|
![]() ![]() ![]() |
|
![]() |
Прямая речь![]() ![]()
![]() У меня нет однозначного ответа на вопрос: «Нужен ли страховой омбудсмен в России?». С одной стороны, при грамотном воплощении, он может стать реальной «палочкой-выручалочкой», решая насущные проблемы рынка. С другой – идея может воплотиться в очередной бюрократический институт, создающий проблемы как страховщикам, так и клиентам. Многие СМИ сообщали, что на базе Всероссийского Союза Страховщиков уже создана рабочая группа по разработке российского варианта аппарата омбудсмена. Из Германии для внесения рекомендаций и консультирования по созданию новой структуры приезжал немецкий страховой омбудсмен - профессор Гюнтер Хирш. Разумеется, создавать что-либо с нуля гораздо сложнее, чем использовать готовый фундамент. Однако следует опасаться ненароком скопировать весь «дом». Немецкий, как и любой другой зарубежный опыт, в чистом виде хорош там, где он изначально применяется. В России следует обязательно учитывать особенности местного менталитета, особенностей экономики и политики. В первую очередь нужно определиться, как будет вводиться институт внесудебного урегулирования: добровольно или директивно. Участникам рынка лучше узнавать такие вещи заранее, чтобы подготовить бизнес процессы под новые возможности и обязательства. Далее необходимо решить одну из самых важных и сложных проблем - вопрос о личности самого омбудсмена. В Германии к финансовому омбудсмену предъявляются два основных требования: он не должен работать ни в каких финансовых организациях и объединениях в течение последних трех лет до момента назначения и у него должна быть достаточная подготовка, чтобы занимать должность судьи. У нас эти требования, на мой взгляд, при всей необходимости, требуют существенного дополнения. Срок, который кандидат не должен занимать никаких постов в финансовых или политических организациях, разумно установить на уровне пяти лет до момента назначения. В отношении же квалификации, имеет смысл оценивать не только потенциальную возможность занимать должность судьи, но и наличие реального опыта работы в судах. Допустим, аппарат омбудсмена реально начнет работать, и что? Что он даст потребителю, страховщику, государству? Конечно, он не даст 5 тонн угля в смену, но предложит кое-что не менее полезное. С помощью системы внесудебного разбирательства можно будет наладить мосты между страховщиком и страхователем, а также существенно облегчить работу судам и страховому надзору. Для судов и надзорных органов введение института страхового омбудсмена приведет к снижению потока «мелочевки», позволив заниматься действительно сложными вопросами. Единственное, нужно заранее определить на какую сумму спор находится в компетенции омбудсмена. В Германии обязательным к исполнению является решение омбудсмена по делам с суммой иска до 5000 Евро. Причем решение обязательно только для организации, а потребитель может продолжить искать счастья в суде. В России аналогичная система также будет удобна, только сумму иска для верхней планки можно установить соответствующую: например 150 000 рублей. В эту сумму входят все споры по ОСАГО, большинство конфликтов по КАСКО, а также мелкие страховые случаи по имуществу и здоровью. Насколько выигрышным будет обращение страхователя к омбудсмену только предстоит определить. Для этого требуется решить ряд вопросов:
Это вопросы, лежащие на поверхности. Перечислять все нюансы внесудебного урегулирования можно очень долго. Мне бы очень хотелось, чтобы данная статья прозвучала приглашением к общей дискуссии по вопросам организации аппарата страхового омбудсмена в России. В ВСС действует рабочая группа, некоторые коллеги периодически высказываются о введении института внесудебного урегулирования, но из этих крох информации невозможно построить картину, как рынок в целом видит институт омбудсментсва. На мой взгляд успех внедрения страхового омбудсмена в России напрямую зависит от открытости процесса. Активно обмениваясь мнениями, уточнениями, суждениями мы сможем создать действительно эффективный инструмент урегулирования спорных ситуаций, в противном случае мы рискуем получить либо бесполезный бюрократический аппарат, либо инструмент лоббирования собственных интересов узкого круга участников рынка. 3 мая 2011 г. ![]() ![]()
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
© 2003–2025 ЗАО Медиа-Информационная Группа «Страхование сегодня» (МИГ). Мы используем файлы cookie для предоставления функций социальных сетей и анализа нашего трафика. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политикой конфиденциальности. Смотрите подробности. We use cookies to provide social media features and analyze our traffic. By continuing to use this site, you agree to the use of cookies and the Privacy Policy. See details. |