Страховой брокер Marsh & McLennan был обвинен в мошенничестве и мало кто верил, что компанию удастся спасти. Но антикризисный управляющий Майкл Черкаски использовал свои связи с прокурором штата Нью-Йорк Элиотом Спитцером, чтобы занять пост гендиректора и добиться урегулирования исков, пишут "Ведомости".
Ведомости,
7 сентября 2005 г.
Старый друг приходит на помощь 1702 просмотра
Выводить из кризиса компанию, обвиненную в мошенничестве, поручили приятелю прокурора
Когда группа компаний Marsh & McLennan с оборотом в $12 млрд. оказалась в эпицентре скандала, мало кто верил, что ее удастся спасти. Но антикризисный управляющий Майкл Черкаски использовал свои связи с прокурором штата Нью-Йорк Элиотом Спитцером, чтобы занять пост гендиректора и добиться урегулирования исков. Затем не дав компании оправиться первого от шока, Черкаски отказался от части клиентов, уволил тысячи сотрудников и затеял масштабную реструктуризацию. Группа компаний Marsh & McLennan считается старейшим в мире страховым брокером и сейчас включает в себя четыре основных направления бизнеса: страховое (страховые компании Marsh и Guy Carpenter), консалтинговое (Mercer Human Resource Consulting, Mercer Management Consulting и другие), управления рисками (компания Kroll) и инвестиционное (инвесткомпания Putnam). Совокупный оборот группы компаний в 2004 г. превысил $12 млрд. Группа компаний имеет представительства в 100 странах мира, в ней работают более 60 000 сотрудников. В начале этого года новый генеральный директор группы компаний Marsh & McLennan Майкл Черкаски провел серию встреч с сотрудниками в офисах от Парижа до Питсбурга и сообщил им пренеприятное известие: страховой бизнес теряет деньги на каждом четвертом клиенте. Выход один: неприбыльным клиентам отказать в обслуживании, часть персонала сократить, а оставшихся перевести в режим жесткой экономии средств. "Те, кто не с нами, против нас", - заявил Черкаски 50 руководителям страховой компании Marsh во время одной из таких встреч. "Третьего не дано". К тому моменту Черкаски занимал свой пост всего три месяца, до этого у него не было никакого опыта работы в страховом бизнесе. Но это ничуть не помешало ему нанести решительный удар по многолетним традициям компании, которой в этом году исполнилось 134 года.
Звонок другу 8 октября 2004 г., Черкаски, тогда гендиректор компании Kroll, находился в командировке в Лондоне. Неожиданно ему на мобильный позвонил Вильям Розофф, старший консультант Marsh & McLennan. Он попросил Черкаски срочно вернуться в Нью-Йорк для встречи с прокурором штата Элиотом Спитцером. Их знакомство насчитывает уже не один десяток лет. В 80-е они работали вместе в отделе по борьбе с вымогательством и поддерживали отношения, даже когда перестали быть коллегами. В частной беседе, которая состоялась 11 октября в кабинете Спитцера, прокурор сообщил Черкаски, что страховая компания Marsh погрязла в мошенничестве. Спитцер взялся за чистку страховой отрасли, и его расследование стремительно набирало оборот. В теории страховой брокер Marsh должен был действовать как независимый посредник между страховщиками и клиентами, которые желали приобрести полис. В задачи Marsh входили рассмотрение заявок от страховщиков и подбор оптимального варианта страхования по наилучшей цене. За свои услуги брокер получал комиссионные в виде процента от суммы, уплачиваемой клиентом. Но в ходе расследования Спитцер сумел доказать, что условия сотрудничества со страховщиками у Marsh были неодинаковы. Прокурор заявил, что брокеры более активно продавали полисы тех компаний, которые выплачивали им так называемые "условные комиссионные". Этот вид расчетов, весьма популярный в страховом бизнесе, Спитцер назвал откатами. В 2003 г. сумма "условных комиссионных", полученных компанией Marsh, составила ни много ни мало $845 млн. Однако прямых доказательств того, что клиенты получили неподходящие полисы или переплачивали, нет.
Через три дня, 14 октября 2004 г., Спитцер подал иск против Marsh & McLennan, в котором деятельность компании расценивалась как криминальная. Основными обвиняемыми стали высшие руководители компании во главе с гендиректором Джеффри Гринбергом. До сих пор такого удара еще не удавалось выдержать ни одной финансовой корпорации мира. Курс акций компании пошел резко вниз. В день получения иска Джеффри Гринберг назначил Черкаски антикризисным управляющим. Основной причиной назначения стала дружба Спитцера и Черкаски, рассказывает человек, хорошо знакомый с логикой принятия решения. Черкаски попал в совершенно новую для себя отрасль финансовых услуг, но начал действовать без промедления и в первый же день отменил практику условных комиссионных. Через неделю Джеффри Гринберг подал в отставку, и официального обвинения в мошенничестве ему предъявлено не было. На освободившийся пост немедленно начали претендовать некоторые из сотрудников компании. Совет директоров утвердил на пост генерального директора Чарльза Дэвиса, главу одного из подразделений концерна. Сразу же после этого Черкаски встретился с членами совета директоров и сумел убедить их, что выводить компанию из кризиса и управлять ею должен один и тот же человек. 25 октября совет директоров отменил принятое решение и утвердил Черкаски на его посту президента и генерального директора компании Marsh & McLennan. Затем всего за нескольких часов он получил официальное подтверждение от Спитцера, что компании не будут предъявлены уголовные обвинения. Но теперь компания вынуждена нести финансовые потери, которые невозможно компенсировать повышением цен, утверждает Черкаски.
Первые недели В конце января компания Marsh & McLennan и Элиот Спитцер договорились об урегулировании иска. Компания принесла публичные извинения за действия своих сотрудников. Клиенты компании получили компенсации на сумму $850 млн. Чтобы избежать финансового кризиса, новый гендиректор в первые же недели был вынужден взять кредит на сумму $3 млрд. Он сменил главного юриста и некоторых руководителей, в том числе тех, чьи имена фигурировали в иске Спитцера. Чтобы компенсировать часть потерь, Черкаски отобрал у сотрудников служебные автомобили, переделал обеденный зал руководства под офис и закрыл примыкавшую к нему кухню. В первый заход было уволено более 3000 человек. Вскоре Черкаски собрал всех руководителей и спросил, насколько упали прибыли по каждому конкретному клиенту. Ответом на этот вопрос стало неловкое молчание. В Marsh не было принято обращать внимание на то, сколько денег приносит каждый клиент, особенно когда условные комиссионные приносили компании огромную прибыль. "Вы действительно не в курсе, какова наша прибыль даже от самых крупных клиентов?" - спросил Черкаски у руководителей. За ответом на этот вопрос Черкаски обратился в Kroll. Его бывшие коллеги просили две недели для подготовки информации, но он дал им два дня. Результаты были ошеломляющие: тысячи клиентов платили Marsh менее $10 000 в год. Без условных комиссионных компания теряла деньги на 40 000 клиентах по всему миру, или на каждом четвертом из них. "На тот момент решение было очевидно: отказаться от неприбыльных клиентов и уволить людей, которые их обслуживают", - говорит Черкаски. Многих брокеров такое известие ошеломило. Им фактически приказали отказаться от клиентов, которых им удалось с таким трудом сохранить, особенно после того, как репутация компании была подмочена иском Спитцера.
Улыбка победителя Весной 2005 г. Marsh начала рекламную кампанию. Были отпечатаны плакаты с фотографией Черкаски и его обращением к клиентам. Спитцер позвонил старому другу, чтобы подтрунить над ним. Сотрудники компании поняли, что Черкаски и его план реструктуризации - это надолго. Он сократил еще 2500 человек и убедил совет директоров вдвое урезать размер дивидендов, которые до этого росли 42 года подряд. Потом он собрал руководителей всех компаний, входящих в группу, - Kroll, Putnam, Marsh и Mercer, чтобы обсудить план дальнейших действий. Но в результате обсуждения был одобрен план Джеффри Гринберга, который уже не работал в компании. Гринберг хотел, чтобы Marsh & McLennan предлагала своим клиентам широкий ассортимент комплексных услуг по оценке и страхованию рисков. Например, если крупный банк хочет открыть отделение на Ближнем Востоке, Kroll оценит политические риски и проверит сотрудников, Mercer разработает программы мотивации, а Marsh - подберет страховые схемы. Осуществить планы Гринбергу помешали бюрократические проволочки. В начале 2005 г. Черкаски попросил оценить, насколько выгоден этот план, и, получив экспертные оценки, немедленно начал претворять его в жизнь. В мае группа компаний продала одно из своих подразделений - инвестиционный фонд MMC Capital его менеджменту во главе с тем самым Дэвисом, которого Черкаски обошел в борьбе за руководящий пост. По официальным заявлениям, продажа была вызвана интересами бизнеса, а не личными разногласиями. Но до сих пор действия Черкаски не принесли желаемого результата. Чистая прибыль компании за первое полугодие 2005 г. составила $300 млн, что на 64% ниже, чем за тот же период прошлого года. Цена одной акции Marsh составляет $26,97, что на 40% ниже курса на момент подачи иска. Уволенные сотрудники Marsh нашли работу у конкурентов. Впрочем, Черкаски и не обещал акционерам быстрых результатов. "Следы порки не проходят за одну ночь", - уверяет он. (WSJ, 29.08.2005, Полина Михалева) Йен МАКДОНАЛЬД
Вся пресса за 7 сентября 2005 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: За рубежом
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
21 ноября 2024 г.
|
|
Кабар, Бишкек, 21 ноября 2024 г.
Сотрудники Минфина первыми массово застраховали свои автомобили и жилье
|
|
Кабар, Бишкек, 21 ноября 2024 г.
В Кыргызстане сохраняется тенденция роста доходов страховых компаний
|
20 ноября 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 ноября 2024 г.
Tokio Marine формирует партнерство для повышения устойчивости городов с помощью финансовых и страховых решений
|
|
110km.ru, Санкт-Петербург, 20 ноября 2024 г.
Мошенник в костюме медведя пытался обмануть страховую компанию
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 ноября 2024 г.
Рост уровня проникновения страхования в Индии может привести к ежегодной экономии в размере $10 млрд
|
19 ноября 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 ноября 2024 г.
Previsico запускает Instacasting — передовое решение по борьбе с наводнениями
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 ноября 2024 г.
Ожидается, что застрахованные убытки от наводнения в Испании превысят 4 млрд евро: Morningstar DBRS
|
|
CarsWeek, 19 ноября 2024 г.
ОСАГО по-белорусски: почему в России полисы в 4-5 раз дороже, чем у соседей
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 ноября 2024 г.
Рост рынка киберстрахования замедляется, но появляются новые возможности
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 ноября 2024 г.
Allianz запускает глобальную программу по борьбе с поляризацией в общественных институтах
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 ноября 2024 г.
Цены на покрытие рисков природных катастроф в Центральной Европе выросли на 15–20% перед январскими обновлениями
|
18 ноября 2024 г.
|
|
vesti.az, Баку, 18 ноября 2024 г.
В Азербайджане утверждена сумма ОМС на человека
|
|
Report.Az, Баку, 18 ноября 2024 г.
В Азербайджане взнос на ОМС в 2025 году увеличат до 124 манат на человека
|
|
Тренд, Баку, 18 ноября 2024 г.
Назван объем средств, выделенных в Азербайджане на обязательное медицинское страхование населения
|
|
БелТА (Белорусское телеграфное агентство), Минск, 18 ноября 2024 г.
Совет Республики одобрил законопроект о лицензировании в сфере страховой деятельности
|
|
Казахстанский портал о страховании, 18 ноября 2024 г.
Аналитика о катастрофах в режиме реального времени поможет страховщикам в реагировании на стихийные бедствия
|
|
Казахстанский портал о страховании, 18 ноября 2024 г.
Страховщики призывают ЕС регулировать частное финансирование судебных разбирательств третьими лицами
|
 Остальные материалы за 18 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail
 Рейтинги популярности
|
|
|
|
|
|