mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Прямая речь
Интервью
Мнения
Анализ
Пресса
Пресс-релизы
События (Фото)


Прямая речь

  Полный список материалов

  Страховой надзор, За рубежом, Регулирование
Как устроен, как регулируется и какие результаты показывает страховой рынок США
Крупнов Андрей Анатольевич
Директор по отраслевым решениям ЗАО «КРОК инкорпорейтед» в страховании, руководитель комитета по контролю качества продуктов и услуг в сфере страхования Объединения потребителей России
страхование сегодняКаковы современная структура страхового рынка Соединенных Штатов? Как строится система местных страховых надзоров штатов и их Национальной ассоциации?

По состоянию на 1 января 2018 года в США работало 5954 страховые компании. В это число входят уникальные юридические лица, зарегистрированные в каком-либо штате. Больше всего их было зарегистрировано в штате Нью-Йорк – 577, следом идут Флорида, Техас и Иллинойс (437, 403 и 337 компании соответственно).

Следует упомянуть, что лицензирование страховой деятельности в США проводится в каждом штате и территории (Пуэрто-Рико, Виргинские острова и пр.) отдельно. Таким образом, в стране имеется 57 регуляторов, и любая компания, желающая работать на всей территории страны, должны получить 57 лицензий.

На территории страны также работают 73 550 американских «иноштатных» страховых компании. Эта сводящая с ума величина получается простым умножением. К примеру, если в штате Нью-Йорк зарегистрировано 577 компаний, и 400 из них желают работать в 40 других штатах, в статистике они будут учтены как 400 х 40 = 16 000 компаний.

Кроме двух вышеперечисленных категорий, на американском рынке работают и чисто иностранные компании (Allianz, AXA и пр.).

Американский страховой рынок мало того, что раздроблен географически, он ещё и высокоспециализирован. Из 5954 страховщиков 852 компании занимаются страхованием жизни, 2 509 – имущественным страхованием, 907 – медицинским и 1686 – другими видами.

Органы страхового регулирования полностью независимы друг от друга, однако их объединяют общие функциональные задачи:

- защита потребителей;

- предоставление лицензий страховщикам и посредникам;

- установление правил для операторов рынка;

- поддержка устойчивости страховщиков;

- проверка отчётности компаний и пр.

Руководители местных надзоров называются комиссионерами, они объединены в Национальную ассоциацию страховых комиссионеров (The National Association of Insurance Commissioners (NAIC)). Ассоциация была образована ещё в 1871 году, и с тех пор неплохо справляется с координацией деятельности независимых страховых надзоров.

На федеральном уровне действуют Федеральное агентство по страхованию (Federal Insurance Office (FIO)) и Федеральный совет по страхованию (Federal Advisory Committee on Insurance (FACI)). Первый из них, образованный в 2010 году и подчинённый Федеральному казначейству (руководитель FIO назначается министром финансов), контролирует деятельность страховщиков (за исключением операторов медицинского и сельскохозяйственного страхования) на федеральном уровне. Кроме того, данный орган отвечает за обеспечение доступа неимущих классов к страховым продуктам (опять же, кроме медицинского страхования, с которым всё сложно). Неплохо было бы и у нас завести надзорный орган с подобной функцией, например, в части ОСАГО, где количество неимущих отказников оценивается в  5-7 миллионов человек (а, если посчитать прямую разницу между размером автопарка и количеством договоров ОСАГО, то и все 10). Федеральный совет по страхованию поддерживает FIO в его деятельности.

Нормотворческая деятельность по регулированию страхового рынка в каждом штате является исключительной прерогативой местных регуляторов. Численность соответствующих офисов колеблется от 1459 человек в Техасе и 1415 в Калифорнии до 76 в Айдахо и 38 в Род Айленде. Учитывая эти факты, остаётся только удивляться тому, как юристы и комплаенс службы американских страховщиков не сходят с ума и умудряются не только работать, но и показывать результаты, способные произвести впечатление на кого угодно.

По итогам 2017 года все страховщики США собрали 1,333 трлн. долл., что позволяет американскому рынку сохранять безоговорочное лидерство в мире, значительно опережая находящихся на второй позиции китайцев (и в 60 раз превосходя российских коллег). Из этой суммы 50% собрано «локальными» компаниями, т.е. работающими в своём «родном» штате. Вторая половина приходится на «иноштатные» и иностранные компании, а также 2 специфические для американского рынка категории:

- Потребительские группы (85 компаний) - образования, по сути аналогичные обществам взаимного страхования. При этом участники таких групп обладают некими общими отличительными признаками или интересами (принадлежат к одной церкви, профсоюзу и пр.)

- Группы удержания риска (247 компаний). Ещё один подвид обществ взаимного страхования, занимающихся страхованием ответственности участников друг перед другом.

Самой крупной линией бизнеса на рынке стало страхование жизни и здоровья (52% всей премии), на имущественное страхование пришлось 48% (558,2 млрд.долл. в абсолютном выражении).

В страховой отрасли США в 2016 году было занято 2,6 млн. человек, из которых 1,5 млн. составили штатные сотрудники страховых компаний, остальные 1,1 млн. – агенты, брокеры и другие вспомогательные участники страхового рынка.
Общий объём активов, принадлежащих страховщикам, составил 5,48 трлн.долл. (в т.ч. 1,59 трлн.долл. у рисковых страховщиков и 3,89 трлн.долл. – у страховщиков жизни).

Все страховые компании заплатили в бюджет 20,5 млрд.долл. налога на прибыль, по 63 доллара на каждого жителя страны.

The organization of insurance industry in USA // Atlas Magazine 

Distribution of insurance companies in USA per State // Atlas Magazine 

Facts + Statistics: Industry overview // Insurance Industry Institute 


22 февраля 2019 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, За рубежом, Регулирование
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 0.00 (голосовало: 0 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: