Украинский бизнес ресурс,
6 мая 2020 г.
К страховым компаниям приставят независимых директоров и заставят поменять договора с клиентами
568 просмотров
С 1 июля 2020 года украинский страховой рынок перейдет под регулирование Национального банка. UBR.ua расспросил регулятора, какие изменения ждут компании и их клиентов уже этим летом.
Раскроют собственников. Одно из заявленных требований к участникам рынка - прозрачная структура собственности, раскрытие конечных бенефициаров владельцев, а также ответственности владельца за деятельность компании.
Будет ли это проблемой для компаний? Что будет с темы, кто не сможет обеспечить прозрачность структуры? Какие штрафы предусмотрены, заберут ли лицензию? За что компанию могут «попросить» с рынка?
Страховые компании будут иметь достаточно времени, чтобы привести свою деятельность в соответствие с новыми требованиями Национального банка - новое регулирование будет предусматривать соответствующий переходный период, который будет учитывать реальное состояние рынка.
Мы не считаем штрафы наиболее эффективным инструментом в работе с рынком. Прежде всего эта работа будет построена на диалоге с представителями компаний, разъяснении требований, объяснении логики действий регулятора.
Надо понимать, что прозрачность компаний и ответственность их владельцев – это основа для защиты прав страхователей, обеспечение конкурентного и честного поведения на рынке с соблюдением законодательства. Поэтому впоследствии непрозрачность структуры собственности может стать основанием для вывода компании с рынка.
Также причиной вывода компании может быть неплатежеспособность и нарушение AML-законодательства (борьба с отмыванием денег).
Переоценят активы. Еще одно заявленное НБУ требование – ужесточение требований к оценке качества активов, к формированию резервов, капитала и его структуры, требований к учету и отчетности страховщиков, внешнего аудита и раскрытия информации.
Как сильно изменятся требования к капиталу и все ли компании смогут его обеспечить?
Национальный банк планирует установить такие требования к уставному капиталу новосозданных компаний:
32 млн грн для страховщиков, осуществляющих страхование иное, чем страхование жизни («non-life»); 48 млн грн для:
- страховщиков, осуществляющих страхование жизни («life»);
- страховщиков, осуществляющих страхование иное, чем страхование жизни, по рискам ответственности, страхование кредита и поручительства;
- специализированных перестраховщиков.
Страховщик или специализированный перестраховщик должен выполнять требование о минимальном размере капитала (MCR) и необходимого платежеспособного капитала (SCR).
Минимальные требования к капиталу (Minimum Capital Requirements, MCR) – это размер капитала, который обеспечивает выполнение страховой компанией и специализированным перестраховщиком своих обязательств в течение следующих 12 месяцев учитывая вероятность их наступления.
Требования к капиталу для обеспечения платежеспособности (Solvency Capital Requirements, SCR) – размер капитала, который страховая компания и специализированный перестраховщик должен поддерживать для покрытия всех рисков, которые им свойственны, и который гарантирует обеспечение всех обязательств страховщика в течение следующих 12 месяцев, исходя из предположения о более высокой вероятности их наступления сравнительно с требованиями к MCR.
Компании будут иметь достаточно времени на приведение своего уровня капитала до уровня, который потребуется новым регулированием.
Старые распоряжения и новые требования. НБУ также проверит выполнение распоряжения Нацкомфинуслуг № 850 по достаточности капитала по результатам первого полугодия 2020 года. Все остальные требования появятся только после принятия новой редакции закона о страховании.
Какие еще новые требования к компаниям рассматриваются?
Национальный банк планирует полностью обновить требования к страховым компаниям. Можно выделить следующие наиболее существенные изменения:
Усиление стандартов лицензирования, в частности раскрытия страховыми компаниями структуры собственности, конечных бенефициарных владельцев, повышение требований к деловой репутации акционеров и лиц, выполняющих ключевые функции, процедуры оценки профессиональной пригодности лиц, выполняющих ключевые функции в страховых компаниях; установление ответственности конечных бенефициарных владельцев за деятельность страховой компании и специализированного перестраховщика; установление требований к корпоративному управлению и системе внутреннего контроля; установление требований к системе управления рисками; ужесточение требований к приемлемости активов и оценки их качества, оценке резервов, структуре капитала и уровню его достаточности; требование формирования системы раннего выявления рисков и своевременного реагирования; установление требований по учету и отчетности в соответствии с МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности).
Новые перестраховщики. Появятся такие субъекты, как специализированные перестраховщики, а также ряд компаний, осуществляющих деятельность по страхованию ответственности, страхованию кредитов и поручительств. Для них размер капитала будет 48 млн грн.
Что это за «страховщики» для страховых компаний, зачем они нужны, какие их основные функции и обезопасят ли они клиентов СК; перейдут ли к ним обязательства, если СК обанкротится?
Субъект хозяйствования приобретает статус специализированного перестраховщика с даты получения лицензии на осуществление перестраховочной деятельности по группе классов non-life страхования, или группе классов life страхования.
Специализированный перестраховщик, который получил лицензию на осуществление перестраховочной деятельности по соответствующей группе классов страхования имеет право принимать и передавать страховые риски соответствующей группе классов страхования путем заключения исключительно договоров перестрахования.
Специализированный перестраховщик не может заключать договоры страхования. Основная функция специализированного перестраховщика это – стабилизировать портфель страховщика, обеспечить финансовую устойчивость и рентабельность страховых операций страховщика, увеличить его страховую емкость, позволив ему при этом принимать большие риски.
Итак, страхователь получает дополнительную уверенность в полном и своевременном возмещении ущерба.
Лицензионные тарифы. Новый регулятор планирует переход от многочисленных видов лицензий на единую, а также последует замена видов страхования на классы. С действующих компаний обещают не брать плату за новые лицензии, а просто переиздать их.
Изменится ли стоимость лицензии для компаний? Какие классы страхования предусмотрены и изменит ли это на практике что-то для клиента?
Стоимость лицензий будет зависеть от тарифов, которые будут сформированы после 1 июля 2020 года. Замена видов страхования на классы нужна не для клиента, а прежде всего для собственно участников рынка, поскольку позволит упростить получение лицензий.
Предусматриваются классы страхования жизни и классы страхования иные, чем страхование жизни.
Дополнительный надзор. В НБУ считают, что у СК должен быть орган надзора, функцию которого, как правило, выполняет наблюдательный совет: он должен определять стратегию развития, политику компании, определять стратегические задачи для менеджмента. В небольших СК требования к корпоративному управлению будут мягче, чем в больших участников рынка.
Какой функционал будет у таких наблюдательных советов, из кого они будут состоять и зачем он нужен, если есть регулятор?
Наблюдательный совет должен определять стратегию развития, политику компании, стратегические задачи для менеджмента. Кроме того, функция наблюдательного совета заключается в обеспечении эффективного функционирования в компании риск-менеджмента, комплаенс, внутреннего аудита, актуарной функции.
Участниками наблюдательного совета могут быть лица, отвечающие квалификационным требованиям НБУ, то есть быть профессионально пригодными, не иметь конфликта интересов и быть способными действовать в интересах учреждения, иметь безупречную деловую репутацию.
Для страховых компаний, которые будут относиться к категории значимых (в зависимости от их размера, рискованности деятельности и т.д.), будет действовать требование о наличии независимых директоров.
Это позволит осуществлять усиленный контроль за операционной деятельностью компании, реализацией ее бизнес-плана и стратегии, а также предусматривать появление независимого элемента системы сдержек и противовесов в компании, обеспечит усиленную защиту интересов страхователей.
Открытость перед клиентом. В новой модели регулирования будет включен огромный новый блок раскрытия информации и донесения ее непосредственно потребителю.
Какую информацию попросят раскрыть и как она поможет потребителю?
Требования к раскрытию информации предусматривают обязательное донесение до потребителя исчерпывающих сведений об условиях договора страхования и размер страховой премии, корректную дату или период, когда премия подлежит уплате, и последствия, если она уплачена с задержкой или вообще не уплачена.
Среди других требований также будет раскрытие стоимости страхового продукта отдельно от других продуктов и услуг в случае пакетных продаж, обязательное раскрытие размера комиссий, которые должны либо вычитаться «из», или добавляться «к» установленной премии, и любых других комиссий, которые подлежат уплате потребителем.
В договоре должно содержаться:
Четкое и однозначное раскрытие моментов, когда страховое покрытие начинается и заканчивается, включая возможный период отказа от страхового договора (cooling-off period); указание подробных рисков застрахованного в договоре и тех рисков, которые договором не покрываются; корректное определение и раскрытие информации о существенных или нестандартных исключениях, или ограничениях в договоре.
Это позволит значительно усилить защиту прав потребителей страховых услуг и повысить доверие к страховому рынку.
Цена полиса. Один из главных вопросов: как эти изменения повлияют на рынок и потребителей.
Сколько компаний могут закрыться, что будет с их клиентами, и как изменится цена полисов?
У рынка будет достаточно времени для приведения своей деятельности в соответствие с требованиями Национального банка. Более того, до 2021 года будет действовать старое регулирование. К тому же, при разработке новых требований Нацбанк будет учитывать замечания участников рынка и реальное положение вещей на нем.
Поэтому те компании, которые осуществляют страховую деятельность, и работают в рамках законодательства будут иметь время и возможность адаптироваться к новому регулированию и продолжить работать.
В то же время сокращение на рынке происходит даже без изменений в регулировании: в течение девяти месяцев прошлого года с рынка ушла 51 компания (18% от количества по состоянию на конец 2018 года).
Большинство из них, согласно требованиям законодательства, оставили рынок, поскольку не вели страховой деятельности более 6 месяцев или приняли решение сдать (аннулировать) лицензии.
Поэтому рано прогнозировать конкретные изменения в количестве игроков на рынке до более основательного анализа состояния рынка после 1 июля и непосредственно появления новых нормативно-правовых актов.
Уже сейчас можно сказать, что воплощение запланированных изменений позволит существенно усилить защиту прав клиентов страховых компаний на всех возможных этапах взаимодействия – от заключения договора до взаимодействия при выводе компании с рынка. А изменится ли стоимость полисов – зависит от самих участников рынка.
Денис ВЕРГУН
Вся пресса за 6 мая 2020 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, Компании и капиталы, За рубежом, Регулирование, Управление
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
12 ноября 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 ноября 2024 г.
Эксперты удивлены отсутствием роста тарифных показателей по страхованию от несчастных случаев
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 ноября 2024 г.
Страховщики ЕС должны иметь дополнительный капитал для активов, связанных с ископаемым топливом
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 ноября 2024 г.
Британские покупатели с оптимизмом смотрят на будущее параметрического страхования
|
|
Tazabek, Бишкек, 12 ноября 2024 г.
Комитет ЖК рассмотрел законопроекты в сфере страхования и страховой деятельности
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 ноября 2024 г.
Социальная инфляция давит на цены страхования от несчастных случаев и ответственности
|
|
Tazabek, Бишкек, 12 ноября 2024 г.
На сегодня в республике застраховано 17% от всего жилищного фонда, - Госстраховая организация
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 ноября 2024 г.
Недостаточно застрахованное поколение Z требует больше страхового покрытия
|
|
Forbes Казахстан, 12 ноября 2024 г.
Персонализированное страхование: как телематика снижает тарифы для водителей
|
11 ноября 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 11 ноября 2024 г.
Эмиссия облигаций, не связанных со страхованием жизни, идет рекордными темпами: Fitch
|
|
Казахстанский портал о страховании, 11 ноября 2024 г.
Страховщики призывают Еврокомиссию отменить новые правила ответственности за искусственный интеллект
|
|
Казахстанский портал о страховании, 11 ноября 2024 г.
Ураганы 2024 года станут суровым напоминанием о сохраняющемся пробеле в защите от наводнений
|
|
Казахстанский портал о страховании, 11 ноября 2024 г.
Marsh запускает страхование от фальшивых углеродных кредитов
|
|
Казинформ, Астана, 11 ноября 2024 г.
Что изменится в регионах после реформы медстрахования
|
|
Росбалт, Санкт-Петербург, 11 ноября 2024 г.
Выручка Freedom Holding Corp. выросла на 33%
|
|
Финмаркет, 11 ноября 2024 г.
Чистая прибыль Hannover Re в январе-сентябре выросла на 30,4%
|
|
Казахстанский портал о страховании, 11 ноября 2024 г.
PERILS оценивает убытки отрасли в размере 1,89 млрд евро из-за наводнений в Центральной Европе в сентябре
|
|
vesti.kg, Бишкек, 11 ноября 2024 г.
За отсутствие страховки работников на опасном производстве будут штрафовать
|
 Остальные материалы за 11 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail
 Рейтинги популярности
|
|
|
|
|
|