|
|
Интервью Полный список интервьюИностранцы в России, Тенденции, За рубежом, Тарифы, Страхование имущества, Страхование грузов, Страхование ответственности
Мария Жилкина,
Кроме того, финансовый кризис повлиял на страховой рынок с точки зрения ухудшения состояния окружающей инвестиционной среды - тот доход, который можно получить за счет размещения резервов, теперь ограничен. И наконец, наверное, самое важное – это то, что финансовый кризис кардинальным образом повлиял на модель отношений между страховщиком и корпоративным клиентом.
Что это за новая модель отношений? Она затрагивает две стороны взаимоотношений: в области урегулирования убытков и в части формирования нужного клиенту страхового покрытия. Кризис заставил нас начать изучать различные стороны модели отношений с клиентами. Например, мы сейчас тщательно изучаем вопрос бюджетирования расходных статей, которые компании закладывают на ремонт и обслуживание машин и оборудования. При грамотном подходе, можно сформировать страховую защиту, более соответствующую реальным потребностям предприятия в компенсации расходов за меньшую стоимость. Второе по актуальности направление - мы изучаем влияние кризиса на страховое мошенничество. Я уверен в том, что существует еще немало и других направлений влияния кризиса, реально мы только сейчас начинаем это осознавать. И далеко не всегда это влияние отрицательное. Приведем такой пример: вследствие финансового кризиса многие компании начали аккуратнее относиться к своему автотранспорту, их водители стали более внимательны и гораздо реже попадают в аварии. Кроме того, естественно, уменьшилось общее число перевозок. В результате показатели аварийности – снизились. Что же касается непосредственно самого рынка корпоративного страхования, сейчас повсеместно наблюдается падение объемов страховой премии, в целом на глобальном уровне и в России. Кроме того, усилилась внутрирыночная конкуренция игроков, в том числе приводящая к снижению размера страховой премии, уплачиваемой клиентом (конкуренция «самого выгодного предложения»).
Для России проблема такой конкуренции по цене – самая острая, а как можно охарактеризовать тарифную ситуацию на мировом рынке корпоративного страхования? Наблюдались ли демпинговые явления на иностранных рынках? Да. Но это следует рассматривать как временное явление. Причиной уменьшения цен на рынке я считаю преимущественно обострение конкуренции в ходе кризиса, которое уже позади. Вскоре мы увидим явно выраженную обратную тенденцию - будет рост тарифов. Вообще, докризисные тарифы, в известной мере, следует расценивать как цены, существующие на мягком рынке. Соответственно, после финансового кризиса цены неизбежно стабилизируются и кое-где начинают даже расти. Уже в 2009 году наметился тренд к повышению тарифов в Штатах и Европе. В некоторых странах в секторе глобального корпоративного страхования к настоящему моменту отмечается рост тарифов на 8 %. В России этого пока нет, но мы ожидаем, что этот тренд продолжится и на данном рынке.
Некоторые исследователи считают, что конъюнктура мирового рынка корпоративного страхования изменяется циклично, и переход от одной фазы цикла к другой, как правило, случается после крупных убытков (в частности 11 сентября 2001 и т.п.) Это действительно так? И не следует ли считать, что новым таким событием может стать извержение вулкана Эйяфьятлайокудль в Исландии и следующие за этим убытки страховых компаний? Хороший вопрос. Такой подход действительно очень верно характеризует нынешнюю текущую тенденцию в области убыточности. Первый квартал 2010 года был знаменательным в том смысле, что принес много природных и экокатастроф: Чили, Гаити, штормы в Европе и другие. Второй квартал начался с извержения вулкана и перерывов в производстве, связанных с этим. Затем произошла самая большая утечка нефти в Мексиканском заливе. Кроме того, имело место беспрецедентное наводнение в Теннеси. Но 2010 год надолго запомнится нам не только большим количеством природных катастроф, но и изменениями в тарифной ситуации. Дело в том, что даже если все это не продолжится, а будут учитываться только те катастрофы, которые уже произошли на сегодняшний день, скорее всего, их влияние на тарифы будет однозначным - произойдет увеличение тарифов.
То есть нас ожидает фаза совсем жесткого и холодного рынка? В реальности мы не можем предугадать, что случится дальше. Катастрофы могут случаться каждый день. Сейчас мы наблюдаем, что наша мать-земля очень активна, и происходит очень много негативных природных явлений. Мир становится все более рискованным. На рынке постоянно появляется большое количество новых рисков. Если одно только извержение вулкана повлияло на работу очень многих предприятий и авиакомпаний, захватив экономику всех крупнейших стран, то что уж говорить об общем тренде. Для глобального рынка, к сожалению, обычными стали такие ситуации: если где-то происходят крупные природные события или катастрофы, мы сразу видим, какое влияние это оказывает не только на экономику данного государства, но и на другие страны, на окружающую среду. Например, концерн БМВ был вынужден приостановить деятельность своего завода в США, потому что они не смогли из-за извержения вулкана в Исландии получать запчасти из Европы.
Насколько одинакова ситуация на страховых рынках разных стран, все ли в одной и той же степени подвержены общим трендам? Есть ли рынки каких-то стран, которые представляются Вам сегодня более перспективными, с точки зрения потенциала роста корпоративного страхования, и почему? Я могу говорить только о глобальном рынке корпоративного страхования. Сейчас в Штатах и в Азии мы наблюдаем некоторое улучшение состояния дел. Эксперты ожидают быстрый рост на Ближнем Востоке. Я сейчас имею в виду рост производства, грузоперевозок и т.п., то есть тех показателей, на которые мы опираемся при прогнозировании развития страхования в своем глобальном корпоративном сегменте. Кроме того, мы прогнозируем определенные перспективы в странах БРИК, в том числе в России, где уже сегодня наблюдается некоторое оживление. Мы готовимся к будущему росту тем, что наращиваем штаты, набираем андеррайтеров и других специалистов, которые будут способны работать именно с этими регионами. Мы готовы задействовать большие финансовые ресурсы, которые позволят нам активно действовать в даже в сегменте крупных промышленных рисков.
Правильно ли Вас понимать так, что перспективность рынка той или иной страны Вы в первую очередь связываете с ее макроэкономическими показателями, ростом производства и внутреннего спроса? Основные отрасли, на которые мы смотрим, когда оцениваем экономику страны, - это энергетика, добыча полезных ископаемых и промышленное производство. Исходя из этих критериев, мы говорим об уровне развития этих стран и их перспективности в плане корпоративного страхования.
И нынешнее состояние российских предприятий позволяет судить о нас как о перспективном рынке? Мы верим в то, что страховой рынок России, в целом, является перспективным и конкурентным.
А состояние наших предприятий-страхователей достаточно удовлетворительно после кризиса, чтобы попасть в ваши стандарты оценки как перспективных? Да. Россия, в части энергетики, добычи полезных ископаемых и промышленного производства, является важной частью мировых рынков. Поэтому мы видим здесь очень большие перспективы и собираемся наращивать свое присутствие, чтобы получать с этого рынка прибыль.
В то же время некоторые Ваши коллеги – международные страховщики, напротив, сворачивают свои проекты в России, закрывают ранее созданные подразделения. Каково Ваше мнение по поводу ухода ряда глобальных страховщиков из России? Я не могу комментировать относительно решений других глобальных страховщиков, однако я верю, что это как раз та ситуация, когда финансовая сила, продуманная долгосрочная стратегия развития и серьезность намерений страховщика начинают играть решающую роль. Zurich имеет свыше 130 лет истории, он представлен более чем в 170 странах и мы верим, что российский рынок корпоративного страхования имеет колоссальный потенциал роста.
В чем, с практической точки зрения, принципиальная разница между сотрудничеством с иностранным страховщиком и с российским национальным страховщиком для предприятия-страхователя? Когда компании, у которых есть представительства в России или за рубежом, выбирают страховщика, они должны задуматься о следующем. Конечно, у любого страховщика, в первую очередь, должна быть очень высокая степень финансовой устойчивости и стабильный финансовый результат за прошлые периоды. У него должны быть значительные ресурсы и сильный персонал, в том числе андеррайтеры, риск-инженеры менеджеры по урегулированию убытков, которые будут понимать бизнес клиента и предлагать индивидуальные программы, которые будут полностью его удовлетворять и позволят обслуживать как локально, так и глобально. Здесь неоспоримо преимущество международного страховщика. Это сейчас актуально для российских компаний, ведущих международную деятельность. В связи с этим российские компании до заключения договора должны очень внимательно анализировать всю цепь бизнес-операций своей компании, внимательно оценить риски подрядчиков, поставщиков, дистрибуторов, всех компаний, от которых зависит их бизнес. Необходимо детально проанализировать риски, которые могут возникнуть при нарушении такой цепи или при перебоях в работе участвующих в ней предприятий. При этом следует принимать во внимание множество косвенных рисков, которые обычно игнорируются при формировании страховой защиты. То же извержение вулкана показало, что многие риски, которые возникли в связи с этим событием, оказались не покрыты страхованием, а являлись исключениями из полиса. Для того чтобы учесть все эти факторы, «Цюрих» разработал специальную программу Supply Chain, основанную на оценке рисков цепочки поставок. Одно из важных мест в этой программе занимает защита от риска перерывов в производстве и неисполнения обязательств основными поставщиками или основными покупателями. Кроме того, может быть включен риск упущенной выгоды и ответственности перед третьими лицами. Имея страховой продукт, покрывающий такие риски, предприятие защищается даже от глобальной катастрофы, вследствие которой, скажем, доставка в срок становится невозможной. Риск связанных с этим убытков будет покрываться страховщиком.
Но страхователи в кризис стремятся к экономии, не окажется ли, что такая защита обойдется несопоставимо дороже? И можно ли в условиях такой возросшей рискованности экономить на страховании или это не правильно? Мир становится все более рискованным. Последствия извержений вулкана в Исландии наглядно это продемонстрировали. Перерывы в производстве, связанные с этими событиями, повлияли на практически все ключевые отрасли экономики в развитых странах. Поэтому очевидно, что рациональный подход заключается не в том, чтобы экономить на страховой премии, а в том, чтобы минимизировать риски (компенсировать убытки), которые могут оказать значительно большее влияние на экономику предприятия, чем затраты по уплате страховых взносов. И не следует считать, что комплексный страховой продукт – это значит обязательно дополнительные затраты. Гораздо важнее подобрать защиту именно от тех рисков, которым подвержено конкретное предприятие. Подводя итоги, хочу пожелать российским клиентам и российским филиалам глобальных корпораций во-первых, успеха в их бизнесе. Во-вторых, в связи с усилившейся рискованностью экономической деятельности, хотелось бы пожелать им внимательно изучать возникающие риски и адекватно их оценивать. И в-третьих, при выборе страховщика следует стремиться найти такого профессионального партнера, который также может дать этим рискам правильную оценку и предложит такие решения, которые позволят их минимизировать.
18 июня 2010 г. Смотрите другие материалы по этой тематике: Иностранцы в России, Тенденции, За рубежом, Тарифы, Страхование имущества, Страхование грузов, Страхование ответственности
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2003–2024 ЗАО Медиа-Информационная Группа «Страхование сегодня» (МИГ). Мы используем файлы cookie для предоставления функций социальных сетей и анализа нашего трафика. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политикой конфиденциальности. Смотрите подробности. We use cookies to provide social media features and analyze our traffic. By continuing to use this site, you agree to the use of cookies and the Privacy Policy. See details. |