Новости-Армения,
20 февраля 2023 г.
В Армении утвердили Стратегию развития здравоохранения на 2023-2026 гг. Эксперт концепцию медстрахования назвал неэффективной 402 просмотра
Правительство Армении утвердило 9 февраля «Стратегию развития системы здравоохранения РА на 2023-2026 гг.». Одним из важных компонентов этой программы является всеобщая система страхования здоровья. Она охватит все виды медуслуг, за исключением стоматологии и пластической хирургии.
Ключевые принципы системы страхования следующие:
- профилактика заболеваний и сохранение (улучшение критериев) здоровья, рост продолжительности жизни, сокращение ранней смертности и инвалидности;
- регулярные скрининговые программы, обязательные медосмотры и дорогостоящие операции (такие, как открытые операции на сердце);
- изменение модели финансирования сферы для роста качества и доступности медуслуг;
- новые требования к врачебным лицензиям, повышение квалификации медперсонала;
- модернизация больничной инфраструктуры (ремонт, обновление техники) на всех уровнях.
Этапы реализации правительственной «Стратегии»:
Согласно проекту, «Стратегия развития системы здравоохранения» будет реализовываться поэтапно.
В 2023 году предусматривается разработка страховых пакетов основных и минимальных услуг, расчет страховых выплат, доля участия государства или частично субсидируемые группы граждан.
В 2024 году будут определены социально необеспеченные и уязвимые группы населения, в том числе бенефициары соцпакетов.
В 2025 году к системе присоединятся пенсионеры, граждане от 63 лет и все работники госсектора.
В 2026 году к системе подключатся наемные работники, самозанятые, занятые в агросекторе.
В итоге, к 2027 году в Армении будет действовать система всеобъемлющего страхования здоровья, обязательная для всех граждан республики.
Экспертная оценка
Однако, директор по развитию ЗАО «Америабанк», глава службы управленческого консалтинга компании «Америя» Тигран Джрбашян раскритиковал данный проект как неэффективный.
«Внедрение в Армении системы обязательного страхования здоровья в ныне предлагаемом виде приведет к изменениям источников финансирования, не вызвав повышения эффективности и качества системы», - считает эксперт.
По его словам, нынешние расходы на здравоохранение в структуре ВВП Армении (12%) выше, чем в Израиле (8%), Италии (10%), Финляндии (10%) и сопоставимы с показателями Франции (12%) или Германии (13%).
Но цена сохранения здоровья в Армении значительно превышает аналогичные показатели в других странах региона, например, в Грузии ($291) и Азербайджане ($193).
Так, за последние 20 лет расходы на здравоохранение (и государственные и частные) на душу населения в Армении выросли с $26 (в 2000 году) до $524 в 2019 году.
В этих условиях, считает Джрбашян, возникает реальная необходимость инициировать реформу системы здравоохранения, целью которой должно быть повышение эффективности системы, в частности, правильное управление расходами из личных средств граждан.
Особенности системы здравоохранения
Одной из особенностей системы здравоохранения Армении является то, что ассигнования из госбюджета составляют лишь небольшую часть расходов на здравоохранение - около 15% по данным 2019 г. То есть, основное бремя финансирования системы - около 85% затрат - покрывает население из личных средств (out-of-pocket expenses).
Следует отметить, что, например, в соседней Грузии в 2019 году доля личных средств населения в общих расходах на здравоохранение составляла около 47% и имела тенденцию к снижению, в странах с доходами выше среднего, принадлежащих к той же группе доходов, что и Армения - 32%, а в среднем по миру - около 19% (подробнее см. по ссылке).
Низкая производительность
Джрбашян также отметил, что помимо источников финансирования затрат на здравоохранение необходимо решить вопрос производительности, которая по основным показателям системы здравоохранения явно низкая.
Но прежде немного статистики.
В 2015 году в Армении было 4,2 больничных койки на 1000 жителей, что более чем в 1,5 раза превышает среднемировой показатель в 2,7. Этот показатель сопоставим с рядом стран Западной Европы, в том числе с Грецией (4,2), Люксембургом (4,3), Швейцарией (4,4). Он превосходит аналогичный показатель таких стран, как Швеция (2,1), Норвегия (3,5) и Дания. (2.6) (подробнее см. по ссылке).
По количеству врачей - 4,4 врача на 1000 жителей, Армения превосходит как среднемировые (1,7), так и средние показатели стран с доходом выше среднего (2,3) и стран с высоким уровнем дохода (3,7) (см. подробнее по ссылке).
Серьезные проблемы. Непродуктивные реформы
В числе серьезных проблем эксперт выделил:
1. Превышение относительного показателя смертности от неинфекционных болезней - более 93% в общей доле смертности (2019 г). Данный показатель смертности от неинфекционных болезней в Армении превышает как среднемировой (73% от общей смертности), так и средний показатель среди стран с высоким уровнем доходов (85% от общей смертности).
2. Снижение индекса качества и доступности здравоохранения (Healthcare Access and Quality index). Этот показатель в Армении в 2016 г. составлял 71, а в 2019 г- уже 63,2. Хотя по этому показателю Армения несколько опережает Азербайджан и Грузию (соответственно 57,2 и 53,3), но с учетом, стоимости здравоохранения, по соотношению цена/качество Армения значительно уступает соседям.
По оценке Джрбашяна, за последние 30 лет реформы системы здравоохранения осуществлялись без таргетирования их эффективности и производительности, имея цель сохранить систему в нынешнем виде, увеличив имеющие к ней отношение количественные показатели.
В результате сложилась ситуация, когда по относительному количество больниц, врачей, койко-мест Армения опережает большинство развитых европейских стран, но с точки зрения эффективности здравоохранения уступает менее развитым странам.
По мнению Джрбашяна, государственное финансирование «консервирует» эффективность системы, и дальнейшее увеличение доли государства в расходах системы здравоохранения еще более усугубит эту проблему.
Выход есть
Джрбашян указал, как можно изменить ситуацию. Для этого понадобится сократить расходы сферы здравоохранения Армении примерно на 40%. Тогда совершаемые за счет личных средств граждан расходы сократятся примерно в 3 раза, что достижимо в случае более эффективного и целевого расходования. «Уверен, что с точки зрения эффективности, частные страховые компании могут решить эту задачу более целевым образом за счет партнерства частный сектор-государство», - заявил эксперт.
Ключевые этапы
Исходя из вышеперечисленных проблем и нынешней ситуации, систему обязательного страхования здоровья необходимо внедрить поэтапно, учитывая количество добровольно страхуемых, объективные характеристики и размер доходов граждан.
В рамках поэтапного внедрения страхования здоровья, в частности, необходимо:
- на первом этапе установить, что расходы на добровольное страхование здоровья могут рассматриваться как снижение облагаемой подоходным налогом базы;
- установить обязательное медстрахование для тех лиц, у которых доход превышает определенную планку или которые владеют движимым либо недвижимым имуществом, ценными бумагами и прочее (согласно тому же подходу, которым определяется обязательство представлять декларации о доходах).
Исходя из этих критериев применять диверсифицированный подход государственного софинансирования. «Лица, вовлеченные в первый этап системы страхования здоровья, отныне не будут пользоваться госфинансированием, что позволит направить госсредства на увеличение расходов на сохранение здоровья социально уязвимых слоев населения», - резюмировал Джрбашян.
Вся пресса за 20 февраля 2023 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: За рубежом, Обязательное медицинское страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 декабря 2024 г.
|
|
AK&M, 28 декабря 2024 г.
Китайская фармацевтическая компания BGM приобрела ИИ-платформу AIX
|
|
Regnum, 28 декабря 2024 г.
«На абордаж!». Финны открыли охоту за «теневым флотом» в Балтийском море
|
|
Report.Az, Баку, 28 декабря 2024 г.
Фонд аграрного страхования Азербайджана подвел итоги 11 месяцев
|
|
Тренд, Баку, 28 декабря 2024 г.
Названы условия предоставления лекарств в Азербайджане, покрываемых ОМС
|
|
Тренд, Баку, 28 декабря 2024 г.
В Азербайджане ожидается обновление Конверта услуг по ОМС – Айнура Ахмедова
|
|
Тренд, Баку, 28 декабря 2024 г.
В Азербайджане может быть введено софинансирование КТ и МРТ по ОМС
|
|
1news.az, Баку, 28 декабря 2024 г.
В Азербайджане КТ и МРТ могут перестать быть полностью бесплатными в рамках обязательного медстрахования
|
|
1news.az, Баку, 28 декабря 2024 г.
Новшество в медстраховании: Госагентство раскрыло подробности выдачи лекарств для амбулаторного лечения
|
|
1news.az, Баку, 28 декабря 2024 г.
Расширяется список заболеваний, расходы на лекарства для лечения которых покроет страховка – Госагентство
|
|
Report.Az, Баку, 28 декабря 2024 г.
В Азербайджане подготовят список лекарств для включения в ОМС
|
|
Report.Az, Баку, 28 декабря 2024 г.
В Азербайджане могут ввести соплатежи за КТ и МРТ по ОМС
|
27 декабря 2024 г.
|
|
Новости Армении-NEWS.am, 27 декабря 2024 г.
Мнение эксперта: Почему в Армении так и не внедрили обязательное медстрахование?
|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 декабря 2024 г.
Экономические риски остаются на первом месте из-за экстремальных погодных условий в страхах АТР
|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 декабря 2024 г.
В 2025 году ожидается стабилизация и рост рынка страхования имущества и ответственности
|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 декабря 2024 г.
Ожидается достаточно стабильная ситуация при обновлениях перестрахования с 1 января 2025 года
|
|
Казахстанская правда, 27 декабря 2024 г.
Прорвались. Прорвемся...
|
|
Казахстанская правда, 27 декабря 2024 г.
Как изменятся платежи за ОСМС в 2025 году
|
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail
 Рейтинги популярности
|
|
|
|
|
|