Московский комсомолец,
27 января 2024 г.
«Конфликт в Красном море приведет к росту цен в России»
176 просмотров
Возможное прекращение перевозок по Суэцкому каналу в связи с обострением обстановки в Красном море грозят осложнить международную морскую логистику. Ракетные удары хуситов по коммерческим судам, двигающимся по этому маршруту, рискуют привести к резкому росту стоимости страховки и транспортировки грузов. Финансовый удар ощутят и потребители во всем мире, поскольку необходимые им импортные товары неизбежно подорожают. Россия не станет исключением: цены на чай, кофе и бытовую технику обещают взлететь на 10-15%. Выходом может оказаться развитие альтернативных транспортных маршрутов, например, через Северный морской путь, где нет ни одной горячей точки.
«Новая угроза мировой торговле» — именно так называет нынешний кризис в Красном море испанская страховая компания Credito y Caucion, оценившая рост расходов на морские грузоперевозки по этому маршруту в 300%. Судовладельцам приходится выбирать более длинные и дорогие пути доставки, чтобы избежать зону конфликта, что увеличивает издержки на логистику и другие сопутствующие затраты. Транспортные проблемы, вызванные атаками йеменских хуситов, приводит к задержкам с прибытием кораблей к месту назначения: из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу и обратно. Поскольку около 30% всех мировых контейнерных перевозок проходят именно через Красное море, то обострение военных действий, по мнению испанского страховщика, грозит обернуться снижением пропускной способности международных морских трасс примерно на 20%.
Об аналогичных рисках сигнализируют и другие крупные игроки мирового рынка. Проблемы с доставкой вынудили производителя электромобилей Tesla из-за нехватки комплектующих остановить работу на немецкой «гигафабрике» Берлин-Бранденбург. О закрытии нескольких бельгийских заводов заявила и шведская Volvo, а три крупнейших британских ритейлера - Tesco, Marks&Spencer и Next - предупредили о неизбежном росте цен на поставляемые товары.
Если до апреля ситуация не изменится, то крупнейшим производственным холдингам, как предупреждают европейские эксперты, придется корректировать свои прогнозы по прибыли. В результате, биржевые котировки их ценных бумаг резко снизятся, капитализация упадет, а стоимость кредитов увеличится до максимальных отметок.
Впрочем, страховщики явно лукавят, говоря о собственных финансовых потерях. Ведь теперь они берут повышенные гонорары за свои услуги: участники рынка Старого Света говорят, что в ряде случаев стоимость отдельных обеспечительных полисов подскочила чуть ли не на порядок. Транспортные компании, в том числе из США, Германии, Дании и Японии, также требуют за переправку грузов по небезопасному маршруту дополнительных премиальных.
«Морские перевозки всегда считались хотя и самым медленным, но самым бюджетным и безопасным способом транспортировки товара из одной страны в другую», — рассказывает руководитель департамента продаж и клиентской поддержки «Альфа-Форекс» Александр Шнейдерман. Однако события последних лет свидетельствуют о постоянно возникающих рисках. «Известные кейсы: шестидневная закупорка Суэцкого канала в 2021 году или периодические затопления грузовых судов, например, контейнеровоза TSS Pearl из ОАЭ в октябре 2022 года. Можно вспомнить и о сомалийских пиратах. Атаки хуситов — новый фактор риска. После первого шока компании будут вынуждены временно переориентировать транзитные потоки», - считает эксперт.
По словам аналитика Freedom Finance Global Владимира Чернова, доставка грузов из Азии в Европу по альтернативному маршруту, в обход Африки через мыс Доброй Надежды, действительно может увеличить цену трансфера втрое по сравнению с «наезженной трассой» через Суэцкий канал. С учетом повышения затрат на страховку, топливо и денежные выплаты команде из-за удлинения срока плавания на 3-4 недели, тарифы на доставку одного контейнера в 40 футов (максимальная загрузка — 30 тонн) возрастут с $2 тыс. до $6,6 тыс.
«Некоторые «горячие головы» считают, что в связи с конфликтом в Красном море мировой ВВП в 2024 году потеряет до 10%, — рассуждает директор по коммуникациям BitRiver, экономист Андрей Лобода. — Правда, такой расклад будет реализован, только если конфронтация сторон затянется и перерастет в полноценную войну».
В то же время, как полагает директор департамента корпоративных финансов «ИВА Партнерс» Артем Тузов, прогнозируемые потери международной торговли сильно преувеличены. «Хуситы атакуют суда выборочно. Это политическая, а не экономическая акция. Проблемы возникают только у кораблей, связанных с Израилем и США. Транспортные пути за пределами Красного моря остаются открытыми», — утверждает эксперт. Полная остановка поставок по Суэцкому каналу, разумеется, приведет к подорожанию логистики, но не на драматическом уровне. Существуют более скромные оценки, утверждающие, что рост себестоимости перевозок не превысит 20%. Для компаний, поставляющих товары морем, предстоящие потери, скорее, носят временный характер и вряд ли являются непреодолимыми.
Возникает вопрос: как вся эта ситуация сказывается на российских внешнеэкономических интересах? Как говорит Чернов, с одной стороны, эскалация геополитического обострения на Ближнем Востоке и удлинение логистических внешнеторговых маршрутов частично играют на руку России, так как увеличиваются мировые цены на нефть. С другой, международные компании, пользующиеся каналами поставок по Красному морю, начнут нивелировать рост расходов на логистику за счет повышения цен для конечных покупателей. Для России импортные товары могут подорожать на 10-15%. Главным образом, негативный стоимостной тренд обещает затронуть чай (основные поставки идут из Индии, Шри-Ланки и Кении) и кофе (помимо Бразилии, зернами для изготовления «напитка бодрости» нашу страну снабжают Вьетнам, Индонезия и Уганда), а также электронику и бытовую технику.
Между тем, как напоминает Андрей Лобода, поставки импортных товаров в Россию идут в основном не через Суэцкий канал: из Китая товары доставляются через Дальний Восток и Северный морской путь, а из Турции — через Черное море. Конфликт в Красном море, по его мнению, в основном повлияет на импорт Россией товаров из Египта и Израиля, но их вполне можно, по крайней мере, временно, заменить аналогами из ближнего зарубежья или из той же Турции.
«Россия развивает Севморпуть и от обострения ситуации с хуситами только выигрывает, так как этот маршрут становится для судов из Китая разумной альтернативой перевозок грузов. Страховать передвижение по нашей северной морской трассе с большой вероятностью будут отечественные государственные компании. Это даст дополнительный доход в национальный бюджет, — уверен Тузов. — На этом маршруте нет ни одной горячей точки, так что, вполне возможно, что Китай переориентирует на него сегодняшние экспортные потоки».
Николай МАКЕЕВ
Вся пресса за 27 января 2024 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: За рубежом, Морское страхование, Страхование грузов, Кризис и страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
16 января 2025 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 16 января 2025 г.
Кэптивы как инструмент повышения устойчивости к изменению климата и консолидация данных
|
|
Взгляд, 16 января 2025 г.
Эксперт спрогнозировал банкротство страховщиков на фоне пожаров в Калифорнии
|
15 января 2025 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 15 января 2025 г.
LMA представляет структуру, помогающую страховщикам Ллойда управлять менее известными киберрисками
|
|
Казахстанский портал о страховании, 15 января 2025 г.
California FAIR Plan, страховщик штата Калифорния последней инстанции, может стать неплатежеспособным из-за последствий пожара
|
|
Казахстанский портал о страховании, 15 января 2025 г.
Лесные пожары в Калифорнии вряд ли повлияют на рейтинги перестраховщиков P&C: Fitch
|
|
Ведомости онлайн, 15 января 2025 г.
Акционеры UnitedHealth ждут прогноза на 2025 год после убийства руководителя
|
|
Курсив, Ташкент, 15 января 2025 г.
Пошлину за подачу иска к страховщикам отменили
|
|
Inbusiness.kz, 15 января 2025 г.
Безопасность пассажиров междугородних такси под угрозой: депутат потребовала ужесточить контроль за перевозчиками
|
|
Inbusiness.kz, 15 января 2025 г.
Кто в Казахстане страхует жизнь и на что можно рассчитывать в случае потери близкого
|
|
Комсомольская правда-Беларусь, 15 января 2025 г.
«Завладели деньгами в сумме свыше 435 тысяч рублей». Семь жителей Могилева и Могилевской области наносили себе травмы ради страховых выплат
|
|
ПРАЙМ, 15 января 2025 г.
В Bloomberg подсчитали страховые потери от пожаров в Калифорнии
|
|
Интерфакс, 15 января 2025 г.
Инвестбанк KBW оценил застрахованный ущерб от пожаров в Калифорнии в пределах $40 млрд
|
14 января 2025 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 14 января 2025 г.
Климатические изменения обошлись страховщикам в $600 млрд за последние два десятилетия
|
|
Казахстанский портал о страховании, 14 января 2025 г.
Страховщики возвращаются в Калифорнию после опустошительных пожаров 2018 года
|
|
Report.Az, Баку, 14 января 2025 г.
В Азербайджане выплаты в рамках аграрного страхования в 2024 году выросли почти в 1,5 раза
|
|
Деловой Казахстан, 14 января 2025 г.
Европротокол: страховщики хотят увеличить лимит ущерба
|
|
РИА Новости, 14 января 2025 г.
Страховые убытки от стихийных бедствий в Канаде в 2024 г достигли рекордных $5,9 млрд
|
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail
 Рейтинги популярности
|
|
|
|
|
|