minfin.com.ua,
21 января 2020 г.
Как проходит самое большое M&A на финансовом рынке страны 443 просмотра
С 1 июля 2020 года Нацбанк Украины станет регулировать рынок небанковских финансовых услуг. Руководитель проектов и программ Департамента лицензирования НБУ Орест Франчук и директор Департамента лицензирования НБУ Александр Бевз рассказали «Минфину», как имплементируется закон о сплите.
Уже через полгода страховщики, кредитные союзы, ломбарды, лизингодатели, финансовые компании и другие небанковские финансовые учреждения (кроме негосударственных пенсионных фондов и фондов финансирования строительства), а также бюро кредитных историй перейдут под регулирование и надзор Национального банка.
«Сплит» – одна из крупнейших реформ на финансовом рынке и одна из самых сложных, ведь она требует одновременно и трансформации Национального банка, и наработки концепций развития для целого ряда сегментов финансового рынка. Так как мы это делаем?
Как устроен «Сплит»
Закон о «Сплите» предусматривает переходный период до 30 июня 2020 года, в течение которого происходит передача функций от Нацкомфинуслуг к Национальному банку и НКЦБФР. Уже с 1 июля 2020 года Национальный банк станет полноценным регулятором рынка небанковских финансовых услуг.
Однако участникам рынка небанковских финансовых услуг не за что переживать, ведь в течение этого этапа мы прилагаем максимум усилий, чтобы их переход под надзор Национального банка прошел максимально спокойно и предсказуемо. Это касается не только нового регулирования или требований к финансовым учреждениям, которые будут пропорциональными, в том числе к размеру и рискованности деятельности компании, но и всех других процессов, таких как подача документов или отчетности.
Для эффективного осуществления новых функций работа в Национальном банке разделена по разным направлениям. Во-первых, они разделены на направление внутренней трансформации Национального банка под дополнительные функции и направление разработки законодательных и регуляторных изменений, которые будут имплементированы в будущем. В дальнейшем эти направления распределяются на отдельные сегменты:
разработка изменений в законодательство; наработка регуляций и политик регулирования; вопрос подачи статистики и отчетности; функциональные и организационные изменения в части кадровой политики; информационные технологии поддержка деятельности; надзор и инспектирование; коммуникации; финансовый мониторинг.
План работы по каждому направлению детализирован до конкретных действий и задач, за которыми закреплены ответственные лица. Дополнительно, в Национальном банке функционирует управляющий комитет, который проводит регулярные заседания и следит за выполнением дорожной карты проекта «Сплит».
Внешнее направление: регулирование, архитектура законодательства, проблемы и решения
Сегодня рынок, в первую очередь, беспокоит будущее регулирования рынка небанковских финансовых услуг, будущий подход НБУ к надзору за участниками рынка, требования по отчетности и процессу ее подачи, требования к финансовому мониторингу. Все эти вопросы прорабатываются поэтапно в рамках внешнего направления работы по проекту «Сплит».
Сначала моделируется общая концепция будущего регулирования и надзора, которая будет изложена в белых книгах по каждому сегменту рынка. Мы планируем опубликовать белые книги в I квартале 2020 года отдельно по сегментам страхования, кредитных союзов, лизинга, факторинга, ломбардов и микрофинансовых компаний.
Следующим этапом по направлению разработки законодательства и политики регулирования является написание предложений к законопроектам, в основу которых лягут модели регулирования, которые будут изложены в белых книгах. Рынкам необходимо существенное обновление законодательной базы, в частности, из-за принятия рамочного закона о деятельности на финансовом рынке, а также секторальных законов:
о страховании, о страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, продаже страховых продуктов, о кредитных союзах, о финансовом лизинге и другие.
Следующим этапом станет детализация законодательных требований в подзаконных нормативно-правовых актах.
Национальный банк учитывает лучшие мировые практики и международный опыт в регулировании и надзоре за небанковскими финансовыми учреждениями, в том числе законодательство ЕС. С анализом таких практик и опыта нам активно помогают международные организации и проекты.
Мы открыты к общению и регулярно встречаемся с участниками рынка небанковских финансовых услуг и их ассоциациями – за последние два месяца было проведено более двадцати встреч. Справедливо будет сказать, что у нас сформировался активный и открытый диалог с рынком.
Такие встречи позволяют лично познакомиться с компаниями и их представителями, услышать о реальном положении дел на рынке и факторах, которые задерживают его развитие, узнать инсайты по ведению их бизнеса, услышать о видении, переживаниях и ожиданиях рынка относительно будущего регулирования.
Для примера, неоднократно обращали наше внимание на проблемы небанковских финансовых учреждений с привлечением финансирования от лиц, других, чем акционеры и финансовые учреждения. Большинство участников рынка финансовых услуг заявили о необходимости содействия развитию онлайн-сервисов по предоставлению финансовых услуг и расширения перечня услуг, которые могут предоставлять небанковские финансовые учреждения, в том числе возможность осуществлять валютно-обменные операции и переводы.
Часто упоминается о необходимости усовершенствования процесса обмена кредитными историями. Многие участники заинтересованы в применении дифференцированного подхода к регулированию, надзору и подачи отчетности, ввиду их небольшого размера или нерискованности деятельности.
В целом, мы видим общую тенденцию: участники рынков надеются получить прозрачные, согласованные и понятные правила. Вместе с тем, они рассчитывают на пропорциональность этих правил, реалистичность, а также возможность постепенно адаптироваться в течение переходного периода.
Внутреннее направление: новые департаменты, новые работники, технологическая и техническая способность
Не менее важной является работа в других направлениях, которая, одновременно, может быть незаметной или оставаться вне поля зрения участников рынка и общественности. Для примера, ІТ-команда работает над налаживанием критически важного процесса передачи Национального банка баз данных и реестров, обеспечением их дальнейшего надлежащего функционирования. ІТ-поддержка является чрезвычайно важной во время подачи отчетности.
Для эффективного выполнения функций регулирования и надзора за рынком небанковских финансовых услуг мы также анализируем функции и процессы, которые осуществляет Нацкомфинуслуг, возможные пути их оптимизации и улучшения, а также моделируем новые процессы.
Меняется также и организационная структура Национального банка из-за создания новых подразделений, изменения функционала действующих подразделений или изменения существующих процессов. Например, будет создан новый департамент, ответственный за надзор за страховыми компаниями, а также отдельный департамент методологии, который будет работать над созданием нормативной базы для небанковских финансовых учреждений.
Больше всего изменений произойдет именно в блоке пруденциального надзора Национального банка. Для осуществления этих процессов будут привлекаться квалифицированные работники как изнутри Национального банка, так и с рынка, и с Нацкомфинуслуг.
Уже произведена предварительная оценка необходимой дополнительной численности персонала, идет работа над обеспечением рабочих мест для выполнения нового функционала, в соответствии с изменениями в организационной структуре НБУ. О завершении процесса трансформации структуры и открытии вакансий мы будем сообщать на сайте Нацбанка.
Профильные подразделения ведут технические и методологические подготовительные работы, чтобы быть готовыми к приему отчетности небанковских финансовых учреждений. Параллельно проводятся подготовительные работы по инвентаризации материальных и нематериальных активов, архива документов и документооборота.
Национальный банк проводит большую работу ради того, чтобы уже с 1 июля 2020 года плавно и безболезненно перейти к качественно новой системе регулирования и надзора за рынком небанковских финансовых услуг. Хотим обратиться к тем участникам рынков, которые не попали к нам на встречу или еще не высказали свои предложения. На сайте НБУ есть форма обратной связи, поэтому, пожалуйста, присылайте свои предложения и мы обязательно обратим на них внимание.
Вся пресса за 21 января 2020 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, За рубежом, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
4 октября 2024 г.
|
|
5 колесо, 4 октября 2024 г.
Электромобили против ДВС: кто чаще становится виновником ДТП?
|
|
Forbes Казахстан, 4 октября 2024 г.
Не отбирать чужой хлеб, а создавать: как зарабатывает Freedom Finance Insurance
|
|
БелТА (Белорусское телеграфное агентство), Минск, 4 октября 2024 г.
Взносы страховых организаций Беларуси за январь-август выросли на 15,4%
|
|
Gorod.lv, 4 октября 2024 г.
Министерство юстиции Латвии заблокировало доступ страховщиков к данным радаров
|
3 октября 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 3 октября 2024 г.
Gallagher подчеркивает смягчение рынка энергетического страхования
|
|
Report.Az, Баку, 3 октября 2024 г.
В Азербайджане лекарства для амбулаторного лечения планируют включить в пакет ОМС
|
|
Казахстанский портал о страховании, 3 октября 2024 г.
Taiwan Life — первая страховая компания острова, инвестирующая в деревни здоровья
|
|
Inbusiness.kz, 3 октября 2024 г.
Страхование от несчастных случаев в армии предлагают ввести в Казахстане
|
|
IT Channel News, 3 октября 2024 г.
Jusan Garant использует технологии искусственного интеллекта при оформлении страховых полисов
|
|
Казахстанский портал о страховании, 3 октября 2024 г.
Революция корпоративного и коммерческого страхования: преобразующая роль ИИ
|
|
Казахстанский портал о страховании, 3 октября 2024 г.
Осенние тайфуны в Китае нанесли ущерб в миллиарды юаней и общая сумма продолжает расти
|
|
Inbusiness.kz, 3 октября 2024 г.
В Казахстане обсуждается идея перехода от обязательного страхования к добровольному
|
|
Казахстанский портал о страховании, 3 октября 2024 г.
Средний размер страхового возмещения по медицинскому страхованию в Индии вырос более чем на 10%
|
|
Казахстанский портал о страховании, 3 октября 2024 г.
MGA стимулируют инновации и рост на развивающихся рынках страхования
|
|
zakon.kz, 3 октября 2024 г.
Какие новые виды страхования появились в Казахстане и что изменилось на рынке в последние годы
|
2 октября 2024 г.
|
|
ТАСС, 2 октября 2024 г.
Эксперты: убытки жителей США от урагана «Хелен» могут достигнуть $35 млрд
|
|
Российская газета, 2 октября 2024 г.
В Кыргызстане все дома должны быть застрахованы от стихийных бедствий
|
 Остальные материалы за 2 октября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail
 Рейтинги популярности
|
|
|
|
|
|