Глобальный взгляд на корпоративное страхование Витале Марио Генеральный директор подразделения глобального корпоративного страхования Группы Zurich Financial Services Ltd.
|
Сектор глобального корпоративного страхования (страхования крупных предприятий, имеющих подразделения во многих странах мира) традиционно относится к тем областям, где российские национальные страховщики пока уступают позиции представителям мировых страховых гигантов. Что эти компании могут предложить российским предприятиям и российским подразделениям международных компаний в условиях преодоления последствий финансового кризиса? Какие ключевые изменения и тенденции проявляются сегодня в этой сфере? Что ожидает мировой рынок крупных корпоративных рисков в будущем? На эти и другие вопросы порталу «Страхование сегодня» отвечает Марио Витале (Mario Vitale), Генеральный директор (CEO) Подразделения глобального корпоративного страхования (Global Corporate) Группы Zurich Financial Services Ltd.
Мария Жилкина,
Медиа-Информационная Группа «Страхование сегодня» (МИГ)
Как финансовый кризис повлиял на состояние рынка глобального корпоративного страхования?
Безусловно, огромное влияние, которое финансовый кризис оказал на корпоративное страхование, трудно отрицать. И прежде всего, для нас важно реально оценивать влияние кризиса на наших клиентов. Оно нашло выражение в очень многих составляющих: усложнилось финансовое положение компаний, уменьшилась страховая стоимость имущества, сократилась численность сотрудников, подлежащих страхованию.
Кроме того, финансовый кризис повлиял на страховой рынок с точки зрения ухудшения состояния окружающей инвестиционной среды - тот доход, который можно получить за счет размещения резервов, теперь ограничен.
И наконец, наверное, самое важное – это то, что финансовый кризис кардинальным образом повлиял на модель отношений между страховщиком и корпоративным клиентом.
Что это за новая модель отношений?
Она затрагивает две стороны взаимоотношений: в области урегулирования убытков и в части формирования нужного клиенту страхового покрытия. Кризис заставил нас начать изучать различные стороны модели отношений с клиентами. Например, мы сейчас тщательно изучаем вопрос бюджетирования расходных статей, которые компании закладывают на ремонт и обслуживание машин и оборудования. При грамотном подходе, можно сформировать страховую защиту, более соответствующую реальным потребностям предприятия в компенсации расходов за меньшую стоимость.
Второе по актуальности направление - мы изучаем влияние кризиса на страховое мошенничество. Я уверен в том, что существует еще немало и других направлений влияния кризиса, реально мы только сейчас начинаем это осознавать. И далеко не всегда это влияние отрицательное. Приведем такой пример: вследствие финансового кризиса многие компании начали аккуратнее относиться к своему автотранспорту, их водители стали более внимательны и гораздо реже попадают в аварии. Кроме того, естественно, уменьшилось общее число перевозок. В результате показатели аварийности – снизились.
Что же касается непосредственно самого рынка корпоративного страхования, сейчас повсеместно наблюдается падение объемов страховой премии, в целом на глобальном уровне и в России. Кроме того, усилилась внутрирыночная конкуренция игроков, в том числе приводящая к снижению размера страховой премии, уплачиваемой клиентом (конкуренция «самого выгодного предложения»).
Так что у кризиса есть и положительные, и отрицательные стороны влияния, и их обязательно надо принимать во внимание.
Для России проблема такой конкуренции по цене – самая острая, а как можно охарактеризовать тарифную ситуацию на мировом рынке корпоративного страхования? Наблюдались ли демпинговые явления на иностранных рынках?
Да. Но это следует рассматривать как временное явление. Причиной уменьшения цен на рынке я считаю преимущественно обострение конкуренции в ходе кризиса, которое уже позади. Вскоре мы увидим явно выраженную обратную тенденцию - будет рост тарифов.
Вообще, докризисные тарифы, в известной мере, следует расценивать как цены, существующие на мягком рынке. Соответственно, после финансового кризиса цены неизбежно стабилизируются и кое-где начинают даже расти. Уже в 2009 году наметился тренд к повышению тарифов в Штатах и Европе. В некоторых странах в секторе глобального корпоративного страхования к настоящему моменту отмечается рост тарифов на 8 %. В России этого пока нет, но мы ожидаем, что этот тренд продолжится и на данном рынке.
Некоторые исследователи считают, что конъюнктура мирового рынка корпоративного страхования изменяется циклично, и переход от одной фазы цикла к другой, как правило, случается после крупных убытков (в частности 11 сентября 2001 и т.п.) Это действительно так? И не следует ли считать, что новым таким событием может стать извержение вулкана Эйяфьятлайокудль в Исландии и следующие за этим убытки страховых компаний?
Хороший вопрос. Такой подход действительно очень верно характеризует нынешнюю текущую тенденцию в области убыточности. Первый квартал 2010 года был знаменательным в том смысле, что принес много природных и экокатастроф: Чили, Гаити, штормы в Европе и другие. Второй квартал начался с извержения вулкана и перерывов в производстве, связанных с этим. Затем произошла самая большая утечка нефти в Мексиканском заливе. Кроме того, имело место беспрецедентное наводнение в Теннеси.
Но 2010 год надолго запомнится нам не только большим количеством природных катастроф, но и изменениями в тарифной ситуации. Дело в том, что даже если все это не продолжится, а будут учитываться только те катастрофы, которые уже произошли на сегодняшний день, скорее всего, их влияние на тарифы будет однозначным - произойдет увеличение тарифов.
То есть нас ожидает фаза совсем жесткого и холодного рынка?
В реальности мы не можем предугадать, что случится дальше. Катастрофы могут случаться каждый день. Сейчас мы наблюдаем, что наша мать-земля очень активна, и происходит очень много негативных природных явлений. Мир становится все более рискованным. На рынке постоянно появляется большое количество новых рисков. Если одно только извержение вулкана повлияло на работу очень многих предприятий и авиакомпаний, захватив экономику всех крупнейших стран, то что уж говорить об общем тренде.
Для глобального рынка, к сожалению, обычными стали такие ситуации: если где-то происходят крупные природные события или катастрофы, мы сразу видим, какое влияние это оказывает не только на экономику данного государства, но и на другие страны, на окружающую среду. Например, концерн БМВ был вынужден приостановить деятельность своего завода в США, потому что они не смогли из-за извержения вулкана в Исландии получать запчасти из Европы.
Насколько одинакова ситуация на страховых рынках разных стран, все ли в одной и той же степени подвержены общим трендам? Есть ли рынки каких-то стран, которые представляются Вам сегодня более перспективными, с точки зрения потенциала роста корпоративного страхования, и почему?
Я могу говорить только о глобальном рынке корпоративного страхования. Сейчас в Штатах и в Азии мы наблюдаем некоторое улучшение состояния дел. Эксперты ожидают быстрый рост на Ближнем Востоке. Я сейчас имею в виду рост производства, грузоперевозок и т.п., то есть тех показателей, на которые мы опираемся при прогнозировании развития страхования в своем глобальном корпоративном сегменте. Кроме того, мы прогнозируем определенные перспективы в странах БРИК, в том числе в России, где уже сегодня наблюдается некоторое оживление. Мы готовимся к будущему росту тем, что наращиваем штаты, набираем андеррайтеров и других специалистов, которые будут способны работать именно с этими регионами. Мы готовы задействовать большие финансовые ресурсы, которые позволят нам активно действовать в даже в сегменте крупных промышленных рисков.
Правильно ли Вас понимать так, что перспективность рынка той или иной страны Вы в первую очередь связываете с ее макроэкономическими показателями, ростом производства и внутреннего спроса?
Основные отрасли, на которые мы смотрим, когда оцениваем экономику страны, - это энергетика, добыча полезных ископаемых и промышленное производство. Исходя из этих критериев, мы говорим об уровне развития этих стран и их перспективности в плане корпоративного страхования.
И нынешнее состояние российских предприятий позволяет судить о нас как о перспективном рынке?
Мы верим в то, что страховой рынок России, в целом, является перспективным и конкурентным.
А состояние наших предприятий-страхователей достаточно удовлетворительно после кризиса, чтобы попасть в ваши стандарты оценки как перспективных?
Да. Россия, в части энергетики, добычи полезных ископаемых и промышленного производства, является важной частью мировых рынков. Поэтому мы видим здесь очень большие перспективы и собираемся наращивать свое присутствие, чтобы получать с этого рынка прибыль.
В то же время некоторые Ваши коллеги – международные страховщики, напротив, сворачивают свои проекты в России, закрывают ранее созданные подразделения. Каково Ваше мнение по поводу ухода ряда глобальных страховщиков из России?
Я не могу комментировать относительно решений других глобальных страховщиков, однако я верю, что это как раз та ситуация, когда финансовая сила, продуманная долгосрочная стратегия развития и серьезность намерений страховщика начинают играть решающую роль. Zurich имеет свыше 130 лет истории, он представлен более чем в 170 странах и мы верим, что российский рынок корпоративного страхования имеет колоссальный потенциал роста.
В чем, с практической точки зрения, принципиальная разница между сотрудничеством с иностранным страховщиком и с российским национальным страховщиком для предприятия-страхователя?
Когда компании, у которых есть представительства в России или за рубежом, выбирают страховщика, они должны задуматься о следующем. Конечно, у любого страховщика, в первую очередь, должна быть очень высокая степень финансовой устойчивости и стабильный финансовый результат за прошлые периоды. У него должны быть значительные ресурсы и сильный персонал, в том числе андеррайтеры, риск-инженеры менеджеры по урегулированию убытков, которые будут понимать бизнес клиента и предлагать индивидуальные программы, которые будут полностью его удовлетворять и позволят обслуживать как локально, так и глобально. Здесь неоспоримо преимущество международного страховщика.
Это сейчас актуально для российских компаний, ведущих международную деятельность.
В связи с этим российские компании до заключения договора должны очень внимательно анализировать всю цепь бизнес-операций своей компании, внимательно оценить риски подрядчиков, поставщиков, дистрибуторов, всех компаний, от которых зависит их бизнес. Необходимо детально проанализировать риски, которые могут возникнуть при нарушении такой цепи или при перебоях в работе участвующих в ней предприятий. При этом следует принимать во внимание множество косвенных рисков, которые обычно игнорируются при формировании страховой защиты. То же извержение вулкана показало, что многие риски, которые возникли в связи с этим событием, оказались не покрыты страхованием, а являлись исключениями из полиса.
Для того чтобы учесть все эти факторы, «Цюрих» разработал специальную программу Supply Chain, основанную на оценке рисков цепочки поставок. Одно из важных мест в этой программе занимает защита от риска перерывов в производстве и неисполнения обязательств основными поставщиками или основными покупателями. Кроме того, может быть включен риск упущенной выгоды и ответственности перед третьими лицами. Имея страховой продукт, покрывающий такие риски, предприятие защищается даже от глобальной катастрофы, вследствие которой, скажем, доставка в срок становится невозможной. Риск связанных с этим убытков будет покрываться страховщиком.
Но страхователи в кризис стремятся к экономии, не окажется ли, что такая защита обойдется несопоставимо дороже? И можно ли в условиях такой возросшей рискованности экономить на страховании или это не правильно?
Мир становится все более рискованным. Последствия извержений вулкана в Исландии наглядно это продемонстрировали. Перерывы в производстве, связанные с этими событиями, повлияли на практически все ключевые отрасли экономики в развитых странах. Поэтому очевидно, что рациональный подход заключается не в том, чтобы экономить на страховой премии, а в том, чтобы минимизировать риски (компенсировать убытки), которые могут оказать значительно большее влияние на экономику предприятия, чем затраты по уплате страховых взносов. И не следует считать, что комплексный страховой продукт – это значит обязательно дополнительные затраты. Гораздо важнее подобрать защиту именно от тех рисков, которым подвержено конкретное предприятие.
Подводя итоги, хочу пожелать российским клиентам и российским филиалам глобальных корпораций во-первых, успеха в их бизнесе. Во-вторых, в связи с усилившейся рискованностью экономической деятельности, хотелось бы пожелать им внимательно изучать возникающие риски и адекватно их оценивать. И в-третьих, при выборе страховщика следует стремиться найти такого профессионального партнера, который также может дать этим рискам правильную оценку и предложит такие решения, которые позволят их минимизировать.