопроекта?
Камнем преткновения стал вопрос о медицинских страховщиках - участниках новой системы ОМС. Замечания вызвало уже само определение такого страховщика, данное в законопроекте, - "организация обязательного медицинского страхования". При этом документ не приводит четкого объяснения, что это за организация, какова ее организационно-правовая форма, статус. Предполагается также, что деятельность этих компаний не будет регулироваться законом об организации страхового дела. По итогам обсуждения участникам заседания удалось все же договориться о том, что в реформированной системе ОМС будут участвовать страховые медицинские организации, регулируемые общим страховым законодательством. Теперь в течение месяца предстоит решить, будут ли это специализированные медицинские страховщики, для которых ОМС будет исключительным видом деятельности, или же на этом рынке смогут работать и действующие сегодня компании.
Должны ли получить допуск на будущий рынок ОМС страховщики, работающие в этой системе сегодня?
Я считаю, что худо-бедно, но сейчас страховые компании со своими задачами справляются. Конечно, эффективность их деятельности пока оставляет желать лучшего. Но нельзя отрицать, что за годы работы в системе ОМС они уже накопили определенный опыт, который мы не должны потерять. Я разделяю мнение о том, что функции страховщика необходимо передать страховым медицинским организациям, деятельность которых регулирует Департамент страхнадзора Минфина РФ. При этом, естественно, необходимо ввести механизм очень жесткого контроля использования государственных денег. С этой целью можно создавать спецсчета, ужесточать лицензирование медстраховщиков. Но, еще раз повторю, необходимо сохранить то, что мы сегодня уже имеем.
Какие еще потребуется разработать нормативные правовые акты, для того, чтобы новая система обязательного медицинского страхования смогла заработать в полном объеме?
Непременно потребуется подготовить закон о добровольном медицинском страховании. Мне очень понравилось высказанное на заседании мнение Михаила Дмитриева о том, что систему ОМС нельзя рассматривать в отрыве от ДМС. Необходимы также законы об изменении нормативно-правового статуса лечебных учреждений, о страховании профессиональной ответственности врачей, о возможности перехода граждан из системы ОМС в систему добровольного медстрахования.
Позволит ли законопроект об ОМС сделать новую систему медицинского страхования более эффективной?
Безусловно, подготовленный проект закона - это шаг вперед. Его реализация позволит, в первую очередь, наполнить систему ОМС деньгами. До сих пор медстрахование недофинансировалось, в основном, из-за отсутствия платежей за неработающее население. Теперь же эта проблема решается путем заключения многосторонних договоров между региональными властями, Пенсионным фондом РФ и Федеральным фондом ОМС. Еще один положительный момент - упорядоченные потоки финансирования медстрахования. Лечебные учреждения будут получать деньги за конечный результат, за пролеченного больного, а не в пересчете на койко-дни или штатные единицы. И, наконец, предусмотренные законопроектом единые стандарты и тарифы на медстрахование позволят создать единую систему ОМС. Пока же у нас сколько субъектов федерации, столько и моделей медстрахования.