mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Прямая речь
Интервью
Мнения
Анализ
Пресса
Пресс-релизы
События (Фото)


Пресса

  Найтиглавное, по изданию,  по теме, за  период   Получать: на e-mail, на свой сайт
  Рейтинги популярности


Казинформ, Астана, 28 апреля 2024 г.

Реформы в ОСМС: чего ждать казахстанцам и повысится ли качество медуслуг
256 просмотров

Постоянные нарекания вызывает у казахстанцев действующая в стране система обязательного медицинского страхования. Регулярные взносы в фонд с зарплаты каждого работающего и постоянный рост финансирования, пока не сделали отечественную медицину ни доступней, ни качественней, передает корреспондент агентства Kazinform.

Ожидание и реальность

Ощутимое несовпадение ожидания и реальности стало заметно уже в первый год запуска системы ОСМС, действующей в Казахстане с января 2020 года. Очень скоро стало понятно, что далеко не всегда человек, имеющий страховку, может обратиться в любую клинику и получить любую медицинскую помощь, как предполагалось изначально. Происходит это из-за ограничений в перечне оказываемых медицинских услуг.

Кроме того, чтобы воспользоваться услугами в рамках ОСМС, нужно прикрепиться к одной из поликлиник, дождаться приема у участкового терапевта, который и должен дать направление на прием к нужному специалисту. Получить его сразу удается далеко не всегда, но и получив заветный листочек с именем нужного врача, на скорое свидание с ним рассчитывать не стоит. Как правило, ждать визита приходится не меньше 1-3 недель. Или обслуживаться платно. Точнее платить дважды — за обязательное медстрахование и визит к частному специалисту.

Ожидаемо, что очень скоро система ОСМС подверглась критике со стороны казахстанцев, жалующихся на ее неэффективность. Очереди, приписки и невозможность своевременного получения медуслуг, регулярно становятся причиной недовольства населения.

Голос народа и критика властей

Очередную волну возмущения казахстанцев вызвала инициатива Минздрава, связанная с увеличением процента взносов в фонд медстрахования для казахстанцев, чей ежемесячный заработок превышает 850 тысяч тенге. За три месяца с момента публикации проекта на сайте «Открытые НПА», по поводу предлагаемого нововведения и системы ОСМС в целом, высказались более 500 человек. Подавляющее число комментаторов оказались против идеи повышения взносов.

Критикуя ОСМС, многие казахстанцы высказываются за то, чтобы система обязательного медстрахования имела накопительный характер.

О неэффективном использовании ресурсов, которое приводит к серьезной финансовой перегрузке отрасли, уже не единожды высказывался и Президент страны.

— В 2024 году на здравоохранение будет направлено 2,6 трлн тенге. При этом существенного повышения качества и доступности медицинской помощи пока не происходит, — отметил Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании Правительства в феврале текущего года.

О необходимости серьезного переформатирования системы ОСМС заявил и Глава правительства Олжас Бектенов, считающий, что увеличение финансирования системы обязательного медстрахования «при таком неэффективном расходовании средств, приписках — недопустимо».

Жалобы и штрафы

Более 500 жалоб на несвоевременность оказания медицинской помощи поступило в минувшем году в шымкентский филиал НАО «Фонд социального медицинского страхования».

— Основные причины жалоб связаны с вопросами организационного характера, в том числе несвоевременным отпуском некоторых бесплатных лекарственных препаратов. По 65 жалобам филиалом проведены внеплановые мониторинги. По выявленным нарушениям к медицинским организациям применены штрафные санкции на сумму более 23,5 млн тенге. В том числе выявлено 1406 фактов не оказанных консультативно-диагностических услуг в поликлиниках города, по которым применены меры экономического воздействия на сумму более 12 млн тенге. Информация по выявленным нарушениям на постоянной основе передается в управление здравоохранения акимата для принятия мер по компетенции, — сообщили агентству Kazinform в шымкентском филиале НАО «Фонд социального медицинского страхования».

Масштабные реформы

Реагируя на критику руководства страны и многочисленные претензии населения, в Министерстве здравоохранения РК заявили о начале реформ, которые ведутся по четырем основным направлениям.

— Это кардинальная перезагрузка системы ОСМС, модернизация системы оказания медицинской помощи, перестройка системы государственного управления отраслью и снижение карманных расходов граждан. Предложения и механизмы уже отработаны на уровне Фонда медицинского страхования и Министерства здравоохранения и сейчас находятся на рассмотрении Правительства, — сообщили в Минздраве.

В ведомстве отметили, что повышению эффективности системы ОСМС будет, в частности, способствовать внедрение распределения объемов медуслуг на основе критериев оценки деятельности медицинских организаций.

— Такое распределение будет способствовать повышению качества медуслуг, улучшению сервисной части здравоохранения и более справедливому распределению страховых средств. Клиники с лучшими показателями, с наименьшим количеством жалоб со стороны пациентов, работающие с соблюдением стандартов оказания медпомощи, должны соответственно поощряться и получать большие возможности на рынке, — добавили в ведомстве.

По информации Минздрава, параллельно ведется обеспечение единого пула средств ГОБМП и ОСМС.

— В условиях ограниченного финансирования мы стремимся найти самое оптимальное решение, которое максимально удовлетворит потребность населения в медицинской помощи. Предпосылок для объединения было несколько. К примеру, медработники часто жаловались на усложненный процесс работы. Хотя прошло уже больше четырех лет с начала внедрения ОСМС, медики до сих пор тратят много времени при определении источников финансирования. Теперь деньги из республиканского бюджета и активы ОСМС будут консолидироваться на едином счете Нацбанка и направляться на финансирование медицинских услуг согласно потребностям населения без разграничения сумм по пакетам ГОБМП и ОСМС, — пояснили в Минздраве.

По информации ведомства, в данный момент вносятся изменения в более чем 20 НПА, связанных с объединением потоков в единый пул. Параллельно ведется подготовка Единой информационной системы Фонда социального медицинского страхования.

Обещают в Минздраве также не оставить без внимания вопросы приписок и не всегда удовлетворительного качества оказываемых медуслуг. Для этого вносятся изменения в Правила проведения мониторинга.

— Что касается обратной связи с пациентом, получает ли он по факту медуслуги или имеют место так называемые приписки, то тут основная роль принадлежит полной оцифровке всех процессов по оказанию медуслуг, оплате и контроле качества. Нужно учитывать, что в день оказываются миллионы медицинских услуг, которые невозможно отследить физически, или приставить к каждому врачу проверяющего эксперта. Такую задачу по прозрачности процессов можно реализовать осуществив цифровизацию системы здравоохранения, где человеческий фактор будет сведен к минимуму, — пояснили в Минздраве.

Недовольство казахстанцев качеством медуслуг и вопросы их доступности, в частности, когда для визита к профильному специалисту требуется направление врача общей практики, в Минздраве пытаются решить внеся изменения в Правила оказания медпомощи.

— С 1 марта текущего года сокращен перечень анализов на плановую госпитализацию на 42 исследования и увеличены сроки их действия с 10 до 14 дней. С 1 апреля нормативно закреплена возможность прямого обращения к профильным специалистам без получения направления от врача общей практики. Кроме того, утверждается новый алгоритм совместной работы врача общей практики и профильных специалистов, что обеспечит мультидисциплинарный подход динамического наблюдения пациентов с хроническими заболеваниями, — добавили в ведомстве.

В Минздраве напомнили, что внедрение системы ОСМС было обусловлено необходимостью увеличения доступности медпомощи и решения проблемы дефицита финансирования. Так, в 2019 году на здравоохранение, в целом по стране, было предусмотрено 1,03 трлн тенге, 2024 году же — 2,8 трлн. В ведомстве уверяют, что увеличение финансирования позволяет расширить объем оказываемых медицинских услуг.

Финансовая дисциплина и контроль

Говоря о неэффективности расходования выделяемых средств, в ведомстве признают, что происходит это вследствие «отсутствия финансовой дисциплины и бесконтрольности медорганизаций».

— Приоритетной задачей министерства является достижение высокого уровня финансовой дисциплины, реинжиниринг всех процессов планирования и освоения средств, введение персональной ответственности на всех этапах и жесткий спрос за достижение результатов. Каждый бюджетный тенге, как и деньги Фонда социального медицинского страхования, должны быть на контроле. Проверки эффективности расходования средств в медицинских организациях выборочно уже проводятся и выявляются факты нецелевого, неэффективного расходования вверенных средств. По данным фактам будут приняты решительные меры для пресечения подобной практики, — заверили в Минздраве.

Здесь также напомнили, что казахстанская модель обязательного медстрахования является солидарной, а не накопительной.

— Не имеет значения, обращался ли конкретный человек за медицинской помощью, так как здесь не предусмотрены персональные счета с накоплениями взносов. Казахстанскую модель построили как социально ориентированную, чтобы не ограничивать пациента в объеме и стоимости получаемого лечения, которое ему требуется по состоянию здоровья, — резюмировали в ведомстве.

Ирина ГАЛУШКО


  Вся пресса за 28 апреля 2024 г.
  Смотрите другие материалы по этой тематике: За рубежом, Обязательное медицинское страхование
В материале упоминаются:
Компании, организации:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 0.00 (голосовало: 0 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева:
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
 
Архив прессы
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
Текущая пресса

30 августа 2024 г.

Tazabek, Бишкек, 30 августа 2024 г.
За 7 месяцев объем страховых премий в Кыргызстане вырос на 51,3%, - Финнадзор


29 августа 2024 г.

КурсивЪ, Астана, 29 августа 2024 г.
В Казахстане самые высокие страховые премии в Центральной Азии – эксперты


28 августа 2024 г.

Office life, Минск, 28 августа 2024 г.
Одна из страховых компаний Беларуси заявила о планах выйти на рынок Азербайджана


27 августа 2024 г.

Казахстанский портал о страховании, 27 августа 2024 г.
Страховая отрасль отстает в принятии GenAI

Казахстанский портал о страховании, 27 августа 2024 г.
Morgan Stanley: тенденции в страховании жизни и страховании имущества расходятся

Казахстанский портал о страховании, 27 августа 2024 г.
Емкость ILS продолжает скромно расширяться на фоне рекордных объемов облигаций

Тренд, Баку, 27 августа 2024 г.
Белорусская страховая компания намерена выйти на рынок Азербайджана


26 августа 2024 г.

Tazabek, Бишкек, 26 августа 2024 г.
В 2023 году заключено более 55 тыс. договоров страхования туризма

МК в Германии, 26 августа 2024 г.
Автостраховка в Германии подорожает: как не переплатить в 2025 году


23 августа 2024 г.

Казахстанский портал о страховании, 23 августа 2024 г.
Азиатские рынки остаются самым быстрорастущим сегментом медицинского страхования, стимулируя поддержку перестрахования

Казахстанский портал о страховании, 23 августа 2024 г.
Улучшение метаболического здоровья может снизить количество случаев заболевания раком в L&H

Казахстанский портал о страховании, 23 августа 2024 г.
AM Best отмечает растущий спрос на параметрическое страхование в 2024 году

Казахстанский портал о страховании, 23 августа 2024 г.
Опрос показывает отсутствие инноваций в технологиях ценообразования в страховой отрасли

Про бизнес, Минск, 23 августа 2024 г.
«Зонт в сумке — это тоже страховой резерв». Как онлайн-платформа Vedaem.by меняет рынок страхования в Беларуси


22 августа 2024 г.

Казахстанский портал о страховании, 22 августа 2024 г.
FCA требует от страховщиков гарантировать справедливую стоимость и хорошие результаты для клиентов

Казахстанский портал о страховании, 22 августа 2024 г.
Владельцам кэптивных компаний рекомендуется проявлять осторожность в отношении киберрисков


21 августа 2024 г.

Казахстанский портал о страховании, 21 августа 2024 г.
Изменение климата и конкуренция стимулируют глобальный рынок страхования от наводнений


  Остальные материалы за 21 августа 2024 г.

  Самое главное
  Найти : по изданию , по теме , за период
  Получать: на e-mail
  Рейтинги популярности