mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Прямая речь
Интервью
Мнения
Анализ
Пресса
Пресс-релизы
События (Фото)


Прямая речь

  Полный список материалов

  За рубежом, Регулирование, Агрострахование, Автострахование
Меры государственной поддержки страховой отрасли в Китае
Ефремов Алексей Михайлович
Руководитель представительства АО «СОГАЗ» в Китае
страхование сегодняКак действия государства способствуют положительной динамике развития страхового рынка Китая?

Продолжительный устойчивый рост китайского страхового рынка обсуловлен целым рядом взаимосвязанных факторов.

Во-первых, успехи отрасли являются непосредственным следствием развития китайской экономики в целом. На протяжении 10 лет темпы роста ВВП Китая ни разу не опускались ниже 6,6% в год, а в отдельные периоды измерялись двузначными цифрами. В настоящий момент Китай - это вторая экономика мира с ясной перспективой дальнейшего роста, пусть и не такими высокими темпами, как это было до сих пор.

Во-вторых, в течение этого периода неуклонно повышался уровень жизни населения и, соответственно, его покупательная способность. Так, в 2018 году средняя заработная плата обычного китайского сотрудника составляла около 1 тыс.долл. в месяц, а квалифицированного – 1,2 тыс. долл. Постоянно повышался также размер пенсий - на конец 2016 года пенсия по старости выросла до 370 долл.

В-третьих, плановая система управления экономикой и жесткая политика страхового регулятора в отношении платежеспособности страховых компаний вселяют в китайского потребителя страховых услуг уверенность в завтрашнем дне - он твердо знает, что «его» страховая компания не исчезнет и ей можно доверить свои деньги, а если что-то и произойдет чрезвычайное, то государство в беде не оставит. Бурный рост страхования жизни в Китае стал возможным именно благодаря этой уверенности в сочетании с растущими личными доходами.

Поступательное развитие китайской страховой отрасли связано также с эфффективной поддержкой со стороны государства, которое сумело создать для страхования благоприятную правовую и налоговую среду.

Государственная поддержка страховой отрасли в Китае осуществляется как путем применения экономических стимулов, так и через меры административно-принудительного характера - за счет внедрения обязательных видов страхования.

Экономическое стимулирование заключается в предоставлении налоговых льгот и в прямой поддержке страхователей через субсидирование страховой премии, при этом получателями льгот могут выступать или страховые компании, или страхователи – юридические и физические лица.

Для китайских предприятий, заключающих договоры страхования, льгота может применяться через включение соответствующих расходов в состав затрат, т.е. через уменьшение налогооблагаемой базы.

В полном объеме данная льгота применяется к расходам, возникающим в связи со страхованием имущества и страхованием ответственности, эти расходы предприятие может целиком отнести на себестоимость.

При страховании работников по добровольному медицинскому страхованию (дополнительному по отношению к базовому медицинскому страхованию, т.е. к ОМС) на себестоимость разрешается относить расходы на страхование в объеме до 5% от совокупного фонда оплаты труда (ФОТ) предприятия.

То же самое правило действует и в отношении дополнительного пенсионного страхования (дополнительного по отношению к социальному пенсионнному страхованию). Другими словами, если предприятие страхует работников и по медицине, и по пенсионному страхованию, то его совокупные расходы на страхование будут отнесены на затраты в размере 10% (5+5) от ФОТ.

Важно отметить, что данное правило действует автоматически, т.е. предприятию не требуется обращаться в налоговые органы для получения льготы, достаточным основанием для уменьшения налоговой базы является фактически произведенные и подтвержденные расходы.

Все другие виды личного страхования, за исключением страхования отдельных категорий работников, оговоренных в специальных законах, предприятие обязано включать в налогооблагаемую базу (здесь и далее имеется в виду только коммерческое страхование, социальное страхование не рассматривается).

Если в отношении предприятий государство стимулирует страхование через льготу по уменьшению налогооблагаемой базы, то к страховым компаниям в качестве стимула применяется льгота по налогу на добавленную стоимость (НДС). Данный налог введен в 2016 году взамен налога с оборота и призван, в том числе, более дифференцированно, "точечно" воздействовать на отдельные виды страхования и страховые продукты с целью их приоритетного развития.

НДС составляет 6% и распростряняется как на страховые, так и перестраховочные операции (только что заявленные китайским правительством планы по снижению с 1 апреля ставки НДС страховую отрасль не затронут – ставка сохранится на прежнем уровне в 6%).

В настоящий момент не подлежат обложению НДС следующие виды страхования:

- сельскохозяйственное страхование в сфере земледелия и скотоводства;

- страхование жизни по риску «смерть», «страхование на дожитие» и «страхование здоровья» со сроком страхования от одного года;

- страхование экспортных грузов и экспортных кредитов.

Кроме этого, установлен еще ряд льгот болеее локального характера, например, от НДС освобождены операции по страхованию морских грузоперевозок (при условии, что соответствующая страховая компания зарегистрирована в Шанхае или Тяньцзине), операции по страхованию в сфере запуска и эксплуатации на орбите космических спутников и т.д.

НДС в перестраховании имеет некоторые свои особенности: если прямой страховщик по конкретному виду и продукту имеет льготу, то при перестраховании НДС также не возникает. Не подлежит уплате НДС и в случае, если китайский страховщик перестраховывает риск за рубежом, а объект страхования находится за пределами Китая (например, китайский страховщик передает в перестрахование российскому перестраховщику риск, который расположен в третьей стране, что характерно при перестраховании проектов, связанных с реализацией концепции «один пояс, один путь»).

С учетом того, что НДС для страховой отрасли введен недавно, свою стимулирующую роль предоставляемая льгота пока не выявила в полной мере, что связано, в том числе, и со сложными процедурами ее получения.

Важно отметить, что налоговые льготы могут предоставляться не только предприятиям и страховым компаниям, но и страхователям-физическим лицам. Так, в мае 2018 года в трех провинциях запущен пилотный проект по продажам нового для Китая страхового продукта – индивидуального пенсионного страхования с отложенной выплатой налогов. Льгота здесь заключается в том, что подходный налог платится не сразу, а в момент изъятия средств из пенсионного фонда - при наступлении страхового случая, который может наступить через определенное время.

В условиях стремительно стареющего населения Китая и с учетом положительного опыта применения данной льготы в западных странах (а китайский рынок пристально следит за развитием страхования за рубежом), подобные страховые продукты могут привести к взрывному росту и без того гигантского рынка страхования жизни, поэтому китайские компании проявляют к этому продукту повышенное внимание. Об этом говорит, в частности, растущее число обращений в Китайскую комиссию по регулированию банковской и страховой отрасли (CBIRC) за соответствующими разрешениями (страховщик должен согласовать с CBIRC правила страхования и тарифные ставки).

Есть все основания полагать, что данный пилотный проект, предварительно рассчитанный на год, будет признан успешным и подлежащим масштабированию.

Важнейшим стимулом развития страховой отрасли является также страхование с государственной поддержкой. В настоящий момент к данной категории можно отнести два вида - страхование экспортных кредитов (этим видом занимается компания Sinosure, которая хотя и называется страховой компанией, но по своему функционалу скорее является государственным агентством, аналогом российского Эксар) и сельскохозяйственное страхование.

Сельскохозяйственное страхование заслуживает более подробного освещения с учетом значимости сельского хозяйства для китайской экономики и его высокой подверженности разнообразным, в том числе катастрофическим, природным рискам.

Политика прямой поддержки сельхозстрахования через субсидирование страховой премии начала реализовываться в 2007 году и сегодня признается эффективным способом развития аграрной отрасли. В течение короткого времени китайский рынок сельскохозяйственного страхования получил мощное развитие и по своему объему вышел на второе место в мире после американского, а по страхованию животноводства - на первое. По итогам 2018 года совокупная премия по данному виду страхования достигла 57,3 млрд.юаней (рост на 20% по сравнению с 2017 годом), что составляет 5,3% от всех сборов по имущественным видам страхования.

В настоящее время страхование с господдержкой охватывает три важнейших направления - страхование в сфере земледелия (страхование посевов кукурузы, поливного риса, пшеницы, хлопка, батата, масленичных культур и др.), страхование мясного и молочного животноводства, а также страхование лесов и лесопосадок. В соответствии с «Правилами сельскохозяйственного страхования», принятыми Госсоветом КНР в 2012 году, субсидирование премии осуществляется как через центральное финансирование, так и через бюджеты провинциального, городского и уездного уровней. Такая многоуровневая система позволяет субсидировать премию в размере до 75-80%, при этом по каждой группе объектов страхования и по каждому региону есть свои дифференцированные нормативы.

Китайское правительство планирует и в дальнейшем усиливать роль государственной поддержки сельхозстрахования, что прямо вытекает из важнейшего для страхового рынка документа – «О некоторых вопросах ускорения развития современной страховой отрасли», принятого Госсоветом КНР в 2014 году и фактически представляющего собой "дорожную карту" развития отрасли на период до 2020 года.

Экономические меры стимулирования страховой отрасли в Китае дополняются мерами административного характера – путем введения обязательных и вмененных видов страхования.

В строгом смысле слова, всем признакам обязательного страхования в Китае соответствует только обязательное страхование автогражданской ответственности. Другие виды, например, страхование от несчастных случаев (НС) рабочих, занятых на опасных работах, страхование шахтеров от НС при добыче угля под землей, страхование ответственности за ущерб, который может быть причинен морской акватории вследствие разлива нефтепродуктов и др., хотя и относятся по китайской классификации к обязательным видам страхования, по своей природе являются скорее вмененными видами страхования. То же относится и к другим видам обязательного страхования, среди который страхование ответственности туроператоров, страхование туристов от НС во время путешествий и т.д. С точки зрения влияния на развитие страховой отрасли данные виды большой роли не играют, но позволяют решать ряд локальных задач и облегчать бремя государства.

Что касается «автогражданки», то с точки зрения развития рынка ее значимость весьма велика. По итогам 2018 года общая премия по этому виду составила 203,4 млрд.юаней, или 18,8% от сборов по имущественным видам страхования и 5,4% от совокупных сборов по рынку в целом. На конец 2017 года общее количество автомобилей, застрахованных по ОСАГО, достигло 234 млн. или 75% от всего автопарка, при этом охват по легковым авто оказался на уровне 95%.

Автострахование в целом и «автогражданку» в частности можно рассматривать как один из системообразующих видов страхования в Китае, что связано не только с масштабом собираемых сегодня премий, но и с учетом большого потенциала роста. Следует помнить, что в настоящее время Китай является абсолютным лидером в мире по числу производимых автомобилей и что внутренний рынок далек от полного насыщения, а это означает, что государство будет и в дальнейшем оказывать этому сегменту страхового рынка приоритетное внимание.

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод о том, что китайское правительство продолжит линию на всемерную поддержку страховой отрасли, используя весь арсенал доступных инструментов, при этом наибольшее внимание будет уделено страхованию в сфере сельского хозяйства (через отработанный механизм субсидирования страховой премии), личному страхованию, прежде всего с длительными сроками страхования (по таким продуктам, как пенсионное страхование и страхование на дожитие), а также обязательному страхованию автогражданской ответственности.


8 апреля 2019 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: За рубежом, Регулирование, Агрострахование, Автострахование
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 0.00 (голосовало: 0 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: