Банки.ру,
10 июля 2020 г.
Зачем клиентам удаленная идентификация и как она развивается в России и в мире 906 просмотров
Пандемия коронавируса оказала прямое влияние на рынки по всему миру. Все более востребованными становятся онлайн-услуги: дистанционное банковское обслуживание, виртуальные платежи и переводы, дистанционная работа и онлайн-образование, онлайн-шопинг и бесконтактная доставка. На разных рынках появляется все больше новых игроков, которые предоставляют услуги исключительно виртуально. Например, провайдеры облачных сервисов, мобильные страховые агенты, телемедицинские центры, необанки — финансовые компании нового типа, которые предлагают банковские услуги онлайн и через мобильные приложения. В свою очередь, растет спрос на удаленную идентификацию (УИ): пользователи хотят максимально удобный, быстрый и безопасный способ получения нужных услуг, а для этого требуется подтверждение личности и достоверности сведений о клиенте. УИ позволяет мгновенно получить доступ к различным сервисам по цифровым каналам, а идентификатором (ID) могут служить биографические (имя, пол, дата рождения, адрес и т. д.) или биометрические (изображение лица, слепок голоса, рисунок вен на ладонях, отпечатки пальцев, радужная оболочка глаза) данные потребителя.
Важно подчеркнуть, что в России персональные биометрические данные собираются только с согласия пользователя, и он может контролировать, как и для чего эти данные будут использоваться.
Главные преимущества биометрической удаленной идентификации для клиентов — сокращение издержек (финансовых и временных — не нужно ехать в офис компании или отделение банка и ждать, чтобы оформить подключение услуги), повышение доступности продуктов и сервисов, увеличение прозрачности и минимизация рисков подделки и мошенничества. Использование биометрических технологий для регистрации и авторизации клиентов обеспечивает максимальную точность, сводя почти к нулю ошибочный отказ в доступе. А если еще применять технологию блокчейн для децентрализованного хранения биометрической информации, можно фактически исключить внешние и внутренние киберугрозы, в том числе попытки что-либо изменить/подделать или получить несанкционированный доступ к данным.
Кроме того, УИ способствует повышению качества услуг: борьба за клиентов усиливается, конкуренция на рынке растет, и это стимулирует разработку инновационных продуктов и способов предоставления сервиса. Цифровая идентификация вообще благоприятствует росту экономики: по подсчетам консалтинговой компании McKinsey, в 2030 году экономическая ценность УИ, при условии высокого уровня внедрения, будет эквивалентна 6% ВВП для развивающихся стран и 3% — для развитых.
К самым перспективным отраслям для развития удаленной идентификации можно отнести сферу финансовых услуг, включая банковские и страховые, госсектор, телеком и здравоохранение. Исследования показывают, что люди охотнее всего доверяют свои персональные данные медучреждениям, государству и финансовым институтам. В настоящее время у 20–30% мирового населения нет доступа к банковским услугам из-за отсутствия документов и большого расстояния до офисов финансовых организаций — УИ помогает эффективно решать подобные проблемы. В Бразилии благодаря цифровой идентификации 39 млн человек получили доступ к финансовым услугам, значительно вырос объем кредитования физлиц, малого и среднего бизнеса.
В целом варианты применения УИ не ограничены, и ее развивают в самых разных сферах: от налогообложения и электронного голосования до рынка труда, образования и автопрома. По прогнозам Acumen, к 2027 году объем рынка биометрической идентификации в автомобильной индустрии составит 329 млрд долларов. Уже сегодня многие производители внедряют биометрию с целью повышения безопасности, в том числе для защиты от угона, и предоставления клиенту более персонализированного сервиса — автоматического проигрывания любимой музыки, установления наиболее комфортной температуры в салоне, регулирования руля и сиденья и т. п.
К 2024 году рынок УИ-решений достигнет порядка 30 млрд долларов, при этом, по данным Всемирного банка, у миллиарда жителей планеты вообще нет какого-либо законного ID, а 3,4 млрд не могут использовать свой ID в цифровых каналах. Различные инициативы для продвижения удаленной идентификации и цифровизации ID реализуются как на уровне компаний и государств, так и на надгосударственном международном уровне. Например, Всемирный банк с 2014 года поддерживает проект ID4D, направленный на развитие систем цифровой идентификации, — на это выделено 1,2 млрд долларов финансирования. В рамках конкурса Mission Billion Challenge 54 страны представили более 170 инновационных решений по конфиденциальности идентификационных данных, а практическое руководство ID4D за первые шесть месяцев использовали свыше 3,5 тыс. ID-экспертов и управленцев.
На сегодняшний день в мире существует порядка 50 программ цифровой идентификации. Активнее всего — как в государственном, так и в частном секторах — УИ развивают в Индии, Бразилии, Канаде, Эстонии, России, Китае, Великобритании, Индонезии, Мексике и ряде других стран. Этому способствуют технологические инновации, снижение издержек на внедрение цифровых ID-систем, расширение доступа к Интернету и рост использования смартфонов.
Крупнейшая в мире система биометрической удаленной идентификации — Aadhaar (рус. «база», «основа») — была запущена в Индии в 2009 году. Сейчас ею пользуются более 90% населения — около 1,3 млрд человек. В некоторых случаях она была необходима для получения доступа к ряду услуг, например для открытия счета в банке. Aadhaar присваивает гражданину уникальный 12-значный идентификационный номер, к которому привязаны его демографические и биометрические данные, включая фотографию, отпечатки пальцев и цифровое изображение радужки. Система дает пользователям доступ к банковским счетам, различным госуслугам, мобильным сервисам, возможности хранить цифровые документы и пр.
В Китае с 1985 года работает национальная система ID-карт — Resident Identity Card. Эти карты, обязательные для всех граждан старше 16 лет, содержат биографические и демографические сведения о держателе, такие как имя, пол, национальность, дата рождения, место жительства, а также фото и идентификационный номер. Resident Identity Card — единственный законный документ для открытия банковских счетов, регистрации мобильного номера и др. Сейчас власти КНР намерены цифровизировать ID-карты и привязать их к популярному мобильному сервису WeChat — это позволит гражданам легально удаленно получать банковские услуги, приобретать сим-карты, билеты на транспорт и т. д.
У эстонской системы e-Identity, запущенной государством в 2000 году, один из самых высоких уровней охвата — 98% граждан, при этом 67% пользуются ею регулярно. Система связывает более 940 организаций государственного и частного секторов, позволяет хранить данные и обмениваться ими. Благодаря e-Identity эстонцы имеют удаленный доступ ко всем госуслугам, банковским счетам, могут участвовать в электронном голосовании. В рамках 10-летнего плана развития системы правительство рассчитывает внедрить биометрию в качестве средства идентификации пользователей и расширить функциональные возможности ID-карт.
Биометрию для своих ID-систем и удаленной идентификации граждан используют в том числе в Индонезии, Бангладеш, Албании, Аргентине, Чили, Мексике, Алжире, Нигерии и Кении.
Электронные идентификационные карты e-KTP появились в Индонезии в 2011 году и выпускаются человеку по достижении им 17 лет или при вступлении в брак. Они содержат биометрические данные пользователя, его имя, информацию о религиозной принадлежности, профессии и семейном положении. Е-KTP обладают микрочипом и поддерживают бесконтактную технологию, предоставляют удаленный доступ к госуслугам и финансовым сервисам.
Аргентинская система цифровых ID — SID — использует технологию распознавания лиц для удаленной идентификации пользователей при получении государственных и банковских услуг. На фоне пандемии COVID-19 власти страны в апреле разрешили регистрировать цифровой ID дистанционно с помощью мобильного телефона.
Цифровую идентификацию активно развивают в Нигерии. В 2019 году страна с населением в 200 млн человек получила грант от Всемирного банка на сумму 433 млн долларов на продвижение национальной системы цифровых ID, а общая стоимость реализации программы может превысить 2 млрд долларов. Две главные инициативы в рамках системы — национальный идентификационный номер (NIN) с демографическими и биометрическими данными и 11-значный банковский верифицирующий номер (BVN) с фото и отпечатками пальцев клиента, который служит универсальным идентификатором для всех коммерческих банков в Нигерии. Кстати, именно BVN использовала группа нигерийских предпринимателей для адресной денежной помощи согражданам в условиях пандемии коронавируса. По состоянию на май 2020 года властям удалось привязать 14 млн BVN к NIN, при этом оба идентификатора интегрируют в новые биометрические паспорта.
В России в 2018 году заработала Единая биометрическая система (ЕБС), которая через авторизацию на портале госуслуг позволяет гражданам дистанционно пользоваться банковскими услугами, в том числе открывать счет. ЕБС была создана по инициативе Минкомсвязи и Банка России в рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика РФ». Ее главная цель — повысить доступность цифровых услуг для людей, особенно маломобильных и проживающих в отдаленных регионах, обеспечив высокий уровень защиты данных. За развитие системы отвечает оператор — «Ростелеком», который намерен инвестировать в ЕБС 1,5 млрд рублей в течение ближайших пяти лет.
В настоящее время сдать свои биометрические данные — слепки лица и голоса — можно в любом удобном банке. Клиентом этого банка быть необязательно, достаточно иметь при себе паспорт РФ и СНИЛС. Сейчас в Госдуме находится на рассмотрении законопроект, который позволит физическим лицам самостоятельно регистрироваться в ЕБС — посредством смартфона, планшета, компьютера. На данный момент в ЕБС хранится более 130 тыс. слепков, при этом в апреле спрос на УИ через систему вырос на 16% по сравнению с мартом.
ЕБС используется в финансовой отрасли, но в перспективе в сферу ее применения могут войти госуслуги, здравоохранение (телемедицина), ретейл и электронная торговля, образование (дистанционное обучение). В апреле Минкомсвязь предложила использовать портал госуслуг и ЕБС для дистанционной идентификации абонентов сотовых операторов, соответствующий законопроект внесен в Госдуму. Это особенно актуально на фоне пандемии коронавируса и может стимулировать развитие виртуальных сим-карт eSIM и сетей симкоматов — автоматов для продажи сим-карт.
Можно с уверенностью сказать, что удаленная идентификация будет активно развиваться в России и других странах мира и после пандемии коронавируса — это один из важнейших элементов развития цифровых экономик и «умных городов», повышения вовлеченности людей в использование финансовых и других услуг. УИ помогает «разблокировать» новые ценности продуктов для клиентов и бизнеса, наращивать инновационную инфраструктуру и создавать безопасные экосистемы, где потребители и поставщики смогут взаимодействовать друг с другом дистанционно посредством цифровых ID.
Татьяна ЖАРКОВА, генеральный директор ассоциации «ФинТех»
Вся пресса за 10 июля 2020 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Технологии, За рубежом, Хайтек и инновации
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
17 декабря 2024 г.
|
|
Report.Az, Баку, 17 декабря 2024 г.
В следующем году будет расширен пакет услуг по ОМС
|
|
Кабар, Бишкек, 17 декабря 2024 г.
В Бишкеке обсудили страхование жилья
|
|
Тренд, Баку, 17 декабря 2024 г.
В Азербайджане осведомленность об ОМС близка к 100%, а о конверте услуг - к 47% - Заур Алиев
|
|
Тренд, Баку, 17 декабря 2024 г.
52% населения Азербайджана воспользовались медицинскими услугами в рамках ОМС - Заур Алиев
|
16 декабря 2024 г.
|
|
Day.az, 16 декабря 2024 г.
Некоторым водителям в Азербайджане станет проще оформить страховку
|
|
AK&M, 16 декабря 2024 г.
Allianz готова отказаться от приобретения сингапурской Income Insurance за $1.6 млрд
|
|
Report.Az, Баку, 16 декабря 2024 г.
В Азербайджане запущено онлайн-оформление обязательного страхования электромобилей
|
|
Лента.Ру, 16 декабря 2024 г.
Женщина процитировала убийцу СЕО UnitedHealthcare в беседе со страховщиком и попала по суд
|
15 декабря 2024 г.
|
|
Пятый канал, Петербург, 15 декабря 2024 г.
Наихудшая система: как убийство главы UnitedHealthcare вскрыло «тревожный набор проблем» в США
|
|
Финам.Ru, 15 декабря 2024 г.
Исцелися сам. Убийство главы UnitedHealthcare заставило вспомнить о реформах страховой системы
|
14 декабря 2024 г.
|
|
РЕН-ТВ, 14 декабря 2024 г.
Убийство Томпсона: почему в США страшно ненавидят страховые компании
|
13 декабря 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 13 декабря 2024 г.
Европейские страховщики настроены на приобретения в 2025 году на фоне рыночных сдвигов
|
|
РИА Новости, 13 декабря 2024 г.
Подозреваемый в убийстве главы UnitedHealthcare не был в ней застрахован
|
|
Казахстанский портал о страховании, 13 декабря 2024 г.
Прогноз Fitch по европейскому страховому сектору на 2025 год остается нейтральным
|
|
Казахстанский портал о страховании, 13 декабря 2024 г.
IAIS принимает глобальный стандарт капитала для страхового надзора
|
12 декабря 2024 г.
|
|
Курсив, Ташкент, 12 декабря 2024 г.
Узбекский рынок страхования вырос на 18,6%
|
|
Метро, 12 декабря 2024 г.
Зачем убили гендиректора UnitedHealthcare и что говорят медицинские страховщики
|
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail
 Рейтинги популярности
|
|
|
|
|
|