Организаторам рынка ОПО предстоит преодолеть три существенных риска до конца года
На подготовку к введению в РФ нового закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев опасных объектов (ОПО) остается два месяца. Однако участникам процесса предстоит преодолеть целый ряд серьезных препятствий, в том числе нормативных, технологических и политических. С учетом перспективы преодоления всех стоящих препятствий можно констатировать, что процесс подготовки к ОПО входит в цейтнот.
Нельзя вести игру без правил
Первыми в многомесячный подготовительный марафон включились Минфин РФ, МЧС, Ростехнадзор и Национальный союз страховщиков ответственности (НССО). Все эти и иные заинтересованные ведомства к установленным правительством срокам готовили свои документы и методические разработки.
Поворотным моментом, доказавшим невозможность отсрочки введения в действия закона об ОПО, стало появления правительства РФ, утвердившего тарифы в этом виде страхования, рассчитанные Минфином.
Как показал опрос страховщиков, проведенный агентством "Интерфакс-АФИ", каждая компания интенсивно ведет подготовку к новому виду деятельности. Специалисты сходятся во мнении: если ситуация не изменится к середине ноября, то всех участников процесса ожидают серьезные проблемы.
В частности, запаздывание появления правил ОПО - первый существенный риск подготовки к введению закона.
Постановление правительства с утверждением правил страхования в ОПО, разработанных Минфином РФ, должно было по плану появиться до конца октября. Но его пока нет.
Без правил страхования невозможно начать лицензирование страховщиков (правила прилагаются в пакете документов на получение лицензии). Компании в свою очередь не могут начать заключать договоры для отгрузки чистых бланков полисов ОПО.
При негативном сценарии развития ситуации страховщики не смогут обеспечить предприятия полисами.
Надеясь на лучшее, НССО ведет активную подготовительную работу с Гознаком. Представитель крупной российской страховой компании высказал предположение: "Если правила появятся к середине ноября, первые партии бланков полисов ОПО поступят, допустим, в середине декабря, до конца месяца мы успеем развезти их в необходимом количестве по филиалам". "С предприятиями-клиентами консультации тоже ведутся", - добавил он. Но если и эти сроки не удастся соблюсти, то экстремальные условия вступления закона в силу будут обеспечены, полагает собеседник агентства.
С 1 января 2012 года основная деятельность частных опасных предприятий запрещена новым федеральным законом, если их ответственность за причинение вреда в результате техногенной аварии не застрахована. На опасные предприятия, в капитале которых участвует государство, это положение будет распространено с 1 января 2013 года.
Старая норма закона может помешать выдаче новых лицензий ОПО
Серьезной проблемой для страховщиков ОПО может стать наличие неснятых предписаний службы страхового надзора. По закону об организации страхового дела компания с неснятым предписанием не может получить на одной новой лицензии. Эти предписания могут касаться как серьезных нарушений, так и мелких огрехов в деятельности компании, например, задержки со сдачей отчетных данных или технической ошибки в статистике.
Как сообщил агентству "Интерфакс-АФИ" один из участников опроса, неснятые предписания есть у всех претендентов на получение лицензии ОПО, в том числе у больших компаний.
"Похоже, стандартными мерами ограничиться не удастся, страховщикам и надзору в обычном режиме снять все предписания не успеть, потребуется найти какой-то компромисс", - полагает он.
У ФСФР как надзорного органа на страховом рынке сложная ситуация: закон прямо указывает на то, что неснятые предписания - препятствие в лицензировании. Одновременно служба начала реформу в практике выдачи и применении предписаний. Ряд санкций будет заменен штрафами. Однако ясно, что эта внутренняя перестройка не завершится в ближайшие недели.
Как сообщила заместитель руководителя ФСФР Юлия Бондарева, надзор намерен пересмотреть подходы к использованию такого инструмента, как предписания страховщикам.
По ее словам, "в среднем в год орган надзора направляет страховщикам до 3 3,5 тыс. предписаний по разным основаниям". Значительная часть предписаний (35% от общего числа), по данным ФСФР, вызвана непредоставлением страховыми компаниями ответов на запросы надзора. Около 22% предписаний выдано надзором за непредоставление отчетных данных или несвоевременное их предоставление. Всего 2,3% предписаний выдаются службой в связи с нарушениями, связанными с финансовой устойчивостью и платежеспособностью компаний. По данным Ю.Бондаревой, за нарушение политики формирования и размещения резервов получили предписания 8 страховщиков, за нарушение структуры активов - 24 страховщика.
В настоящее время служба пытается проанализировать массив предписаний и выработать иные подходы к наказаниям страховщиков. За незначительные нарушения страховые компании будут просто штрафоваться. Но на внедрение всех этих изменений требуется время, а запас дней до конца года неуклонно сокращается.
Как пояснил агентству "Интерфакс-АФИ" последний руководитель Федеральной службы страхового надзора (ФССН в настоящее время проходит процедуру присоединения к ФСФР) Александр Коваль, "снятым предписание считается, если орган надзора письменно проинформировал страховщика об этом". Как сообщили в НССО, все технические аспекты подготовки к лицензированию обсуждаются с представителями ФСФР.
Законодатели, предвидя возникновение такой проблемы, несколько месяцев назад подготовили поправку в закон об организации страхового дела в РФ, пытаясь локализовать действие нормы о запрете на получение лицензии. В соответствии с поправкой статья о блокировке лицензирования неснятыми предписаниями должна была применяться только в случае, если предписания касались вопросов финансовой устойчивости и платежеспособности. Но поправку эту депутаты провести через Госдуму не успели.
Страховщики спешно становятся паиньками
Неснятые предписания есть практически у всех претендентов на ведение ОПО. Есть ли риск получить по этой причине свободный от страховщиков рынок? "Трудно представить себе ситуацию, при которой новый закон есть, а страховщиков, которые должны его исполнять, нет", - сказал генеральный директор "АльфаСтрахования" Владимир Скворцов.
"Мы знаем, что тема неснятых предписаний известна страховщикам, обсуждается НССО и ФСФР", - добавил он.
"Мы принимаем во внимание фактор технологических затруднений надзора, связанный с реорганизацией и переездом подразделений. Надеемся, что стабилизация наступит буквально через несколько дней. Однако, если этого не произойдет до середины ноября, проблема станет действительно очень острой", - убежден глава компании.
Заместитель генерального директора СК "РЕСО-Гарантия" Игорь Иванов заявил агентству: "Мы ведем себя осторожно, стремимся делать все возможное, чтобы не получать предписаний, исполнять требования даже сумасбродных жалобщиков". Он добавил, что использование сложившейся ситуации неблагонамеренными конкурентами против ведущих претендентов на лицензии ОПО маловероятно.
Самые интересные с точки зрения страховых компаний договоры по ОПО, когда на страхование будут передавать риски предприятия с госсобственностью, будут заключаться с начала 2013 года по закону об ОПО", - пояснил представитель "РЕСО-Гарантии". "Мы рассчитываем быть готовыми к получению новой лицензии", - сказал И.Иванов.
"Надо постараться в кратчайшие соки снять все предписания надзорного органа, иного выхода нет", - заявил агентству "Интерфакс-АФИ" первый вице-президент "Росгосстраха" Дмитрий Маркаров. Но вообще-то хорошо бы разобраться с тем, по каким поводам выносятся предписания надзора. Существенных с точки зрения надзора предписаний, по вопросам, связанным с платежеспособностью и устойчивостью компании - всего несколько процентов в общем объеме, отметил представитель "Росгосстраха".
"Предписания, выданные страховщикам, могут, к примеру, быть связаны с тем, что компания не уложилась в сроки проведения выплаты. Выплата уже произведена, как исправить нарушение сроков?" - задался риторическим вопросом Д.Маркаров.
"Или есть предписание по страховому случаю, имеющему признаки мошенничества в автостраховании. Дело находится в суде. Выходит, мы должны поторопиться с выплатой до решения суда, чтобы снять предписание по договору с физлицом, чтобы в свою очередь получить лицензию на ОПО для работы в сегменте юрлиц. Полагаю, это нелогично: легкие и необоснованные выплаты развращают недобросовестных людей", - уверен представитель "Росгосстраха".
Потенциально крупнейшим игроком на новом рынке ОПО страховщики считают "СОГАЗ". В этой компании агентству сообщили следующее: "Как и другие участники НССО, мы рассчитываем на своевременное получение лицензии на обязательное страхование ОПО. Документы для получения лицензии будут предоставлены "СОГАЗом" в орган страхового надзора в строгом соответствии с законодательством".
Риск запоздалого вмешательства регуляторов
Одновременно перспективы развития ОПО в значительной мере зависят от действий Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ и Минэкономразвития.
ФАС разбирается с жалобой организации "ОПОРА России". Организация обеспокоена отсутствием демократичности во внутренних специфических процедурах страховщиков и перестраховщиков на рынке ОПО. Претензии организации касаются также вступительных взносов страховщиков, порядка формирования перестраховочного пула, а также требований к опыту работы с опасными предприятиями для страховщика. ФАС по этой жалобе возбудила дело в отношении НССО.
Пока состоялось первое слушание по делу, стороны аргументировали свои позиции, ФАС обещала конкретизировать претензии к НССО. Следующее заседание может состояться в начале декабря.
Еще одна проблема возникла в связи с недавней инициативой Минэкономразвития. Ведомство направило в правительство РФ письмо за подписью министра с просьбой провести оценку регулирующего воздействия нового вида обязательного страхования на деятельность российских промышленных предприятий, входящих в категорию опасных.
Как сообщалось ранее, эта тема обсуждалась в министерстве еще в августе. Тогда специалисты в ходе обсуждения согласились с нецелесообразностью проведения оценки регулирующего воздействия.
"Оценка регулирующего воздействия, согласно приказу Минэкономразвития РФ, может проводиться в период, когда законодательный или нормативный акт проходит обсуждение. В отношении уже принятого и подписанного президентом РФ закона оценки регулирующего воздействия никогда не делалось", - подчеркнул президент НССО Андрей Юрьев.
Кроме того, по словам президента НССО, применение приказа ведомства об оценке регулирующего воздействия "распространяется на ключевые для различных отраслей промышленности нормативные акты, на промышленные тарифы, но они не касаются области тарифов в обязательном страховании и страхового рынка".
Ни правительство РФ, ни ФАС не сказали пока своего веского слова в этих спорах. Если в период цейтнота появятся дополнительные обстоятельства в виде новых указаний регуляторов, на исполнение которых потребуется время, то условия подготовки к введению закона в действие могут стать экстремальными.
Тем не менее, все опрошенные агентством будущие страховщики ОПО сохраняют уверенность в том, что с Нового года все их клиенты будут обеспечены новыми договорами обязательного страхования.
Они считают, что после запуска рынка ОСАГО и обеспечения полисами 30 млн автовладельцев с обеспечением полисами ОПО всего нескольких тысяч предприятий им справиться удастся. Однако, как с осторожностью отметила главный аналитик "Интерфакс-ЦЭА" Анжела Долгополова, очевидно, далеко не все риски торможения введения закона снимаются силами страховщиков.
Подписаться на новости Интерфакса можно по телефону (495) 787-43-43, доб. 2172, либо по электронной почте ksenia.dmitrieva@interfax.ru, контактное лицо – Ксения Дмитриева.
Источник: Интерфакс, 28 октября 2011 г.
Версия для печати
Все новости за 28 октября 2011 г. Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Регулирование, Огневое страхование, Страхование ответственности, Страхование ОПО
Установите трансляцию новостей на своем сайте
|