UzReport, Ташкент,
22 октября 2014 г.
Повышение страховой культуры населения в условиях рыночной экономики 1646 просмотров
Как известно, рыночная экономика предполагает высокий уровень развития рынка и характеризуется такими основными чертами, как свобода предпринимательства, свободное ценообразование, конкуренция. Следуя правилам рыночной экономики, все субъекты, преследующие собственные интересы, в итоге влияют на более эффективные результаты в интересах всего общества.
Одним из неотъемлемых элементов рыночной инфраструктуры является рынок страховых услуг, тесно связанный с рынками средств производства, потребительских товаров, капитала и ценных бумаг, рынком труда. В странах развитой экономики страховое дело имеет широчайший размах, обеспечивая предпринимателям надежную охрану их интересов от неблагоприятных последствий различного рода техногенных аварий, финансовых рисков, криминогенных факторов, стихийных и иных бедствий. Рынок страхования в Узбекистане является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов, при этом потенциал его ещё весьма значителен, что связано с пока еще недостаточным проникновением страховых услуг как в корпоративном, так и, в большей степени, в потребительском сегменте. В связи с этим, несмотря на динамичное развитие рынка в целом, одним из важных факторов, требующих особого внимания является уровень страховой культуры населения. Необходимо отметить, что понятие культура употребляется во многих значениях, в том числе для характеристики специ¬фических сфер деятельности (культура труда, быта и т.д.). Следовательно, можно сказать, что страховая культура – это уровень знаний населения о страховании, а ее уровень определяется наличием в повседневной жизни традиции страхования, то есть осознанием преимуществ и необходимости страхования и, как следствие, количеством и объемами используемых гражданами страховых услуг. Страховая культура не двигатель развития рынка, а его логичное следствие. В обозначении путей решения вопроса повышения уровня знаний населения о страховании нельзя не отметить, в частности, значение пропаганды преимуществ использования отдельных страховых продуктов и усилий, направленных на развитие страхового рынка в целом. Среди них: Финансовая грамотность населения. Потенциальный потребитель может знать о страховых компаниях, ипотеке, пенсионных фондах и других финансовых институтах, но не пользоваться их услугами. Поэтому финансовая грамотность является только минимально необходимым, но недостаточным условием для того, чтобы население начало пользоваться сложными финансовыми услугами. Информированность. На сегодняшний день есть бесспорная необходимость в рекламных- и PR-акциях, посвященных не просто деятельности отдельных компаний, а именно пропаганде преимуществ страховой защиты в целом. Помимо информационно-разъясни¬тель¬ной и рекламной деятельности немаловажным является фактор доверия потенциальных клиентов к институту страхования. Здесь, кроме усилий страховщиков, немаловажной является поддержка государства, которая выражается в регулировании финансовой стабильности страховых организаций, имеющей особое значение, так как одной из главных ожидаемых функций страховщика является его способность своевременно и в полном объеме отвечать по принятым обязательствам. В этих целях, в частности, регулярно пересматриваются требования к минимальным размерам уставных капиталов страховых организаций республики. К примеру, с 1 июля 2012 года они составляли: для страховых компаний, оказывающих услуги в отрасли общего страхования – в эквиваленте не менее 1,125 млн. евро (ранее 750 тыс. евро), специализирующихся в страховании жизни - 1,5 млн. евро (ранее 1 млн. евро), в обязательном страховании - 2,250 млн. евро (ранее 1,5 млн. евро) и перестраховочных компаний - 5 млн. евро (ранее 4 млн. евро). Уже с 1 июля 2014 года в соответствии с новыми установленными требованиями страховщики довели минимальные размеры своих уставных капиталов соответственно до 1,5 млн. евро, 2,0 млн. евро, 3,0 млн. евро и 6,0 млн. евро. Данные меры, разумеется, работают не только на увеличение капитализации страхового рынка, но и на повышение доверия клиентов к финансовой состоятельности поставщиков страховых услуг. Кадры. Страховая культура должна сформироваться по обе стороны рынка. Страховщики должны соблюдать определенный кодекс в отношениях не только с потенциальными клиентами, но и между другими профессиональными участниками страхового рынка. Клиенты, безусловно, оценят внимание, юридическую точность в составлении договоров страхования, гибкость при составлении страховых программ. Уровень квалификации - от топ-менеджеров до внештатных агентов - одно из необходимых условий качественного развития, как страхового рынка, так и страховой культуры населения. Квалифицированный и правильно мотивированный персонал должен стать основой для создания клиентоориентированной стратегии страховщиков. И штатные продавцы страховых услуг, и страховые агенты должны уметь доступно и полно донести до клиента особенности и преимущества тех или продуктов, тем самым способствуя расширению финансовых знаний и, как следствие, формированию страховой культуры. Правильно построенная работа с клиентами, включающая обязательное разъяснение сущности страхования со стороны работников страховых компаний, обеспечит верное восприятие потребителями процесса реализации страховых услуг, а не представление о нем как о «покупке полиса». К слову, современный страховой агент – это не только посредник, представляющий страховую компанию. Это еще и личный финансовый консультант, и, фактически, владелец собственного бизнеса. Занимаясь активным поиском клиентов, агенты, тем самым, способствуют популяризации различных видов страховых услуг, в итоге, работая на повышение и страховой культуры. По статистике, если не работать над «пополнением» портфеля, он сам по себе будет прирастать в среднем на 20% в год – за счет новых клиентов, пришедших по рекомендации действующих. Разумеется, занятие этим видом деятельности – большой труд, но в итоге результаты могут приносить вполне ощутимые доходы. Однако для этого нужно время и упорная работа, причем не только со стороны самого агента. К примеру, в Польше несколько лет назад даже проводилась широкая социальная кампания, направленная на укрепление доверия населения к страховым агентам. Отметим, что в Узбекистане, как и в остальных странах ближнего зарубежья, с посредниками работает практически каждая страховая компания. Законодательство. В настоящее время посредством применения обязательных видов страхования решается ряд задач, в том числе защита имущественных интересов граждан и хозяйствующих субъектов разных форм собственности от природных, техногенных, финан¬сово-экономических и других рисков. К действующим за последние 10 лет законодательным актам, регулирующим ответственность в отношении окружающей среды, деятельности опасных производственных объектов, подрядных работ, прибавились еще два закона, предусматривающих ответственность владельцев транспортных средств перед третьими лицами и работодателя перед своим персоналом. Кроме этого, ведется работа над новым нормативным документом, затрагивающим деятельность перевозчиков. Показателями целесообразности внедрения обязательных видов страхования является повышение социальной защищенности граждан, укрепление финансовой стабильности хозяйствующих субъектов и сокращение бюджетных выплат. В итоге же, помимо перечисленного, в широких потенциальных потребительских слоях появляется и привычка страховаться, что позитивно отражается на повышении страховой культуры и благосостояния общества в целом. Резюмируя можно сделать вывод о том, что развитие страховой культуры – это кропотливая совместная работа, объединяющая интересы и потребителя, и поставщика страховых услуг. Сотрудничество страховщиков между собой при оказываемой поддержке государства должно быть направлено, в первую очередь, на популяризацию страхования как эффективного инструмента при решении социальных и финансовых вопросов граждан и различных предприятий и организаций. Параллельно со стороны страховых компаний на постоянной основе должна проводиться работа, направленная на информационную доступность и открытость для потенциальных клиентских аудиторий. Только объединяя все составляющие и совмещая интересы всех участников страховых отношений, можно говорить о высоком уровне массовой страховой культуры уже в ближайшей перспективе.
Вся пресса за 22 октября 2014 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Маркетинг, Кадры, За рубежом
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
26 ноября 2024 г.
|
|
КурсивЪ, Астана, 26 ноября 2024 г.
В Узбекистане застрахуют сельхозриски
|
25 ноября 2024 г.
|
|
Тренд, Баку, 25 ноября 2024 г.
За ущерб фруктовым садам выплачена рекордная сумма аграрного страхования
|
|
ТАСС, 25 ноября 2024 г.
Кибератаки обошлись британским компаниям в $55 млрд за последние 5 лет
|
|
Капитал.kz, Алматы, 25 ноября 2024 г.
Азамат Керимбаев: Пора вводить такое понятие как «страховой скоринг»
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 ноября 2024 г.
Регулятор представил итоги развития страхового сектора за 10 месяцев 2024 года
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 ноября 2024 г.
Регулятор Сингапура выпустил правила одобрения продуктов для отрасли страхования жизни
|
|
ПРАЙМ, 25 ноября 2024 г.
ВСК была готова к санкциям Великобритании, они не отразятся на финустойчивости группы
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 ноября 2024 г.
Листинговые страховщики жизни в Индии не покрывают стоимость собственного капитала за последние 2-3 года
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 ноября 2024 г.
Страховщики выражают уверенность в том, что бизнес будет расти в течение следующих 3 лет
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 ноября 2024 г.
Исследование проливает свет на уровень осведомленности о страховании и другие черты поколения Z в регионе APAC
|
|
zakon.kz, 25 ноября 2024 г.
Казахстанцы стали чаще страховать жизнь
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 25 ноября 2024 г.
В Казахстане застрахована профответственность уже более 150 тыс. медработников
|
|
Казахстанская правда, 25 ноября 2024 г.
Стоимость страховки по кредитам уменьшится в РК
|
|
Report.Az, Баку, 25 ноября 2024 г.
Бюджет Фонда ОМС на 2025 год составит 3 млрд манатов
|
|
UzDaily.uz, 25 ноября 2024 г.
Fitch изменил прогноз для страховой компании Kafolat на «негативный»
|
|
Frank Media, 25 ноября 2024 г.
Великобритания ввела санкции против «АльфаСтрахования» и ВСК
|
|
РБК (RBC.ru), 25 ноября 2024 г.
Британия ввела санкции против «АльфаСтрахования» и ВСК
|
 Остальные материалы за 25 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail
 Рейтинги популярности
|
|
|
|
|
|