Forbes Казахстан,
18 апреля 2024 г.
Страхование: в цифре – дешевле
38 просмотров
По итогам 2023 года рынок страхования в Казахстане показывает активный рост. По данным специалистов Аналитического центра АФК (Ассоциации финансистов Казахстана), совокупные страховые выплаты за 2023 год выросли на 38,5%, количество получателей — на 21,4%. Специалисты ждут в 2024 году роста рынка в связи с двумя ключевыми факторами - разработкой новых продуктов и дальнейшей цифровизацией отрасли.
Почему цифровизация страховых услуг стала неизбежностью и как она влияет на рынок в целом, рассказал председатель правления АО «СК «Freedom Finance Insurance» Азамат Керимбаев.
Страховщики занялись цифровизацией вслед за другими финансовыми организациями или были внутренние причины?
- Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) еще несколько лет назад инициировало ряд важных проектов по цифровизации отрасли. В 2019 году появилась возможность онлайн-страхования. ЕСБД (Единая страховая база данных), оператором которой является Государственное кредитное бюро, получила доступ к государственным базам данных. Это позволило проводить сверку персональных данных, вводимых клиентами при заключении договоров страхования в онлайн-режиме. Если в 2019 году онлайн-договоры среди физических лиц составляли всего 3-5%, то в 2023 году их стало более 25%.
Есть какие-то принципиальные отличия между обычным договором и заключенным онлайн?
- По сути онлайн-договор и договор, заключенный через страхового посредника, — одно и тоже. Разница в том, кто заполняет электронный документ — сам клиент или посредник, которому платят за эту услугу.
С 2007 по 2024 годы тарифы у всех страховых компаний были одинаковые. Клиент выбирал страховую компанию в зависимости от скидки, предоставляемой страховым агентом, поэтому агент выполнял функцию локального маркетплейса. При этом преимущества получали те страховщики, кто платил больше агентских вознаграждений - то есть деньги уходили посредникам. Теперь же их можно вкладывать в развитие бизнеса или снижать тарифы. Тем более что у страховых компаний появилась такая возможность.
Компании на самом деле будут снижать тарифы?
- Да, этот процесс уже начался. В 2023 году МВД РК провело масштабную легализацию транспортных средств, зарегистрированных за рубежом. По этой причине количество зарегистрированных транспортных средств в стране выросло за год с 3,9 млн до 4,7 млн.
По факту порядка 800 тыс. водителей перестали платить суммы в 4,4 раза больше, чем базовый тариф для казахстанцев.
С 1 января 2024 года вступили в силу поправки о расчете страховых премий. Раньше для всех регионов применялся один базовый тариф, поэтому, например, водители Атырауской области, где коэффициент выплат составлял 30%, переплачивали при оплате страховой премий. Тогда как в Туркестанской области коэффициент выплат высокий (76%), и водители, наоборот, недоплачивали. Теперь, благодаря применению таргетированной убыточности, расчет страховых премий гибкий. В результате тарифы были снижены в половине регионов страны.
Как эти изменения сказались на рынке?
- В 2023 году отношение страховых выплат к премиям составило 53% (ОГПО ВТС). За первые два месяца 2024 года оно составило 73%, то есть доходы страховщиков сокращаются, у них растет убыточность, сокращается запас маржи.
Это привело рынок автострахования к сокращению в денежном выражении на 17% по сравнению с прошлым годом. Содержать страховых посредников стало невыгодно. Отмечу, рынок автострахования– самый массовый во всех странах мира и составляет до 50% от общего объема рынка страхования.
Тренд на уменьшение объемов рынка продолжится?
- Скорее всего. С 2024 года регулятор запустил новые методы расчета тарифов. Теперь каждая страховая компания может раз в год изменить тарифы до 10%.
С 2025 года страховщики смогут изменить тариф до 50% от его базового уровня (соответствующие изменения прорабатываются рынком). Коридор расширится с 20% до 100%, и этот подход будет применяться индивидуально к каждому клиенту. Это станет причиной дальнейшего сокращения рынка. 70-80% наших клиентов-водителей эксплуатируют транспортное средство лишь утром и вечером, когда они едут на работу и домой. Когда они получат возможность скидки в 50%, убыточность будет уже не 73%, а 80-90%, и маржа этого продукта будет еще ниже. В итоге борьба за клиентов обострится до предела.
Как снижение тарифов влияет на клиентский опыт?
- Когда цены снижаются, а тарифы более или менее выравниваются, покупатель становится придирчивее. Он обращает больше внимания на удобство и скорость получения выплат, надежность компании. Все это зависит от степени цифровизации.
Ранее для осуществления страховой выплаты требовалось 90 дней. В 2022 году мы запустили ресурс DTP.kz, где делаем это в течение пяти дней. При этом на рынке еще остались компании, которые производят страховую выплату за 90 дней. Мне кажется, что в таком случае выбор клиента будет очевидным.
Можно говорить о том, что эпоха посредников на страховом рынке закончилась?
- Не совсем. Посредники вернутся на новом витке развития рынка, но теперь это будут цифровые посредники, маркетплейсы. Маркетплейс - удобный цифровой сервис, агрегатор услуг. К примеру, зайдя на сервис Сhocotravel, можно не только выбрать билеты, сравнить поставщиков, но и, например, забронировать гостиницу. Или купить какие-то услуги, продукты.
Пока через маркетплейсы не продаются страховки, но это время скоро придет. Во-первых, это удобно. Во-вторых, можно получать дополнительные услуги. Пока законодательная база не позволяет продавать страховки через маркетплейсы, но я надеюсь, что регулятор и страховые компании вместе проведут работу по изменению нормативной базы.
Маркетплейс, по-вашему, это конечный этап развития в страховании или есть куда двигаться дальше?
- Очень интересное направление развития продуктов – кросс-продажи, то есть страхование дополнительных рисков клиентов. Например, в 2023 году в рамках обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств страховщики заплатили клиентам 61 млрд тенге. В рамках добровольного автострахования было выплачено 21 млрд 585 млн тенге. Итого чуть больше 82 млрд тенге. Знаете, сколько люди потратили на ремонт автомобилей? 180 млрд тенге. Разница в 100 млрд тенге – из своего кармана. Определенно есть спрос на добровольное страхование автомобиля, и сегодня его не покупают потому, что отсутствует доверие к страховой компании.
Вы считаете, что цифровизация сможет в дальнейшем изменить это отношение?
- Конечно. Автоматизированные цифровые процессы позволят страховщикам повысить уровень доверия клиентов к отрасли и начать продавать добровольные виды страхования. Я очень надеюсь, что в будущем 180-200 млрд тенге, которые тратят клиенты на ремонт авто, будут покрываться на 100% страховыми продуктами. Таковы тенденции. Уверен, ближайшие несколько лет станут для рынка определяющими именно за счет развития цифровых процессов.
Вся пресса за 18 апреля 2024 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Технологии, Тенденции, За рубежом, Тарифы, На правах рекламы, Хайтек и инновации
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
21 ноября 2024 г.
|
|
Кабар, Бишкек, 21 ноября 2024 г.
Сотрудники Минфина первыми массово застраховали свои автомобили и жилье
|
|
Кабар, Бишкек, 21 ноября 2024 г.
В Кыргызстане сохраняется тенденция роста доходов страховых компаний
|
20 ноября 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 ноября 2024 г.
Tokio Marine формирует партнерство для повышения устойчивости городов с помощью финансовых и страховых решений
|
|
110km.ru, Санкт-Петербург, 20 ноября 2024 г.
Мошенник в костюме медведя пытался обмануть страховую компанию
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 ноября 2024 г.
Рост уровня проникновения страхования в Индии может привести к ежегодной экономии в размере $10 млрд
|
19 ноября 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 ноября 2024 г.
Previsico запускает Instacasting — передовое решение по борьбе с наводнениями
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 ноября 2024 г.
Ожидается, что застрахованные убытки от наводнения в Испании превысят 4 млрд евро: Morningstar DBRS
|
|
CarsWeek, 19 ноября 2024 г.
ОСАГО по-белорусски: почему в России полисы в 4-5 раз дороже, чем у соседей
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 ноября 2024 г.
Рост рынка киберстрахования замедляется, но появляются новые возможности
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 ноября 2024 г.
Allianz запускает глобальную программу по борьбе с поляризацией в общественных институтах
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 ноября 2024 г.
Цены на покрытие рисков природных катастроф в Центральной Европе выросли на 15–20% перед январскими обновлениями
|
18 ноября 2024 г.
|
|
vesti.az, Баку, 18 ноября 2024 г.
В Азербайджане утверждена сумма ОМС на человека
|
|
Report.Az, Баку, 18 ноября 2024 г.
В Азербайджане взнос на ОМС в 2025 году увеличат до 124 манат на человека
|
|
Тренд, Баку, 18 ноября 2024 г.
Назван объем средств, выделенных в Азербайджане на обязательное медицинское страхование населения
|
|
БелТА (Белорусское телеграфное агентство), Минск, 18 ноября 2024 г.
Совет Республики одобрил законопроект о лицензировании в сфере страховой деятельности
|
|
Казахстанский портал о страховании, 18 ноября 2024 г.
Аналитика о катастрофах в режиме реального времени поможет страховщикам в реагировании на стихийные бедствия
|
|
Казахстанский портал о страховании, 18 ноября 2024 г.
Страховщики призывают ЕС регулировать частное финансирование судебных разбирательств третьими лицами
|
 Остальные материалы за 18 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail
 Рейтинги популярности
|
|
|
|
|
|