mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Прямая речь
Интервью
Мнения
Анализ
Пресса
Пресс-релизы
События (Фото)


Пресса

  Найтиглавное, по изданию,  по теме, за  период   Получать: на e-mail, на свой сайт
  Рейтинги популярности


informburo.kz, 15 мая 2023 г.

«Попасть на приём невозможно». Почему в Казахстане требуют отменить лимиты финансирования клиник из ФСМС
399 просмотров

Клиники отказывают в оперативной медпомощи из-за ограничения в средствах, при этом каждая жалоба пациента может обернуться для них штрафом.

Что случилось. В Казахстане всё чаще стали критиковать систему обязательного медицинского страхования. Врачи и депутаты поднимают вопрос недофинансирования медицинских организаций, что приводит к росту кредиторской задолженности клиник и отказам в оказании помощи даже застрахованным казахстанцам. Многие видят решение этой проблемы в отказе от линейной шкалы оценки исполнения договора, и оно частично получило поддержку в Минздраве.

Запись на месяц вперёд. На сложную ситуацию в сфере здравоохранения пожаловались врачи поликлиник Абайской области, которые финансируются за счёт ФСМС. Они утверждают, что после отделения области от ВКО из-за недостатка финансирования медикам сократили ставки – соответственно, сократилось время приёма пациентов, хотя и так запись к врачу ведётся на несколько недель вперёд. Также в клиниках ограничили количество направлений пациентов на обследование, предусмотренное системой медстрахования.

«От такого сокращения больше всего страдают не врачи, а пациенты. Врачи могут найти себе дополнительную работу в частных клиниках, но не каждый пациент может позволить отдать за одно посещение узкого специалиста 5-7 тысяч тенге или ждать месяц, чтобы попасть на приём в госклинике, потому что врач там принимает по 8-10 человек в день. Всё это в конечном итоге приведёт к росту смертности, потому что помощь не будет оказываться вовремя», – отметила врач-кардиолог из Семея.

Представители нового состава мажилиса парламента за апрель-май направили правительству уже три депутатских запроса относительно ОСМС, однако пока ответ ни на один из них не опубликован на сайте палаты. Проблему долгого ожидания очереди в клиниках в апреле поднимал депутат мажилиса Асхат Аймагамбетов.

«Сегодня, если человека хочет обследоваться на бесплатной основе, ему зачастую приходится ждать месяц, а то и три, а вот если платно – ту же услугу можно получить сразу же. И связано это, в том числе, с искусственно созданной проблемой финансирования. Фактически организации здравоохранения квотируются по видам услуг помесячно. Например, в месяц 10 КТ и 5 МРТ. А если обращений за этими услугами больше, то людей вынужденно записывают на следующие месяцы», – отмечал он.

Он предлагал отказаться от планового помесячного финансирования, обеспечив переход на оплату по факту оказанных услуг.

Что такое линейная шкала и почему от неё требуют отказаться. Линейная шкала оценки исполнения договора – механизм расчёта суммы оплаты в случаях превышения месячной суммы договора закупки услуг. По сути эта шкала лимитирует объём оказанных услуг плановой помощи.

К каким услугам не применяется линейная шкала

Депутат мажилиса Гульдара Нурумова считает, что линейная шкала противоречит основному принципу национального здравоохранения – доступности медицинской помощи.

«Только в марте 2023 года медицинские организации были ознакомлены с новыми тарифами, которые подписали задним числом и с применением линейной шкалы по соисполнителям, а медицинские услуги за два месяца уже выполнены были по старым тарифам. Аналогичная ситуация была в 2022 году. Все заверения со стороны ФСМС и МЗ РК о том, что новые тарифы приняты в ноябре-декабре и будут спущены в медицинские организации до начала 2023 года, – это только миф. В итоге медицинские организации опять оказываются в замкнутом кольце нерешаемой проблемы. Недофинансирование и поздно спускаемые, новые тарифы на медицинские услуги приводят к перевыполнению плана, который срезается по линейной шкале (не выплачивается)», – отметила депутат в своём запросе премьер-министру.

По её словам, это способствует ограничению доступности медицинской помощи, снижению качества оказываемых услуг населению и возможному банкротству медицинских организаций. В отдельных случаях урезанная сумма составляет от 40 до 80% от фактически выполненных услуг.

«Применение линейной шкалы стало проблемой не только для соисполнителей, но и для поставщиков, которые не могут отказывать пациентам в медпомощи, но при этом должны придерживаться выделенных лимитов и отказывать пациентам в случае превышения лимита. Например, если поступила жалоба от пациента за отказ в направлении на обследование. Фонд в этом случае может оштрафовать за дефект «Длительность ожидания КДУ услуг более 10 календарных дней», а по протоколу диагностики и лечения ЛПУ обязана направить пациента на обследования, но ввиду лимитов она теперь сделать этого не сможет. В итоге провозглашённый принцип «деньги идут за пациентом» не работает», – сказала Гульдара Нурумова.

«ОСМС – лишь кормушка для родственников чиновников». Депутат от ОСДП Асхат Рахимжанов также направил в правительство запрос относительно ОСМС.

«На мой взгляд, при внедрении страхования необходимо было реформировать бесплатную медицинскую помощь, с пересмотром гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи. Аудиторская палата уже выявляла нарушения по этому поводу. Складывается впечатление, что система ОСМС – лишь кормушка для родственников высокопоставленных чиновников», – отметил он.

Депутат попросил предоставить данные о размере заработных плат сотрудников ОСМС, их численности, выдаваемых премиях и содержании аппарата.

«То, что входит в тариф на медицинские услуги, является тайной даже для чиновников. Даже в Минфине не знают, как рассчитываются тарифы. Все решения по росту тарифов Минздрав принимает самостоятельно, без независимой экспертизы. Здесь нужна большая прозрачность не только для контролирующих органов, но и для всех казахстанцев», – сказал Асхат Рахимжанов.

ФСМС не видит проблемы. В Фонде медстрахования в ответе на запрос Informburo.kz заявили, что сейчас проблем с финансированием, в частности в Абайской области, нет.

«В связи с образованием новой области имелись проблемы организационного характера, информационного сопровождения, что привело к задержке финансирования медорганизаций. Согласно плану финансирования, медицинские организации Абайской области в январе получили аванс до 25% от годовой суммы для бесперебойного обеспечения деятельности. Проблем с финансированием Абайской области с учётом нового распределения нет. Бюджет здравоохранения Абайской и Восточно-Казахстанской областей по сравнению с бюджетом 2022 года не снижался, а наоборот, вырос на 14%. По Жетысуской области рост финансирования составил 18%, по Улытауской – 14%», – сообщили в ФСМС.

По данным фонда, прогнозная потребность в объёмах медицинских услуг формируется по видам, формам медицинской помощи, условий ее оказания, видов медицинской деятельности. При определении объёмов бюджетных средств учитываются тарифы. Прогнозная потребность в объёмах и средствах на оказание медуслуг в рамках ГОБМП и системе ОСМС согласовывается с местными органами государственного управления здравоохранения.

«Для недопущения проблем с оплатой медицинские организации должны осуществлять деятельность в соответствие с планом финансирования. Договоры с медорганизациями на оказание определённого объёма услуг на соответствующий год заключается с фондом, учитывая анализ потребления прошлых лет. В рамках суммы заключаемого договора предусмотрено помесячное распределение объёмов и сумм услуг. Оплата производится в пределах суммы, не превышающей годовую сумму договора закупки услуг. В случае превышения суммы, предъявленной поставщиком над месячной суммой, предусмотренной договором закупки услуг, по линейной шкале проводится снятие суммы превышения. Отмена линейной шкалы приведёт к перевыполнению суммы договора», – отметили в фонде.

В ФСМС подчеркнули, что субъекты здравоохранения не вправе требовать от фонда возмещения своих расходов, не предусмотренных договором.

«Одной из причин, приводящей к перевыполнению годового плана раньше срока, является отсутствие финансовой дисциплины и добросовестности у поставщиков медицинской помощи, а также должного менеджмента. Если же речь идёт о получении услуг в клиниках-соисполнителях, с которыми поставщик фонда заключил договор для исполнения части обязательств поставщика по заключённому договору закупки услуг, то фонд не имеет права вмешиваться в договорные отношения, стороной которых не является», – говорится в ответе.

В фонде отметили, что поставщик при взаимоотношениях с соисполнителем должен учитывать общую сумму договора с фондом, помесячное распределение средств и остаток от суммы договора на текущую дату, и предпринимать действия по дальнейшему распределению средств, регулированию потока пациентов и другие управленческие мероприятия для корректного исполнения договора.

Что изменит Минздрав. На аналогичный запрос Informburo.kz министерство здравоохранения просто продублировало ответ ФСМС. Собственную позицию по вопросу ведомство не представило. Однако 10 мая Минздрав опубликовал пресс-релиз, в котором сообщил, что планирует в ближайшее время снять линейную шкалу с соисполнителей на амбулаторном уровне. Также в ведомстве намерены рассмотреть меры по снятию линейной шкалы с экстренной травматологии и родов в многопрофильных больницах, с дополнительным финансированием из резервных источников для покрытия расходов на лечение экстренных случаев.

Почему это важно знать. Решение проблем в здравоохранении должно быть первоочередной задачей для государства, поскольку они в первую очередь отражаются на здоровье и жизни населения. То, что в ФСМС отказываются признавать недостатки, о которых говорят и рядовые врачи, и пациенты, и парламентарии, может привести к социальному напряжению в обществе, банкротству медицинских организаций, росту заболеваемости и смертности в стране. Назрела необходимость изменить ситуацию, чтобы система ФСМС как механизм для сбора отчислений обеспечивала качественное, бесперебойное медицинское обслуживание.

Мария ДУБОВАЯ


  Вся пресса за 15 мая 2023 г.
  Смотрите другие материалы по этой тематике: Ассоциации, союзы, пулы, фонды, За рубежом, Обязательное медицинское страхование
В материале упоминаются:
Компании, организации:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 0.00 (голосовало: 0 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева:
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
 
Архив прессы
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Текущая пресса

25 июля 2024 г.

КурсивЪ, Астана, 25 июля 2024 г.
Сколько денег страховые компании будут выплачивать за врачебные ошибки и в каких случаях

UzDaily.uz, 25 июля 2024 г.
INSON должна выплатить страховое возмещение 173 гражданам

Деловой Казахстан, 25 июля 2024 г.
Правительство разберется с бюрократией при выплатах пострадавшим от ЧС

Казахстанский портал о страховании, 25 июля 2024 г.
Без резервных планов глобальные сбои в работе ИТ-систем повторятся

Казахстанский портал о страховании, 25 июля 2024 г.
Менеджеры по рискам назвали искусственный интеллект и прорывные технологии главными новыми рисками

Казахстанский портал о страховании, 25 июля 2024 г.
Какую выплату получат пациенты за вред здоровью из-за ошибки врачей

Казахстанский портал о страховании, 25 июля 2024 г.
Сбой в работе CrowdStrike вряд ли окажет существенное влияние на результаты перестраховщиков Fitch

Казахстанский портал о страховании, 25 июля 2024 г.
Предупреждение о триггере: формулировки полисов киберстрахования повлияют на покрытие технических сбоев

Казахстанский портал о страховании, 25 июля 2024 г.
Отмечены 19 отдельных страховых случаев на миллиард долларов в первой половине 2024 года

Казахстанский портал о страховании, 25 июля 2024 г.
По данным опроса GlobalData, киберриск является «самой значительной угрозой для страховой отрасли»

Казахстанский портал о страховании, 25 июля 2024 г.
CrowdStrike может стать крупнейшим киберубытком со времен NotPetya, предварительная оценка составляет $9 млрд

БелТА (Белорусское телеграфное агентство), Минск, 25 июля 2024 г.
Ущерб от сбоя Crowdstrike превысил $5 млрд


24 июля 2024 г.

Казахстанский портал о страховании, 24 июля 2024 г.
Уязвимости небанковских организаций открывают двери для шоков

РИА Новости, 24 июля 2024 г.
Убытки крупнейших компаний США после глобального IT-сбоя превысят $5 млрд – Parametrix

Агентство нефтегазовой информации, 24 июля 2024 г.
Британский страховщик West заявил, что санкции против Ингосстраха усложняют процесс страховых выплат

speedme.ru, 24 июля 2024 г.
Не покупайте электромобили: названа еще одна причина, по которой вы заплатите больше

Казахстанский портал о страховании, 24 июля 2024 г.
Сбой CrowdStrike – «проверка боем» для рынка киберпере/страхования


  Остальные материалы за 24 июля 2024 г.

  Самое главное
  Найти : по изданию , по теме , за период
  Получать: на e-mail
  Рейтинги популярности