mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Прямая речь
Интервью
Мнения
Анализ
Пресса
Пресс-релизы
События (Фото)


Прямая речь

  Полный список материалов

  Динамика рынка, Тенденции, За рубежом
Российский страховой рынок на фоне мирового – свой среди чужих, чужой среди своих
Крупнов Андрей Анатольевич
Директор по отраслевым решениям ЗАО «КРОК инкорпорейтед» в страховании, руководитель комитета по контролю качества продуктов и услуг в сфере страхования Объединения потребителей России
страхование сегодняКакие позиции по ключевым показателям развития страхового рынка занимает Россия, в сравнении с зарубежными странами?

На проведение этого мини-анализа меня подтолкнули регулярные сравнения российского страхового рынка с зарубежными, а также опубликованный недавно комментарий рейтингового агентства S&P, в котором утверждалось, что росту российского страхования препятствуют низкие темпы роста ВВП.

Когда речь заходит о сравнении нашего рынка с зарубежными, обычно в качестве образцов берутся крупнейшие европейские страны и даже США с Китаем и Японией, и все процессы, которые происходят у нас, накладываются на аналоги в этих странах. Мысленно мы видим себя где-то рядом с грандами, почти готовыми влиться в их ряды, вот только тарифный коридор по ОСАГО узковат, протиснуться не даёт. Посмотрим, однако, как на самом деле выглядит портрет нашего страхования сравнительно с соседями по глобусу, тем более, что статистики достаточно, и она совершенно открыта.

По абсолютному размеру страхового рынка Россия занимает 28 место среди 88 стран (23,6 млрд. долл., доля 0,45% от мирового, равного, по состоянию на 2018 год, 5,2 триллионам долларов), попавших в отчёт Sigma компании Swiss Re (фактически это все страны, где страхование хоть как-то развито). Это немного меньше Таиланда и немного больше Норвегии. Если расширить нашу референсную группу, то в неё попадёт Финляндия (26 место) и Австрия (30). Именно с этими странами, а вовсе не с Германией, Великобританией или, тем более, Китаем или США стоит сравнивать Россию как страховую державу. До уровня передовых страховых рынков России недостижимо далеко. Так, замыкающий десятку Тайвань(!) опережает Россию по сбору премии более чем в 5 раз, Франция и Германия – более чем в 10, Китай – в 24, а США – и вовсе в 62 раза!

Даже на фоне стран БРИКС Россия смотрится бледно. Китай, 20 лет назад стартовав с тех же абсолютных объёмов, что и Россия, к настоящему моменту вышел на 2 место в мире, Индия занимает 11 место, Бразилия – 16, Южная Африка, имеющая ВВП в 4,5 раза меньший российского, находится на 19 месте, и её страховой рынок превосходит российский более чем вдвое.

Возьмём соседей России по размеру ВВП. Напомню, Россия, по данным Мирового банка, занимает по этому показателю 11 место в мире (1,66 трлн. долл., доля 1,95% от мирового). У находящейся на 10 месте Канады объём страхового рынка больше в 5,4 раза, у примыкающей снизу (12 место) Южной Кореи – в 7,5. Страховщики находящейся ещё на строчку ниже Австралии собирают в 3 раза больше премии, чем их российские коллеги.

Уровень проникновения страхования в экономике РФ составляет всего 1,4%, и по этому показателю российский рынок находится на провальном 74 месте из 88 рынков, исследованных компанией Swiss Re, уступая, например, Доминиканской республике и Эквадору. По этому показателю Россия занимает одну группу с Турцией, Оманом и Украиной. Ниже нас в этом списке из более-менее развитых стран находятся ещё Саудовская Аравия и Кувейт, где развитию страхования мешают шариатские нормы, и ещё одна из самых бедных стран Европы Румыния, в которой, правда, подушевой ВВП больше российского, а проникновение страхования составляет всего 1%. Из примечательного – в Иране, стране, как известно, не слишком интегрированной в мировую экономику и обладающей кучей других «особенностей», уровень проникновения страхования составляет 1,7%.

Возможно, стоит учесть численность населения, в конце концов более благополучные нации могут позволить себе большие расходы на страхование, тогда как более бедные тратят деньги иначе?

Посмотрим, как выглядит рэнкинг по подписанной премии на душу населения. Россия с показателем 161 доллар находится на 63 месте из 88 стран, и компанию ей составляют Колумбия (187 долл.) и Сербия (140 долл.). ВВП на душу населения в этих странах меньше российского на 40%, так что на бедность отставание не спишешь. Дальше - больше. Китай со своим почти полуторамиллиардным населением находится на 45 позиции (413 долл.), хотя по ВВП на душу он пока ещё отстаёт от России на 13%. 209 миллионов бразильцев ежегодно покупают страховых продуктов в среднем на 348 долл. каждый, а зарабатывают на 21% меньше россиян (в терминах валового продукта). В Мексике с её 126 миллионами населения и отставанием на 14% по подушевому ВВП среднедушевая премия равна 217 долларам. Утешает, что позади остались Индонезия (268 млн. населения, 76 долл. премия), Индия (1,35 млрд. народу по 75 долл. каждый, но в ближайшие годы там ожидается кратный рост рынка), а также Пакистан, Бангладеш и Нигерия (все трое превосходят РФ по населению и занимают 3 последние строки по подушевому сбору премии с показателями 12,5, 9,5 и 6 долларов соответственно), плюс ещё некоторое количество стран, меньших по населению. Или не утешает?

Вернёмся к ВВП. По ВВП на душу населения Россия находится практически точно на уровне среднего по миру (11 297 долл. – среднемировой ВВП на душу в 2018 году, 11 289 – российский). И чтобы догнать среднемировой показатель по проникновению страхования, составляющий 6,1%, российский рынок должен вырасти в 4,3 раза.

Так что ВВП тут совершенно ни при чём (разве что структура и принципы его распределения, но тоже не убеждает). Как ни крути статистику, но подобрать такой ракурс, чтобы в нём российский страховой рынок смотрелся выигрышно, не получается. Боюсь, тут даже Росстат не поможет. Причины неразвитости страхования в стране следует искать в другом месте и правильнее всего – внутри самой отрасли, которая за 30 лет своего существования меньше всего заботилась об изучении и удовлетворении запросов населения и предприятий на покрытие рисков. А таковых в стране с полным набором возможных происшествий и весьма напряжённой рисковой средой хоть отбавляй.

На деле же продуктовое предложение российских страховщиков никак не увязано со спросом на страховое покрытие, полезность страховых продуктов большинству потребителей непонятна или сомнительна, работа по установлению и развитию отношений со страхователями не ведётся, репутация страхования и доверие к отрасли со стороны клиентов находится на чрезвычайно низком уровне. Продажи традиционно строятся методом принуждения (обязательные виды, банкострахование, вот это всё). Как результат – огромное диспропорциональное к общему состоянию экономики (хотя - казалось бы…) отставание в развитии страхового сектора.

 

А напоследок, как положено, про цифровизацию. На иллюстрации к этому посту – карта иншуртех-проектов в… Африке. Во-первых, там всё-таки ЮАР, которая наш партнёр по БРИКС (и посмотрите, сколько проектов происходит оттуда), а во-вторых, потому что даже в не самых крупных с точки зрения страхования странах (а они в Африке все, кроме ЮАР, такие), происходит активное развитие цифровых проектов в области страхования. Потому что страховщики понимают, что для того, чтобы догнать лидеров (хотя бы в относительном выражении), нужно стать более передовыми и эффективными, чем они. А другого способа достичь этого, кроме цифровизации, на сегодняшний день не существует.

 

Представляется, что для развития российского рынка страховщикам нужно приложить собственные (и немалые) усилия, в том числе (и в первую очередь) в направлении перестройки своих бизнес-моделей в сторону создания полезности для клиентов и освоения самых передовых технологий и решений. А то нас скоро, если не Норвегия с Австрией обгонят, то Индонезия точно.


19 ноября 2019 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Динамика рынка, Тенденции, За рубежом
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны: