|
|
Интервью Полный список интервьюПерестрахование, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, За рубежом, Ядерное страхование
Каковы основные цели и задачи Международной пулинговой системы по обеспечению защиты от ядерных рисков на современном этапе? Мы - ядерные страховщики и перестраховщики - существуем для того, чтобы застраховать возможные потери, это наша цель. Все члены пула должны хорошо понимать поставленные перед нами задачи. Национальные пулы ядерных страховщиков и перестраховщиков поддерживаются местной страховой индустрией. Основной вопрос, находящийся в ведении пулов – это вопрос покрытия ответственности за ядерный ущерб. Катастрофа в Фукусиме ярко продемонстрировала, какой величины могут достигать убытки по катастрофе на атомной станции, в том ущерб по жизни и здоровью людей, пострадавших в результате данного события.
Какие наиболее актуальные проблемы решает сегодня Международная пулинговая система? Я бы на первое место поставил сейчас формирование общественного мнения. Исторически сложилось так, что всегда было очень непросто доносить вопросы ядерного страхования до общественности. В конце января 2013 года в Вене состоялась конференция по вопросам вывода из эксплуатации ядерных объектов. Там говорилось, что с 1957 года, когда случилась авария на «Маяке» и началось развитие нашей пулинговой системы, произошло в общей сложности 20 аварий, связанных с расплавлением активной зоны реактора. Это уже не 3-4 случая, а очень и очень немало (и это мы говорим только о крупных случаях, которые стали широко известны, включая Чернобыль, а мелких аварий еще больше). Разумеется, все это не может не вызывать опасений у общественности. При этом уровень опасений людей далеко не всегда соответствует реальной степени риска. На Фукусиме уровни облучения не были критическими. Да, они были в сотни раз выше нормального фонового значения, но, тем не менее, они не представляли непосредственной угрозы здоровью. Но как объяснить людям, каким образом эта величина, которая, в 100 раз выше нормы, может быть не опасна? В целом, бытует мнение, что мирная ядерная энергетика – это очень опасное дело. Поэтому перед ядерной индустрией стоит огромная проблема в сфере развития связей с общественностью. И сама ядерная индустрия как таковая, и множество связанных с ней предприятий различных видов деятельности остро нуждаются в PR и в улучшении общественного мнения. Национальные органы, которые отвечают за обеспечение ядерной и радиационной безопасности, должны также быть вовлечены в работу с общественностью.
Какие меры на рынках стран, где работает возглавляемый Вами пул, планируются в течение ближайших 5 лет в области повышения защищенности населения от ядерных рисков? Как представитель своего пула, активно работающего в Швеции и Финляндии, я могу отметить следующей. В Швеции и Финляндии основная текущая задача – это организация и проведение противоаварийных учений. В Швеции мы уже проводили крупномасштабные учения несколько лет назад. В их организации принимали участие не только страховщики, но и многие заинтересованные стороны. Учения в Швеции были организованы исходя из охвата территории, пораженной условной аварией одной атомной станции, последствия которой затрагивали бы большую часть регионов страны. На этом сценарии отрабатывалось взаимодействие соответствующих ведомств и инстанций. В Финляндии также проводились учения подобного рода, но в меньшем масштабе. Кроме того, в учения были в различной степени вовлечены страны Балтийского региона. В частности, при взаимодействии с посольствами различных балтийских стран мы отрабатывали каналы связи и оповещения о ядерной аварии. Я думаю, противоаварийная готовность является здесь ключевым моментом. И также очень важным моментом является система информирования. В наше время нельзя недооценивать действие социальных медиа. Социальные сети работают намного быстрее, чем какие-либо официальные СМИ. Информация в них распространяется действительно очень быстро и бесконтрольно. На практике нет действительно никакой возможности контролировать информацию в соцсетях. Цель подобных учений – не в том, чтобы обеспечить безопасную эксплуатацию АЭС, а в том, чтобы изучить, как общество, в целом, будет реагировать на подобную аварийную ситуацию, каким образом будет скоординирована работа различных организаций при чрезвычайной ситуации. Кроме того, по результатам анализа последствий аварии на Фукусиме была обоснована и необходимость повышения качества обеспечения физической защищенности АЭС. Она определяется, в первую очередь, конструкционной безопасностью станций. На втором месте по важности – правильная эксплуатация. И третий очень важный аспект – это человеческий фактор.
Сколько всего пулов входит в международную пулинговую систему сегодня? Какова ее суммарная емкость? В пулинговую систему входит 27 пулов. Что касается емкости, оценить ее довольно непросто по ряду причин. Во-первых, каждый пул индивидуально принимает решения о тех рисках, которые он покрывает. Во-вторых, работа конкретного пула определяется тем, какие риски могут там покрываться, как, на какой территории, на возможность страхования и перестрахования рисков влияет подверженность станций природным воздействиям типа цунами и пр. В любом случае мы способны обеспечить достаточную емкость для приема рисков, но в то же время и страховое поле постоянно увеличивается, атомных станций строится все больше и больше. Повышаются и лимиты ответственности за ядерный ущерб, а значит, вместе с ними и лимиты ответственности страховщиков. То есть развитие ядерной энергетики вызывает необходимость роста страховой емкости. Для тех пулов, которые мы представляем, мы рассматриваем это как бизнес-возможность, будущее расширение нашего бизнеса. Конечно, мы надеемся, что емкость наших пулов и их способность покрывать ущерб будет успешно расти вместе с ростом ядерной энергетической индустрии.
Как устроены и как работают органы управления международной пулинговой системой? Каким образом вырабатываются единые правила и подходы для пулов разных стран? Каждый из 27 национальных пулов, входящих в систему, имеет свой совет управляющих. Каждый совет управляющих руководствуется набором руководящих правил, которые приняты в этом пуле. По совместному решению пулов был организован Координационный Комитет. В него вошли представители пулов из различных стран. В рамках этого комитета вырабатываются именно общие подходы, в частности, к законодательному обеспечению нашей деятельности. Мы также изучаем произошедшие страховые случаи и обращения со стороны застрахованных. В нем есть подкомитет, который организует международные технические инспекции в рамках международной пулинговой системы. Формально он, в полной мере, не обладает полномочиями на принятие решений, но, тем не менее, он тщательно и внимательно изучает, что происходит на объекте и дает пулу свои рекомендации. В итоге, когда мы наблюдаем за происходящим в ядерной энергетической индустрии, мы выносим свои компетентные суждения о том, что должны сделать пулы ядерных страховщиков, и сообщаем это мнение руководству отдельных пулов. Ежегодно проводится Форум страховщиков ядерных рисков. На этих мероприятиях в течение двух дней мы обсуждаем вопросы, представляющие общий интерес для страховщиков. При этом следует обратить внимание, что мы здесь не определяем никаких цен, а только устанавливаем общие правила конкуренции на данном рынке страхования.
Собирается ли статистика по пулам, существует ли орган, ответственный за сбор таких данных? Нет, как таковой статистикой мы не занимаемся. У нас нет статистики по страховым премиям и выплатам. Но есть глобальная база данных об ущербах, там мы и берем данные. Кроме того, мы изучаем интересные случаи, по которым производилось возмещение убытков. Это делается не в целях ведения статистики, а в целях получения опыта. Мы смотрим, что мы можем извлечь для себя полезного из урегулированных страховым пулом убытков.
Изучает ли международная пулинговая система опыт создания обществ взаимного страхования (ОВС) предприятиями ядерной энергетики, ведет ли с ними какие-то совместные действия? Да, мы знаем о работе ОВС, но мы с ними – конкуренты. Один из принципов нашего пула – это финансовая независимость пула при одновременной его способности покрывать очень значительные суммы ущерба. Проблема ОВС заключается в том, что они опираются на финансирование со стороны самих представителей ядерной промышленности, и в случае покрытия серьезного ущерба выплаты могут привести к финансовой нестабильности в отрасли. Возможно, в будущем для увеличения общей страховой емкости данного рынка мы начнем с ними сотрудничество как состраховщики. Возвращаясь к началу нашего разговора, хочу еще раз подчеркнуть, что основная проблема находится сейчас не в сфере формирования финансовых емкостей, а в сфере работы с общественностью. Проводить работу с общественностью по теме ядерной энергетики – очень тяжелый труд. Исторически сформировалось негативное мнение, не в последнюю очередь потому, то что ядерная промышленность действительно часто что-то замалчивает. Наша задача – улучшить общественное отношение к отрасли и разъяснить реальный уровень ее безопасности и степень страховой защиты. 10 апреля 2013 г. Смотрите другие материалы по этой тематике: Перестрахование, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, За рубежом, Ядерное страхование
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2003–2024 ЗАО Медиа-Информационная Группа «Страхование сегодня» (МИГ). Мы используем файлы cookie для предоставления функций социальных сетей и анализа нашего трафика. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политикой конфиденциальности. Смотрите подробности. We use cookies to provide social media features and analyze our traffic. By continuing to use this site, you agree to the use of cookies and the Privacy Policy. See details. |