mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Прямая речь
Интервью
Мнения
Анализ
Пресса
Пресс-релизы
События (Фото)


Прямая речь

  Полный список материалов

  Технологии, Тенденции, Выплаты, За рубежом, Управление риском, Хайтек и инновации
Двигаясь в сторону катастроф данных
Крупнов Андрей Анатольевич
Директор по отраслевым решениям ЗАО «КРОК инкорпорейтед» в страховании, руководитель комитета по контролю качества продуктов и услуг в сфере страхования Объединения потребителей России
страхование сегодняКак менялся характер рисков, покрываемых страховыми и перестраховочными компаниями, за последние десятилетие? В чем заключается риск катастроф, связанных с данными, значение которого растет в последнее время?

Развитие экономики привело к тому, что доля нематериальных активов в мире по стоимости превысила традиционные. А развитие индустрии данных создало как огромные возможности, так и заполнило пространство информационным шумом, сквозь который иногда трудно различить значимые для страхования сигналы. В результате это может привести к миллиардным убыткам страховщиков.

6 июля 1988 года взорвалась нефтяная платформа Piper Alpha, погибли 167 человек. Большая часть была покрыта страхованием (которое позже получило название Лондонской рыночной спирали эксцедента убытка  - London Market Excess of Loss (LMX) Spiral), представлявшим собой тесно связанную и плохо управляемую сеть страховых полисов. Лавина убытков прокатилась по всему рынку, одни и те же страховщики оказались вынуждены платить снова и снова. Спустя 14 лет все убытки были наконец-то урегулированы, общая сумма выплат превысила 16 млрд.долл., что оказалось в 10 раз больше первоначальных оценок.

Конец восьмидесятых был плохим временем для страхования. Случай Piper Alpha только добавил убытков к асбестозу, ураганам в Европе и землетрясению в Сан-Франциско. За этот период 34 тысячи андеррайтеров и Ллойдовских «имён» выплатили каждый от 100 тысяч до 5 миллионов фунтов, многие оказались разорены.

За прошедшие 30 лет регуляторные нормы ужесточились, а качество аналитики значительно выросло. С 1970 года 19 из 20 крупнейших катастроф были вызваны природными факторами. Только одна, террористическая атака на Всемирный торговый центр в 2001 году, была делом рук человека. Но ни один страховщик не разорился в результате этих убытков -  могли возникать убытки и сокращение капитала, но в целом система перестрахования работала как ожидалось. Но эта возникшая способность поглощать убытки от потенциально разрушительных событий не означает, что для страховщиков больше никогда не будет потенциально фатальных событий. Возникают новые угрозы, и средства моделирования последних нескольких десятилетий больше не дают достаточной точности.

Страховая отрасль значительно продвинулась в процедурах безопасности, оценке рисков и понимании разрушительного потенциала страховых спиралей, поэтому вероятность повторения ситуации, аналогичной убыткам по Piper Alpha, крайне невелика. Ближайшие крупнейшие катастрофические убытки на страховом рынке, вероятнее всего, не будут связаны с материальными активами. Они могут случиться из-за недостаточного понимания степени проникновения и взаимосвязи нематериальных убытков.

В 1980-х компании пережили огромные убытки, поскольку страховой рынок не осознавал, насколько взаимосвязаны принятые им риски, а также поскольку он не имел инструментов и достаточно данных для отслеживания этих растущих рисков. Сегодня все компании обладают инструментарием для контроля подверженности риску тех физических активов, которые они принимают на страхование. Однако управление подверженностью риску нематериальных активов представляет собой гораздо большую проблему. Способность анализировать риски природных катастроф и управлять ими привела за последние 20 лет к появлению достаточно большого количества компаний, занимающихся их моделированием. Сейчас благоприятная возможность для развития появилась у компаний, специализирующихся на анализе антропогенных рисков.

Подверженность риску быстро сдвигается в сторону нематериальных активов. По информации CB Insights только 20% капитализации компаний S&P 500 в настоящее время составляют физические активы, хотя 40 лет назад их доля была 80%. Нефизические активы, такие как репутация, сеть продаж, интеллектуальная собственность и кибер-активы, с большим трудом поддаётся измерению. Соответственно, наиболее успешными аналитическими проектами в ближайшее время станут те, которые помогут страховщикам разобраться в их подверженности этим новым классам рисков.

Страховщики получили доступ к гигантским объёмам данных, в т.ч. свободным открытым данным и закрытым транзакционным. Умелое использование этих данных радикально меняет модель работы страховщиков и создаёт возможности выхода на рынок новых участников. За последнее время появились тысячи компаний, помогающих страховщикам принимать правильные решения об оценке рисков, более точно рассчитывать тарифы, лучше обслуживать клиентов, быстрее урегулировать убытки и предотвращать мошенничество. Но слишком большие объемы данных при плохом качестве работы с ними не дают возможности увидеть важные сигналы, что увеличивает риски больших убытков. Менее чем за 20 лет отрасль прошла путь от слепоты от недостатка данных до ослепления слишком большим их объёмом.

После кредитного кризиса 2008 года в банках общеупотребительными стали процедуры комплаенса и управления данными. Большинство страховщиков имеют в своей управленческой структуре комитеты по рискам, и все обязаны вести реестр принятых рисков. Однако качество управления данными далеко не всегда является предметом достаточного внимания со стороны руководства.

Среди тех, кто в последнее время выходит на рынок и привлекает инвестиционное финансирование, очень мало проектов, которые предлагают решение указанной проблемы. Некоторые, такие как CyberCube, предлагают специализированные решения, например, для расчёта подверженности портфеля кибер-рискам. Другие, как Atticus DQPro, дают возможность страховщикам оперативно реагировать на вновь возникающие риски. Обеспечение чистоты данных и создание решений по управлению ими может не так сильно привлекать внимание, как искусственный интеллект или блокчейн, однако практической ценности у таких проектов ничуть не меньше, а вероятность успеха за счёт менее насыщенной конкуренции даже выше.

Прошлые успехи не являются гарантией успехов в будущем, однако, как заметил Марк Твен, если история и не повторяется, то рифмуется. Piper Alpha был не единственным неприятным сюрпризом за 30 лет. И другие события оказывали очень большое влияние на отдельные компании. Признаки приближающейся катастрофы могли быть неочевидны, но их можно было заметить. Компании пострадали, однако полученный ущерб и извлечённые уроки позволили перестроить компании и создать продукты для предотвращения будущего ущерба.

В 2001 году рухнула компания Enron, считавшаяся одной из крупнейших и могущественнейших компаний в мире, после того, как выяснилось, что менеджмент кардинально искажал её отчётность. Страховщики потеряли 3,5 млрд.долл. на падении ценных бумаг и страховых выплатах, в частности Chubb и Swiss Re сообщили об убытках в 700 млн.долл. Одной из причин плохого внутреннего контроля было то, что бонусы команды риск-менеджмента зависели от людей, которых эта команда и должна была контролировать.

Ураган Катрина, принесший 83 млрд.долл. страховых убытков, до сих пор считается крупнейшим комплексным страховым событием. Помимо прямых убытков от ветра, огромная их часть была вызвана последовавшим за ним наводнением и подтоплением зданий. Одними из крупнейших пострадавших были плавучие казино, оторванные от мест швартовки и разрушенные. Однако для страховщиков это оказалось полной неожиданностью, т.к. казино были застрахованы как объекты недвижимости. Страховщики просто не обратили внимание на закон штата Миссисипи 1990 года, согласно которому все казино должны располагаться не на суше.

После чудовищных ливней, длившихся с июня по октябрь 2011 года, семь крупнейших промышленных зон Таиланда были затоплены на высоту выше 3 метров. В результате произошло страховое событие, занимающее 13 строчку в мировом рейтинге по объёмам выплат (16 млрд.долл.). До 2011 года многие страховщики не вели учёт катастрофических событий в Таиланде, считая его относительно безопасной зоной. Не запрашивалась и информация о расположении и стоимости промышленных предприятий. Впервые страховщики осознали, сколько их клиентов имели производственные мощности по соседству, только когда стали поступать заявления на выплаты. 10% всех выплат достались национальному французскому перестраховщику CCR. Munich Re вместе со Swiss Re выплатили свыше 500 млн.долл. и позднее комментировали, что данное событие послужило для них «пробуждающим толчком».

Взрывы в порту Тяньцзин в 2015 году стоили страховщикам 3,5 млрд.долл. и стали наиболее крупными антропогенными страховыми случаями в Азии. Ущерб был зафиксирован в имуществе, инфраструктуре, морском и автомобильном транспорте, а также по несчастным случаям. Одна только компания Zurich заплатила 300 млн.долл., что существенно превысило её долю рынка. Компания позже признала, что не учла кумуляцию, поскольку различные линии бизнеса учитывались различными информационными системами, информация из которых не пересекалась. Вскоре после событий в Тяньцзине был уволен гендиректор Zurich Мартин Шен.

Страховщики также находятся под рисками штрафов со стороны регулятора, причём не только по поводу персональных данных. FCA, британский регулятор, в 2017 году выписал штрафов на общую сумму 230 млн. фунтов. Liberty Mutual Insurance была оштрафована на 5 млн. фунтов за нарушения в процедуре урегулирования убытков третьим лицом, а брокер Blue Fin заплатил 4 млн. за сокрытие информации о конфликте интересов. Самый большой штраф в сумме 163 млн.фунтов заплатил Deutsche Bank за отказ внедрения антиотмывочных процедур в Великобритании. Позднее, этому штрафу добавились ещё 425 млн.долл., наложенные Нью-Йоркским департаментом финансовых услуг.

В ближайшие годы нас ждёт ещё немало катастроф, связанных с данными. Важность этого фактора будет со временем только всё более увеличиваться. Соответственно, ценность для страховых компаний инструментов по сбору, хранению, анализу этих данных и точному прогнозированию на их основе перестаёт измеряться только стоимостью соответствующих систем (СХД, «озёра данных», различные инструменты обработки и аналитики, системы искусственного интеллекта и пр.). Инструменты обработки данных становятся ценны настолько, насколько собственникам и менеджменту страховых компаний дорог их бизнес и рабочие места.

Matthew Grant. Heading Toward a Data Disaster // insurancethoughtleadership.com 


21 января 2019 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Технологии, Тенденции, Выплаты, За рубежом, Управление риском, Хайтек и инновации
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 0.00 (голосовало: 0 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: