Forbes Украина,
23 октября 2014 г.
Ода рискам, или О бедном страховщике замолвите слово
909 просмотров
В середине октября стало ясно, что Нацкомиссия регулирования небанковского сектора (далее по тексту – Нацкомфинуслуг) в ближайшие 10 дней останется без членов Комиссии, и с исполняющим обязанности главы, который находится в отпуске и не может в последние три месяца найти хоть какой-то общий язык с рынком. А в отпуске, потому что он – номер 39 в списке «Народного фронта» и занимается предвыборной кампанией. И намерения чисто технического характера, а именно проведение реформы надзора, ему не свойственны. За месяцы пребывания у власти она не начата, схемы работают, захват власти в МТСБУ продолжается уже на уровне президиума, перезагрузки регулятора не произошло, хотя она и декларировалась.
Первые лица страны всегда слабо понимали роль регулятора небанковского финансового сектора, да и вообще страхования для страны. Чрезвычайно слабое понимание того, каким образом государство Украина на уровне стратегии должно управлять своими внутренними рисками, в том числе социальной политикой, нельзя отследить ни в одной из программ претендентов на пост президента, да и сейчас ни у одной политической силы, претендующей на места в парламенте.
Украинцы, как обычно, продолжают выбирать не умом, а сердцем. Предположим, что мы все одумались и прагматично начали оценивать, чего же мы хотим. На уровне прагмы нам не очень интересно отслеживать процессы борьбы за власть. Нам должно быть гораздо интереснее понять, каким образом государство во главе с нашими политиками поможет нам, простым украинцам, бороться с теми рисками, которые ожидают нас на протяжении всей жизни.
Риски личные: потеря кормильцев в наших домохозяйствах, инвалидность и уход за членами наших семей, потерявших здоровье. Насколько и в каком возрасте мы будем трудоспособны; в каком размере нас будет содержать государство на пенсии, а в каком – наши дети, которым еще предстоит построить и свои домохозяйства; как оплатить обучение детей, как восстановить имущество, если оно сгорело или его украли?
Не так много институтов в государстве, которые помогут справляться с этими рисками. Если посчитать, то их три: собственно, само государство, страховые компании и негосударственные пенсионные фонды.
Мы получили государство Украина «в наследство» от СССР. А это значит, что из трех перечисленных институтов работал только один – само государство с довольно громоздкой, неэффективной, не персонализированной, централизованной системой социальной защиты. Однако других систем не было, и государство как монополист на протяжении более чем 20 лет отстаивает свои монопольные позиции, стараясь сделать все, чтобы приватные институции были дискредитированы по сравнению с ним и не допущены к социальной защите украинцев.
Создаются неравные экономические условия закупки социальной защиты у прогосударственных структур (фонды соцзащиты) и у приватных страховщиков. Дискредитирована идея пруденциального надзора со стороны государства, а значит – и регулятора, особенно в последние три-четыре года, когда не было назначено ни одного политически незаангажированного руководителя надзора, включая последнего.
И, безусловно, риторика госслужащих всех уровней о том, что страховщики только деньги отмывают, а регулятор донельзя коррумпирован. Оба тезиса при тщательном изучении приводят к тому, что эти процессы спровоцированы государством.
Реформировать надзор и сегодня, вероятно, никто не хочет. На видимом горизонте отсутствует лидер, способный провести реформацию административного надзора в пруденциальный (от слова «пруденшн» – предусмотрительность, то есть недопущение банкротства структурами, которые предоставляет социальную защиту гражданам). Все попытки тем или иным способом избавиться от страховщиков – перебросить их в НБУ, даже назначение политика на должность и.о. главы регулятора, говорят о том, что ситуация не изменилась. А ведь, собственно, рынок знает, что нужно делать. Многочисленные обращения во власть, в том числе на уровне президента и премьер-министра, проигнорированы последними.
Да и налицо конфликт между президентом и премьером в части того, кто именно является лицом, назначающим членов Комиссии. Одних назначает премьер, других увольняет президент. Это и понятно – Конституция Украины умалчивает о таком органе управления, базовый закон о Нацкомфинуслуг отсутствует. Закон о финансовых услугах является настолько рамочным, что не охватывает и половину функций Нацкомиссии. Совершенно невыясненным остается вопрос, кто же все-таки из трех ветвей власти назначает членов регулятора? Как обеспечивается независимость их работы?
Отсутствует и орган, который бы консолидированно отвечал за разработку стратегии в финсекторе. Теоретически, им может стать Минфин. Но на практике у него до этого никогда не доходили руки.
Понятно только одно: структура управления (регулирования и надзора) страхового сектора должна определяться на уровне первых лиц государства и должна быть описана в базовых законах. Для этого первым лицам предстоит определиться со стратегическим отношением к отрасли. Здесь уместно напомнить, что страховщики, по большому счету, занимаются двумя вещами. А именно, создают социальную защиту и восстанавливают утраченное имущество, уменьшая затраты государственного и местных бюджетов.
Если политсила ставит во главу угла защиту населения, то структура государственного управления сектором страхования должна быть подчинена этой задаче. То есть, достижению эффективного управления страховой отраслью для обеспечения предоставления населению и организациям своевременной помощи в случае наступления страхового события путем предварительного фондирования (создания у страховщиков фондов для покрытия будущих выплат). И, безусловно, созданию системы надзора, не допускающей банкротств этих важных структур.
Ну, а теперь ищем политическую силу, которая была бы готова системно, грамотно и эффективно помогать населению управлять его рисками. Найдем ли?
Галина ТРЕТЬЯКОВА, генеральный директор Украинской федерации страхования
Вся пресса за 23 октября 2014 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, За рубежом, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 ноября 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Fitch отмечает значимость государственных схем страхования в Европе по мере роста риска
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
ООН выпускает глобальное руководство по планам перехода для страховщиков
|
|
Финмаркет, 28 ноября 2024 г.
Aviva сделала предложение о покупке Direct Line, но оно было отклонено
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Рост премий по общему страхованию достигнет пика в 2024 году, поскольку ужесточение рынка заканчивается: Swiss Re
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
WTW сообщает, что в энергетическом секторе наблюдается ускорение рынка
|
27 ноября 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 ноября 2024 г.
Наводнения в Испании подчеркивают роль государственного перестрахования климатических рисков
|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 ноября 2024 г.
IRDAI призывает к увеличению прямых иностранных инвестиций в страховой сектор до 100%
|
|
Парламентская газета, 27 ноября 2024 г.
Сенаторы рассмотрят закон об общих полисах ОСАГО России и Белоруссии
|
26 ноября 2024 г.
|
|
Ведомости онлайн, 26 ноября 2024 г.
Госдума приняла закон о распространении действия ОСАГО на Белоруссию
|
|
Тренд, Баку, 26 ноября 2024 г.
Азербайджан и Турецкая Республика Северного Кипра подписали меморандум в области страхования
|
|
Report.Az, Баку, 26 ноября 2024 г.
В Азербайджане зафиксирована рекордная выплата по страховке грузов
|
|
Report.Az, Баку, 26 ноября 2024 г.
В Азербайджане страховой рынок вырос на 9%
|
|
Казахстанский портал о страховании, 26 ноября 2024 г.
ИИ может помочь в устранении неэффективности обработки данных в страховании
|
|
Казахстанский портал о страховании, 26 ноября 2024 г.
Реакция страховщиков на катастрофы может повлиять на кредитное качество эмитентов и долговых инструментов
|
|
Sputnik Узбекистан, 26 ноября 2024 г.
В защиту дехкан и фермеров: в РУз разработали законопроект о страховании сельхозрисков
|
|
Казахстанский портал о страховании, 26 ноября 2024 г.
Анализ и тенденции страхового рынка Казахстана
|
|
SecurityLab, 26 ноября 2024 г.
Кибератаки на Британию: 52% компаний потеряли ?44 млрд за 5 лет
|
 Остальные материалы за 26 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail
 Рейтинги популярности
|
|
|
|
|
|