|
|
Анализ Полный список аналитических материаловВыплаты, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, За рубежом, Морское страхование, Страхование грузов
Объем собранной премии по морскому страхованию в 2016 году на международном рынке составил 27,5 млрд долл., что по сравнению с 2015 годом меньше на 9 %. В структуре глобальных сборов преобладает страхование морских грузоперевозок (54 %), далее следует страхование морских и речных судов (25 %). Неклубное страхование ответственности (вне клубов взаимного страхования P&I) занимает всего 7 %. Клубы P&I за 2016 год собрали 3,3 млрд долл. (снижение на 5,1 %). Однако падение было характерно для большинства отраслей мировой экономики, в том числе и для морского страхования. Российский страховой рынок, к сожалению, не может похвастаться столь же высокой долей в мировых сборах премий, которую занимает отечественное судоходство на международной арене (19 место). В страховании мы находимся совсем на других позициях. Тем не менее, порядка 1,5 % в мировом объеме морского страхования российский рынок все же занимает. Ситуация с убытками в 2016 году была такой же благоприятной для большинства клубов P&I, как и в 2015 году, по итогам которого некоторые клубы произвели возвраты средств своим членам. Вероятно, возвраты будут и по итогам 2016 года, поскольку и количество, и объем полученных клубами претензий по страховым случаям заметно снизились, и клубы могут похвастать очень хорошим финансовым положением, хотя и ожидают увеличения объема претензий в будущем. По страхованию каско судов коммерческие страховщики в 2016 году собрали 7 млрд долл. Структура сборов по странам представлена на Диаграмме 1. Традиционно, большую часть занимает Лондонский рынок, за ним следуют норвежский и американский. Россия собирает примерно 1,5 %. По первоначальным оценкам, коэффициент убыточности (loss ratio) по данному виду страхования в 2015 году достиг 73 %, однако с завершением некоторых претензионных дел и реализацией резервов его размер вырос до 79 %. По 2016 году, по мнению ведущих лондонских андеррайтеров, ситуация окажется еще хуже: пока показатель составляет 75 %, однако ожидается, что к концу года он достигнет не менее 83-85 %. А мы знаем, что 78 % – это тот барьер, за которым страховые компании переходят в убыток. В общем, 2016 год будет в целом плохим для морских страховщиков, и многие считают, что регулировать ситуацию придется ставками премий.
Диаграмма 1. Распределение премии морского каско по странам, 2016 г. Источник: IUMI
Диаграмма 2. Динамика показателя loss ratio по морскому каско (2016 год – предварительные данные) Источник: IUMI
На российском рынке морского каско ситуация несколько другая. У нас есть несколько страховых компаний с прекрасными показателями убыточности, и они имеют возможность предложить мировому сообществу ставки, которые будут существенно ниже глобальных среднерыночных. На международном рынке отмечается снижение частоты крупных убытков. Уменьшается число случаев полной гибели судов, в настоящее время это примерно 1 судно на тысячу в год, что значительно лучше, чем несколькими годами раньше. Снижается также число убытков суммой свыше 10 млн долл. (major claims) и убытков свыше 5 млн долл. (serious claims). Но общее число убытков становится больше, убыточность растет. Увеличивается число небольших убытков, каждый из которых сам по себе не имеет существенного значения, но в целом это отрицательно влияет на результаты страховых компаний. И еще один интересный момент – продолжает снижаться средняя стоимость одного убытка.
Таблица 1. Некоторые статистические показатели мирового рынка морского страхования
Источник: IUMI
В таблице 1. приведена статистика снижения объемов премии по видам морского страхования. Как видим, все линии морского страхования показали некоторое замедление темпов падения объемов премии в 2016 году по сравнению с 2015 годом. Что касается убыточности, то если смотреть на текущий показатель, она снизилась, но результат по 2016 году, как мы уже сказали, не окончательный, он будет пересчитан (не менее чем до 83 %). И в целом, по оценкам экспертов, 2016 год для морского страхования был худшим после 2008 года, особенно для страхования каско. Никаких позитивных перемен международные аналитики пока не видят. Хотя наблюдается рост торговли, страховая премия вслед за ним не растет, а также замедляется рост флота, который должен был бы обслуживать этот рост торговли. По миру отмечается замедление судостроительной активности, многие верфи простаивают, заказы отменяются или не делаются. Видимо, флота в мире достаточно. В то же время есть прирост числа судов стоимостью более 100 млн долл., в том числе и сверхкрупных по стоимости (красная часть столбиков на Диаграмме 3). Соответственно, все большая часть объектов, попадающих под страховую защиту, требуют все большей капитализации компаний, больших резервов и более серьезного перестрахования.
Диаграмма 3. Доля судов, стоимостью свыше 100 млн долл. Источник: IUMI
Ситуация со строительством флота в мире принципиально отличается от того, что происходит в России – здесь наблюдается даже некий бум судостроения. Это связано с рядом государственных программ по поддержке российского флота и рыболовства. Активно работает Объединенная судостроительная корпорация. И несмотря на ряд проблем (в том числе санкционного характера), мы находимся сейчас в несколько лучшем положении, чем мир в целом. Российский рынок морского страхования в 2016 году собрал более 8 млрд руб., что меньше чем в предыдущем году, но все же примерно на одном уровне. В числе лидеров есть как постоянные игроки, так и новые компании, показавшие стремительный прирост. Средний уровень выплат составляет более 63 %, однако этот показатель нельзя сравнивать с мировым показателем убыточности, это разные показатели. К сожалению, сведения о коэффициенте убыточности российские страховщики пока не раскрывают. Таблица 2. Российский рынок морского страхования в 2016 году, млн руб.
Источник: Банк России
Таблица 3. Российский рынок морского страхования в 1 полугодии 2017 г., млн руб.
Источник: Банк России
К сожалению, первое полугодие 2017 года показало резкое падение сборов российских морских страховщиков (на 22 %), то есть мы «падали» быстрее международного рынка. Вынужден констатировать сюрпризы, которые приносят тендерные игры, – подчас тендер по крупному судовладельцу, в том числе с государственным участием, выигрывает компания, которая дает запредельно низкую цену. Это позволяет уложиться в минимальный бюджет, но потом остается только надеяться, что эта компания просуществует до конца года. Уровень выплат на российском рынке в 2017 году пока небольшой, но мы знаем, что по этим линиям страхования основная часть выплат приходится на конец года (полагаю, уровень выплат по году достигнет 70 %). С усилением санкций многие компании находятся под угрозой. Одна из российских страховых компаний уже прямо попала в санкционный список. Остальные страховщики вынуждены учитывать этот фактор. Тем не менее, у рынка есть определенные резервы, способные заменить емкости международного перестраховочного рынка, кроме того, ряд западных перестраховщиков продолжают поддерживать нас по многим тяжелым направлениям. Некоторые западные страховщики гибко и разумно подходят к применению санкционных требований к страховому покрытию. Активно вошла на рынок морских и судостроительных рисков и РНПК, это дополнительная емкость, новый сильный игрок на рынке. И напоследок, что касается работы Российского Союза морских страховщиков. В момент его учреждения в составе было 8 участников, сейчас осталось всего 4 компании. Из них 3 постоянных члена («Ингосстрах», «Росгосстрах», «АльфаСтрахование»), в 2017 году из состава по понятным причинам вышла компания «Капитал страхование». Новый член – «Абсолют Страхование». На членов союза в 1 полугодии 2017 года приходилось 62,7 % премий и 78,1 % выплат. Это свидетельствует о том, что члены союза уделяют серьезное внимание работе с клиентами, отвечают на их запросы и оплачивают убытки. 7 декабря 2017 г. Смотрите другие материалы по этой тематике: Выплаты, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, За рубежом, Морское страхование, Страхование грузов
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2003–2024 ЗАО Медиа-Информационная Группа «Страхование сегодня» (МИГ). Мы используем файлы cookie для предоставления функций социальных сетей и анализа нашего трафика. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политикой конфиденциальности. Смотрите подробности. We use cookies to provide social media features and analyze our traffic. By continuing to use this site, you agree to the use of cookies and the Privacy Policy. See details. |