mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Прямая речь
Интервью
Мнения
Анализ
Пресса
Пресс-релизы
События (Фото)


Пресса

  Найтиглавное, по изданию,  по теме, за  период   Получать: на e-mail, на свой сайт
  Рейтинги популярности


Forbes Украина, 19 октября 2016 г.

Полис Гиппократа: что принесет Украине обязательное медстрахование
606 просмотров

20 октября должны состояться очередные консультации, посвященные возможным сценариям дальнейшего финансирования украинской медицины. Министерство здравоохранения в который раз активизировало столь ожидаемую внешними донорами страны медицинскую реформу. Одним из ее основополагающих элементов должно стать внедрение с 2017 года обязательного социального медицинского страхования.

В парламенте уже зарегистрировано три проекта законов, а в отраслевых кругах и СМИ ведутся горячие дебаты о том, какой же из них наиболее отвечает интересам отечественной медицины и граждан. Минздрав, в свою очередь, до сих пор не опубликовал ни плана данной реформы, ни соответствующего законопроекта. Однако в ведомстве решительно высказались против привлечения частных страховых компаний. Ключевым стал вопрос, кто будет распоряжаться средствами, выделенными на финансирование учреждений здравоохранения, полагают опрошенные Forbes эксперты. И уповают на политическую волю и здравый смысл украинского МОЗ.

Всех вылечат

Из публичных заявлений руководителей министерства, а также из сообщений на сайте ведомства, можно выделить общие направления, по которым видит развитие системы медицинского страхования Минздрав.

Так, модель обязательного социального медицинского страхования включает в себя создание Государственного агентства. Оно будет распоряжаться бюджетом государственной медицины. Его собираются формировать только за счет госсредств, которые ежегодно выделяются на систему здравоохранения. Дополнительных источников финансирования в виде новых налогов для работодателей и дополнительных выплат для пациентов в Минздраве не предполагают. Напомним, в 2016 году на здравоохранение из госбюджета было выделено 50 млрд гривен, а в следующем эта сумма будет увеличена до 62 млрд гривен.

Обязательное соцмедстрахование будет распространяться на все категории населения Украины. Минздрав рассчитывает внедрить новую систему здравоохранения в течение трех лет (до 2020 года). Первый этап медстрахования предполагает создание семейной медицины – на базе существующих поликлиник, амбулаторий, центров первичной медико-санитарной помощи, говорится в сообщении Минздрава, опубликованного еще 4 октября.

Согласно программе Минздрава, за обслуживание одной семьи с двумя детьми семейный врач будет получать 1 000 гривен в год

Вне зависимости от места прописки, пациент сможет самостоятельно выбрать семейного врача или педиатра для своего ребенка. Перечень услуг, которые покрываются за счет государственных средств, предполагается прописывать в договоре, который заключается между пациентом и врачом. Помимо диагностики и профилактики заболеваний, семейный врач будет выдавать справки в детские сады, школу и бассейн.

Размер оплаты услуг врача, производимых из фонда Государственного агентства, будет зависеть от количества заключенных им контрактов. Согласно программе Минздрава, за обслуживание одной семьи с двумя детьми семейный врач будет получать 1 000 гривен в год.

Также, помимо программы семейного врача, в 2017-м министерство планирует запустить «подготовку к реформированию госпитального звена системы здравоохранения, расширения автономии медицинских учреждений, их перевод на глобальный бюджет и оплату за результат, упрощение доступа к финансированию и инвестициям».

«Как реализовать медстрахование, находится в введении Минздрава. От них пока конкретики не прозвучало», – сетует эксперт в сфере здравоохранения Владимир Курпита. Свой проект закона ведомство обещает представить в течение ближайшего месяца.

Трое в лодке, не считая Минздрава

У парламентариев свое видение модели обязательного медицинского страхования в Украине. В парламенте летом было зарегистрировано три соответствующих депутатских законопроекта. Автором одного из них является глава комитета Верховной рады по вопросам здравоохранения Ольга Богомолец (фракция «Блок Петра Порошенко»), другого – ее заместитель Олег Мусий (внефракционный).

В них предусмотрено создание Государственного фонда, который будет распоряжаться финансами на обязательное медстрахование. Ольга Богомолец предлагает ввести три источника финансирования – местные власти, работодатель и физические лица – предприниматели.

Кардинально противоположную модель предлагает глава парламентского комитета по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения Людмила Денисова (фракция «Народный фронт»). В ее законопроекте, подготовленном в соавторстве с еще пятью депутатами, отчисления на обязательное медстрахование будут осуществлять работодатели. Размер страхового взноса будет ежегодно утверждаться Верховной радой. Страховой сбор за безработных, детей и пенсионеров будут отчислять местные власти.

Бюджет предполагается формировать на счетах банков. Контролировать их использование будет Уполномоченный орган.

Договор о предоставлении страховых услуг плательщику сбора предстоит подписывать с частной страховой компанией, которая затем будет оплачивать лечение пациента. Доход, получаемый страховыми компаниями при осуществлении обязательного социального медстрахования, составит 5% страхового платежа.

Примечательно, что комитет Верховной рады по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения является профильным для упомянутых трех законопроектов. 5 октября комитет принял за основу законопроект Людмилы Денисовой и намерен рекомендовать его к первому чтению.

В начале 2000-х один из законопроектов был близок к утверждению. Но на финальном рассмотрении его не приняли. Тогда всех больше всего интересовало, кто будет стоять у этого котла с деньгами - Владимир Загородний, глава Федерации содействия здравоохранению

Но именно против этого документа категорически высказывается Минздрав. «В случае его принятия, бюджет здравоохранения будет формироваться не государством, а частными страховыми компаниями, собирать и аккумулировать страховые взносы…

Минздрав обеспокоен возможностью внедрения в Украине такой модели финансирования отрасли. Международный опыт свидетельствует, что сбор средств для здравоохранения из-за введения дополнительного налога на заработную плату приведет к росту уровня тенизации экономики, а следовательно, уменьшению доходов государственного, местных бюджетов и в конечном результате ухудшению [качества] услуг для пациентов», – цитирует пресс-служба ведомства и.о. министра здравоохранения Украины Ульяну Супрун.

Опрошенные Forbes эксперты склоняются к иной точке зрения. «Этот вариант позволит рассредоточить денежные средства, полученные от плательщиков (работодателей, частных предпринимателей и органов местного самоуправления) между частными и государственными учреждениями», – говорит Татьяна Данильцева, партнер Адвокатского объединения «Спенсер и Кауфманн».

По ее словам, такая модель, по сравнению с остальными, имеет определенные преимущества. Прежде всего, она является более конкурентной для рынка, так как предусматривает множество покупателей (плательщики) и продавцов (медицинских и страховых услуг), в то время как в иных моделях, по сути, только один субъект (фонд или государственный орган) принимает решение о покупке тех или иных медицинских услуг и финансировании того или иного учреждения здравоохранения.

«Во-вторых, наличие одного-единственного покупателя является основанием для появления коррупционной составляющей, поскольку каждый продавец услуг всеми возможными, в том числе незаконными, способами будет бороться за одного единственного покупателя. Таким образом, нет гарантий того, что, в конечном счете, будет выбран лучший провайдер медицинских услуг», – подчеркивает Данильцева.

Целебный кошелек

Вопрос определения распорядителя средств, выделяемых на медицинское обслуживание населения, уже не первый раз становится камнем преткновения на пути реформы здравоохранения в Украине. Государством неоднократно предпринимались попытки внедрить обязательное социальное медстрахование. За последние 25 лет был разработан 21 законопроект о его введении в Украине. «В начале 2000-х один из законопроектов был близок к утверждению. Но на финальном рассмотрении его не приняли. Тогда всех больше всего интересовало, кто будет стоять у этого котла с деньгами», – вспоминает глава Федерации содействия здравоохранению Владимир Загородний.

История государства уже неоднократно продемонстрировала, что концентрация денежных средств в одних руках приводит к формированию устойчивых коррупционных схем. Поэтому модель с привлечением к социальной страховой медицине частных страховых компаний представляется вполне жизнеспособной. Правда, она же и несет в себе ряд рисков, отмечают юристы.

Так, например, в случае неплатежеспособности страховой компании или банка, в котором размещены средства страховых резервов, пациенты де-факто останутся незащищенными. «Для устранения этого риска законопроектом № 4981 предусмотрено создание Фонда гарантирования общеобязательного социального медицинского страхования. Однако, как показывает практика того же ОСАГО, в случае неплатежеспособности страховщика его клиентам приходится годами ждать своих выплат из фондов Моторного транспортного страхового бюро Украины (МТСБУ), что для медицинского страхования и надлежащего функционирования системы здравоохранения в целом является неприемлемым», – подчеркивает Татьяна Данильцева.

Тем не менее, по ее словам, при прозрачном и тщательном нормативном регулировании риски рассматриваемой модели могут быть сведены к минимуму. Для этого следует на законодательном уровне утвердить перечень и объем предоставляемых медицинских услуг, условия договора страхования (включая перечень исключений), специальные требования к страховым компаниям (в том числе, наличие ассистанса), требования к активам, в которых будут размещаться деньги страховых резервов обязательного медицинского страхования и т.д.

Этот вариант позволит рассредоточить денежные средства, полученные от плательщиков (работодателей, частных предпринимателей и органов местного самоуправления) между частными и государственными учреждениями - Татьяна Данильцева, партнер Адвокатского объединения «Спенсер и Кауфманн»

С тем, что к реализации программы общего социального медстрахования стоит привлечь и частные страховые компании, имеющие опыт и механизмы работы в этой сфере, соглашается и Владимир Курпита. «Совместная работа с ними может дать существенный толчок отрасли здравоохранения в вопросе медстрахования», – считает эксперт.

«А что касается проблемы очередного фонда гарантирования, то опыт работы того же ФГВ или МТСБУ дает возможность законодателю сделать выводы из собственных ошибок и усовершенствовать функционирование системы гарантирования выплат», – резюмирует Татьяна Данильцева.

Соответственно, какой будет участь нынешней инициативы, зависит от разработанной программы реформы и политической воли всех участников процесса. Пока же Минздрав находится в стадии «созревания».

Алевтина ПАВЛОВА


  Вся пресса за 19 октября 2016 г.
  Смотрите другие материалы по этой тематике: За рубежом, Обязательное медицинское страхование
В материале упоминаются:
Компании, организации:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 0.00 (голосовало: 0 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева:
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
 
Архив прессы
П В С Ч П С В
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
Текущая пресса

4 октября 2024 г.

5 колесо, 4 октября 2024 г.
Электромобили против ДВС: кто чаще становится виновником ДТП?

Forbes Казахстан, 4 октября 2024 г.
Не отбирать чужой хлеб, а создавать: как зарабатывает Freedom Finance Insurance

БелТА (Белорусское телеграфное агентство), Минск, 4 октября 2024 г.
Взносы страховых организаций Беларуси за январь-август выросли на 15,4%

Gorod.lv, 4 октября 2024 г.
Министерство юстиции Латвии заблокировало доступ страховщиков к данным радаров


3 октября 2024 г.

Казахстанский портал о страховании, 3 октября 2024 г.
Gallagher подчеркивает смягчение рынка энергетического страхования

Report.Az, Баку, 3 октября 2024 г.
В Азербайджане лекарства для амбулаторного лечения планируют включить в пакет ОМС

Казахстанский портал о страховании, 3 октября 2024 г.
Taiwan Life — первая страховая компания острова, инвестирующая в деревни здоровья

Inbusiness.kz, 3 октября 2024 г.
Страхование от несчастных случаев в армии предлагают ввести в Казахстане

IT Channel News, 3 октября 2024 г.
Jusan Garant использует технологии искусственного интеллекта при оформлении страховых полисов

Казахстанский портал о страховании, 3 октября 2024 г.
Революция корпоративного и коммерческого страхования: преобразующая роль ИИ

Казахстанский портал о страховании, 3 октября 2024 г.
Осенние тайфуны в Китае нанесли ущерб в миллиарды юаней и общая сумма продолжает расти

Inbusiness.kz, 3 октября 2024 г.
В Казахстане обсуждается идея перехода от обязательного страхования к добровольному

Казахстанский портал о страховании, 3 октября 2024 г.
Средний размер страхового возмещения по медицинскому страхованию в Индии вырос более чем на 10%

Казахстанский портал о страховании, 3 октября 2024 г.
MGA стимулируют инновации и рост на развивающихся рынках страхования

zakon.kz, 3 октября 2024 г.
Какие новые виды страхования появились в Казахстане и что изменилось на рынке в последние годы


2 октября 2024 г.

ТАСС, 2 октября 2024 г.
Эксперты: убытки жителей США от урагана «Хелен» могут достигнуть $35 млрд

Российская газета, 2 октября 2024 г.
В Кыргызстане все дома должны быть застрахованы от стихийных бедствий


  Остальные материалы за 2 октября 2024 г.

  Самое главное
  Найти : по изданию , по теме , за период
  Получать: на e-mail
  Рейтинги популярности