|
|
Прямая речь Полный список материаловСтраховой надзор, За рубежом, Регулирование
Обсуждение дальнейших шагов по формированию мегарегулятора началось с поручения Президента представить предложения, как можно усилить Службу и повысить эффективность ее работы. Мы подготовили наши предложения, которые, прежде всего, касались переноса акцента на пруденциальный надзор. Действительно, необходимо больше внимания уделять анализу уровня риска, который берут на себя участники финансовой системы. А для этого нам нужен персонал большей численности и более высокой квалификации, это требует также более совершенного программного обеспечения и пр. Как же решить задачи качественного усиления службы, пополнения персонала, дополнительного финансирования и совершенствования информационных систем в условиях наших стандартных бюджетных ограничений? Тем более, мы помним, что есть общее постановление Правительства о сокращении численности всех государственных служащих и ограничения по росту заработной платы, то есть даже чисто бюрократически решить это очень сложно. Поэтому возник вариант: объединить Службу с Центробанком, сделав мегарегулятор за пределами структуры Правительства. Теоретически можно сделать и совсем новый, отдельный мегарегулятор, но для этого пришлось бы переписывать Конституцию. То есть с точки зрения решения вопросов зарплат и стимулирования сотрудников, вариант с вливанием Службы в структуру Центробанка весьма целесообразен. Второй, гораздо более существенный аргумент в пользу такого слияния следующий. Тенденции на финансовом рынке таковы, что и в страховании, и в управлении пенсионными средствами, и в работе профучастников рынка ценных бумаг проявляют все большую активность банковские структуры – Сбербанк, ВТБ. Крупнейшие финансовые конгломераты работают не на банковском или страховом рынке по отдельности, а комплексно. И если регулятор будет брать во внимание только один сектор, он не увидит всего риска. Риск в такой финансовой группе может проявляться в данном конкретном сегменте, тогда как в других областях будет все нормально. Если регулятор не видит риска всей системы, он не сможет принимать адекватных мер. Есть определенная логика в том, чтобы развитие регулирования и надзора шло вслед за рынком. В то время, когда нарастает рыночная тенденция, что крупный участник рынка играет на всех площадках - и на банковской, и на страховой, и на финансовой, есть логика в создании единого регулятора, он может использовать общие информационные системы, видеть все операции участника по всем этим рынкам. В целом, мы считаем, что это закономерная тенденция. И в своих предложениях Правительству мы сделали вывод, что в перспективе необходимо идти к объединению банковского регулирования и надзора, и регулирования и надзора на других финансовых рынках. Другой вопрос, как это лучше сделать – должен ли это быть длительный эволюционный процесс, результат которого наступит через 3-6 лет, или необходимо двигаться быстрее? Если второе, то имеет смысл сразу же перевести Службу под крыло Центрального банка, и используя его финансовые ресурсы и возможности более гибкого определения численности персонала, выходить на более качественный уровень работы. Обсуждение еще идет, рассматриваются все плюсы и минусы. Основные минусы связаны с тем, что любое изменение в регулировании чрезвычайно болезненно для участников рынка. Здесь важно не потерять непрерывность регулирования на рынке. Кроме того, более сложная управленческая структура, в которую попадет надзор, означает, что в каких-то случаях решения будет принимать сложнее. Если мы посмотрим на международный опыт, то нельзя сказать однозначно, что повсеместно есть тенденция к объединению регуляторов, тенденции везде разные. Отдельные примеры можно привести – Сингапур, Ирландия, Казахстан, но об общемировом тренде говорить нельзя. К тому же это были страны достаточно небольшие, и корректного сравнения, например, по срокам перехода на новую систему регулирования, тут сделать нельзя. Тем не менее, обсуждения вопроса в Правительстве уже идет, ищутся наиболее оптимальные варианты. Важно не только само объединение с Центробанком, но и то, как его реализовывать с организационной точки зрения – должно ли это быть отдельное подразделение, самостоятельная структура в Банке России или как-то еще – вопрос открытый. В каждом варианте есть масса сложностей и проблем, в том числе юридических и организационных, это не просто смена вывески. Когда эти трудности начинают обсуждать реально, смотреть, какой массив законодательства надо будет для этого переписывать, приходится серьезно задуматься. Все предстоящие шаги, прежде чем выходить на конкретное итоговое решение, нужно будет тщательно взвесить. 8 октября 2012 г. Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, За рубежом, Регулирование
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2003–2024 ЗАО Медиа-Информационная Группа «Страхование сегодня» (МИГ). Мы используем файлы cookie для предоставления функций социальных сетей и анализа нашего трафика. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политикой конфиденциальности. Смотрите подробности. We use cookies to provide social media features and analyze our traffic. By continuing to use this site, you agree to the use of cookies and the Privacy Policy. See details. |