Газета.Ru,
8 декабря 2014 г.
Медицина не для всех
765 просмотров
Американцы вынуждены отказываться от медпомощи из-за слишком высокой стоимости услуг, показал опрос Института Гэллапа. Хотя число обладателей страховых полисов растет. В России проблема даже не в дороговизне медицинских услуг или малом количестве выданных полисов (ведь есть программа ОМС), а в частых случаях страхового мошенничества и низком развитии ранней диагностики заболеваний, отмечают эксперты.
В 2014 году 33% американцев вынуждены были отказаться от медицинской помощи из-за слишком высокой стоимости, говорится в недавнем исследовании Института Гэллапа. Несмотря на то что в целом в последние годы таких людей в США было около трети, нынешний показатель является самым высоким за 14 лет.
Опросы проводятся институтом во всех штатах США и округе Колумбия с 2001 года. Респондентов просят ответить, отказывались ли они или члены их семей от медицинских услуг в течение предыдущих 12 месяцев. Положительно ответили более половины (57%) не имеющих медицинской страховки американцев и значительно меньше обладателей частных (34%) и государственных страховых контрактов Medicare и Medicaid (22%).
Общее число людей, отказывавшихся от медицинской помощи, выросло с 25% в 2013 до 34% в 2014 году, несмотря на ожидания, что ситуация улучшится после полноценной реализации правительственной реформы медицинского страхования (так называемая Obamacare).
Причем среди американцев с низким доходом (менее $30 тыс. в год на семью) количество отказавшихся от услуг врачей в нынешнем году снизилось (с 43 до 35%), в то время как среди обладателей среднего (от $30 тыс. до $75 тыс.) и высокого (свыше $75 тыс.) выросло — с 33 до 38% и с 17 до 28% соответственно. Больше стало и тех, кто отказался от лечения «серьезного заболевания»: их в 2014 году было 22%, а тех, кто обращался в больницы по менее серьезным причинам, но продолжать лечение не стал, вдвое меньше — всего 11%. Такой разрыв является одним из наиболее заметных за все время проведения исследований, больше — 12 процентных пунктов — было лишь в 2010 году, в среднем этот показатель не превышает 9 п.п.
Расходы на медицинское обслуживание и здравоохранение в США — одни из наиболее высоких в мире и, по данным Всемирного банка, в 2012 году составляли около 17,9% ВВП. У России этот показатель намного ниже — 6,3%, по нему мы уступаем не только «социально успешным» европейским странам, но и, к примеру, Афганистану (8,6%) и Либерии (15,5%).
В отличие от США в России рынок добровольного медицинского страхования пока только развивается, поскольку каждый гражданин имеет право на медпомощь в рамках программы обязательного медицинского страхования.
По расчетам экспертов, полисом ДМС обеспечено порядка 10 млн россиян — около 7% населения, хотя встречаются оценки и в 2–5%.
Согласно данным ЦБ РФ, в январе — сентябре 2014 года прирост премий по ДМС по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составил 10,4%, а объем премий по ДМС превысил 105 млрд руб. При этом с физлицами заключается только 10,8% договоров, с юрлицами — 89,2%. «Что касается количества заключенных договоров, то в январе — сентябре 2014 года с физлицами было заключено 8,412 млн договоров страхования ДМС (рост по сравнению с январем — сентябрем 2013 года — на 7,4%)», — рассказал «Газете.Ru» президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс.
Более 95% застрахованных получают полис ДМС в рамках соцпакета работодателя. Как правило, компания оплачивает 100% стоимости страховки, хотя встречаются и варианты софинансирования.
Значительная часть продаж физическим лицам приходится на «условно розничный сегмент» — программы work site marketing, в рамках которых работникам корпоративных клиентов предлагается за свои деньги купить полисы для родственников по корпоративным тарифам. «Дело в том, что стоимость ДМС для розничных клиентов «с улицы» в несколько раз выше, чем для работников компании, — пояснил «Газете.Ru» начальник отдела макроэкономического анализа страховой компании «Согласие» Максим Чернов. — При розничном страховании в тариф закладывается негативная селекция риска: добровольно покупать медицинскую страховку будут преимущественно люди, уже испытывающие проблемы со здоровьем, тогда как при страховании персонала в рамках соцпакета страховщик получает сбалансированный портфель».
По мнению специалистов, сегодня существует два принципиальных препятствия для активного предложения полисов ДМС физическим лицам в России. «Во-первых, страховым компаниям очень сложно отслеживать медицинскую историю пациента и, соответственно, сложно провести правильный расчет рисков по этому пациенту, выставить соответствующую стоимость. У страховщика же есть задача не только продать полис, но и обеспечить рентабельность страхования», — подтвердил слова Чернова Александр Лапунов, директор департамента андеррайтинга и методологии добровольного медицинского страхования «АльфаСтрахования». Вторая причина заключается в том, что в случае возникновения конфликта между застрахованным и страховой компанией суды практически всегда встают на сторону застрахованного, что не способствует предотвращению страхового мошенничества. «Сейчас человек не несет никакой ответственности, если предоставляет в страховую компанию заведомо ложную информацию о состоянии своего здоровья. Хотя во всем мире такая ответственность предусмотрена», — отмечает эксперт.
Кроме того, страховая культура в России находится на низком уровне: как утверждают участники рынка, большинство россиян хотят купить полис для оптимизации расходов на оплату уже необходимого лечения.
«Это выглядит примерно так же, как попытаться застраховать уже разбитую машину. В страховании должен применяться единый для всего мира принцип — каждый здоровый платит часть убытков больного», — добавляет Лапунов.
Для того чтобы сегмент ДМС для физических лиц стал массовым и рентабельным, необходим большой пул пациентов, чего в России пока не наблюдается.
Не стоит считать всех жителей России мошенниками, стремящимися нажиться на страховых компаниях: основная проблема заключается не в дороговизне лечения, а в низком развитии ранней диагностики. Из-за недостаточной ориентации нашей медицины на диспансеризацию и профилактику заболеваний у подавляющего числа россиян нет возможности системно следить за своим здоровьем и обращаться к врачам на ранней стадии заболевания. Так, выявление рака у нас, к сожалению, зачастую происходит только в третьей и четвертой стадиях, когда для спасения жизни человека можно сделать уже не так много. «В последнее время стало расти число компаний, которые осознают важность превентивных мер по поддержанию здоровья персонала и включают в корпоративную программу ДМС услугу ежегодной диспансеризации работников», — добавляет Чернов.
Высокая степень неопределенности дальнейшего развития российской экономики, безусловно, вызывает опасения у участников рынка страхования, однако они отмечают, что медицинское страхование как часть социального пакета стало традиционным для работодателей. «Часть наших текущих и потенциальных клиентов просят нас перестроить программы с целью оптимизации стоимости, чтобы вписываться в свои утвержденные бюджеты, но отказа от страхования мы не наблюдаем. Не отказываются от ДМС даже клиенты, которые вынуждены прибегнуть к сокращению штата, некоторые из них даже сохраняют пакет услуг, некоторые пересматривают его в сторону уменьшения», — резюмирует Лапунов.
Иделия АЙЗЯТУЛОВА, Екатерина МЕРЕМИНСКАЯ
Вся пресса за 8 декабря 2014 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: За рубежом, Обязательное медицинское страхование, Добровольное медицинское страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
SecurityLab, 22 ноября 2024 г.
Что защитит защитников? Новый подход к страхованию для CISO
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Предлагаемые надбавки к капиталу за ископаемое топливо не повлияют на рейтинги европейских страховщиков: Fitch
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
ACORD представляет стандартизированное приложение по страхованию жизни для оптимизации отраслевых практик
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Страхование имеет решающее значение для ускорения финансирования мер по борьбе с изменением климата
|
21 ноября 2024 г.
|
|
Кабар, Бишкек, 21 ноября 2024 г.
Сотрудники Минфина первыми массово застраховали свои автомобили и жилье
|
|
Кабар, Бишкек, 21 ноября 2024 г.
В Кыргызстане сохраняется тенденция роста доходов страховых компаний
|
20 ноября 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 ноября 2024 г.
Tokio Marine формирует партнерство для повышения устойчивости городов с помощью финансовых и страховых решений
|
|
110km.ru, Санкт-Петербург, 20 ноября 2024 г.
Мошенник в костюме медведя пытался обмануть страховую компанию
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 ноября 2024 г.
Рост уровня проникновения страхования в Индии может привести к ежегодной экономии в размере $10 млрд
|
19 ноября 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 ноября 2024 г.
Previsico запускает Instacasting — передовое решение по борьбе с наводнениями
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 ноября 2024 г.
Ожидается, что застрахованные убытки от наводнения в Испании превысят 4 млрд евро: Morningstar DBRS
|
|
CarsWeek, 19 ноября 2024 г.
ОСАГО по-белорусски: почему в России полисы в 4-5 раз дороже, чем у соседей
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 ноября 2024 г.
Рост рынка киберстрахования замедляется, но появляются новые возможности
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 ноября 2024 г.
Allianz запускает глобальную программу по борьбе с поляризацией в общественных институтах
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 ноября 2024 г.
Цены на покрытие рисков природных катастроф в Центральной Европе выросли на 15–20% перед январскими обновлениями
|
18 ноября 2024 г.
|
|
vesti.az, Баку, 18 ноября 2024 г.
В Азербайджане утверждена сумма ОМС на человека
|
|
Report.Az, Баку, 18 ноября 2024 г.
В Азербайджане взнос на ОМС в 2025 году увеличат до 124 манат на человека
|
 Остальные материалы за 18 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail
 Рейтинги популярности
|
|
|
|
|
|