|
|
Интервью Полный список интервьюЗа рубежом, Страхование грузов, Управление риском, Кризис и страхование
Александр Григорьевич, как, на Ваш взгляд, изменились международные грузопотоки из-за санкций? Как это повлияло на систему страхования грузоперевозок? Тот процесс, который происходит сегодня, я бы назвал не просто изменением в логистических цепочках, а глобальной трансформацией всей мировой системы грузовых перевозок. И говорить в связи с этим надо не про страхование, как таковое, отдельно взятое, а в целом про риски, которым подвержена индустрия грузоперевозок и от которых, в том числе, защищает страхование. Следует говорить об оценке и минимизации логистических рисков в новых условиях, как это видится с точки зрения страховщика, и о том, что нужно организовать, чтобы эти риски минимизировать на стадии создания новых проектов и направлений. Если, например, посмотреть на динамику грузоперевозок в рамках группы стран БРИКС – Бразилии, России, Индии, Китая, ЮАР, то между ними в последние годы наблюдается четко выраженный тренд на стабильный рост товарооборота и, соответственно, объема перевозок. Исключение составил 2020 год, когда был спад из-за пандемии COVID-19, но этот год не показательный. Уже следующий, рекордный за последние 5 лет наблюдений, 2021 год продемонстрировал, что долговременная тенденция к росту сохраняется. Безусловно, и 2022, и 2023 год станут в этом плане знаковыми – мы ждем от них кратного роста. Текущий и наступающий годы, в связи с геополитическими изменениями и прокладкой новых логистических маршрутов, будут определяющими во взаимодействии стран БРИКС. Однако, говоря про грузоперевозки и товарооборот, необходимо понимать, каким транспортом и по каким маршрутам эти перевозки осуществляются, потому что они неравнозначны с точки зрения рисков. До недавнего времени в Евразии действовали две основные транспортные линии. Первая – классическая линия, которая эффективно функционировала до начала 2022 года, – это маршрут «Запад – Восток». В первую очередь, он связан с перевозкой товаров из Китая и других восточных стран в Россию и Европу. Этот маршрут существовал давно, и с точки зрения рисков перевозок он наиболее понятен и прозрачен. Перспективным, активно развивающимся сейчас является новый маршрут «Север – Юг», который дополняется так называемым «северным ходом». Это маршрут, позволяющий товарам, в том числе из Индии и Ирана, достигать северных портов России и, впоследствии, европейских стран. Этот маршрут развивается все больше, мы видим это по истории запросов на страхование грузов от наших клиентов. Однако есть и новое направление, которое должно получить развитие в будущем. Сейчас активно обсуждается концепция контейнерной линии БРИКС, которая соединит и текущие страны БРИКС, и страны, которые уже подали заявки на вступление в объединение, такие как Аргентина и Иран. В данном случае оценка рисков для организации страхования требует глубокого изучения.
Могут ли страховщики как-то принять участие в оценке и минимизации логистических рисков этого проекта, дать свои профессиональные рекомендации? Да, безусловно, они могут и должны провести такую работу. С точки зрения оценки рисков, мы уже сделали следующее: наложили все указанные транспортные маршруты на карту рисков, которая используется при страховании международных грузоперевозок, каско судов и прочего. Есть регионы с большей степенью подверженности природным катаклизмам, и, если сравнить действующие маршруты («Запад – Восток» и «Север – Юг») с перспективной контейнерной линией БРИКС, получится, что фактически это будет переход от менее рисковых регионов к более рисковым. Это не означает призыв что-то менять в этом проекте, развитие в любом случае должно продолжаться. Однако необходимость нивелировать риски неизбежно найдет свое отражение и в стоимости, и в протяженности этих маршрутов, и в потребности в страховании.
О каких рисках идет речь – природные, техногенные или человеческий фактор? Разумеется, говоря о рисках, мы не имеем в виду исключительно природные катастрофы. В оценке риска учитывается множество параметров, включая такие важные понятия, как количество перевалок груза, различные виды транспорта, которые используются при перевозке и прочее. Классический поток «Запад – Восток» характеризуется тем, что здесь используется, в первую очередь, железнодорожный и автомобильный транспорт с минимумом перевалок. «Север – Юг» ориентирован уже на мультимодальные перевозки, в том числе с применением контейнерных перевозок морским транспортом, есть дополнительные перевалки, а это дополнительные риски потери груза плюс увеличение длительности перевозки. При этом перевозимая сельскохозяйственная продукция более подвержена таким рискам. Если же посмотреть на маршрут контейнерной линии БРИКС, с учетом важной роли в ней морского транспорта, то мы должны учитывать действие максимального количества рисков, включая природные катастрофы и другие риски. Важно помнить, что морской транспорт в целом характеризуется более катастрофическими сценариями в потере груза при наступлении страхового события, чем другие виды транспорта. Безусловно, эти аспекты отразятся в оценке рисков и стоимости страхования. Кроме того, отдельной проблемой станет размещение подобных рисков в перестрахование.
Как опыт Вашей компании в области риск-менеджмента и страхования в сфере грузоперевозок может быть использован в данном контексте? Наша компания имеет серьезный опыт по различным видам корпоративного страхования, в том числе страхованию грузов. Важно, что мы не ограничиваемся, собственно, заключением договора, а смотрим на задачу шире – даем консультации по вопросам снижения степени риска в каждом конкретном случае.
Каким Вам видится будущее рынка страхования грузов в нашей новой реальности? И что бы Вы рекомендовали в части управления риском для того, чтобы новая система была оптимальной? При дальнейшей работе по действующим и новым маршрутам грузоперевозок и развитии экономического потенциала стран БРИКС необходимо учитывать рисковую составляющую. Это намного шире, чем страхование, это вопрос экономической целесообразности. Страховые и перестраховочные компании должны здесь объединяться для того, чтобы в любых условиях защитить интересы участников международных экономических отношений. Но их роль не сводится только к принятию на страхование уже сложившихся объектов и рисков. Мы готовы работать на опережение и помогать нашим партнерам оценивать все эти риски при разработке и реализации своих проектов. Очевидно, что предстоит очень много работы. Практически все, кто выходит сейчас на это направление, сталкиваются с недостаточным развитием страхования в новых странах-партнерах. Некоторые действующие логистические контракты перестали покрываться страхованием из-за смены участников и партнеров, проблем с платежами, с международным перестрахованием. Но мы считаем, что Россия и ее партнеры по БРИКС способны оптимально организовать управление рисками и страхование по данному направлению. 30 декабря 2022 г. Смотрите другие материалы по этой тематике: За рубежом, Страхование грузов, Управление риском, Кризис и страхование
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2003–2024 ЗАО Медиа-Информационная Группа «Страхование сегодня» (МИГ). Мы используем файлы cookie для предоставления функций социальных сетей и анализа нашего трафика. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политикой конфиденциальности. Смотрите подробности. We use cookies to provide social media features and analyze our traffic. By continuing to use this site, you agree to the use of cookies and the Privacy Policy. See details. |