Комсомольская правда-Казахстан,
2 августа 2024 г.
Будем здоровы?
226 просмотров
Итоги последних проверок, проведенных Высшей аудиторской палатой в отношении деятельности Минздрава и его подведомственных организаций за 2022-2023 годы, предсказуемо вызвали широкий общественный резонанс.
В первую очередь речь идет о двух государственных аудитах, один из которых касался эффективности деятельности НАО «Фонд социального медицинского страхования» и его региональных филиалов, а второй (там проверка проводилась совместно с Агентством по противодействию коррупции) был посвящен работе ТОО «СК-Фармация», отвечающего за лекарственное обеспечение страны.
Хронические проблемы главного республиканского дистрибьютера лекарственных средств, а также общие коррупционные риски в системе здравоохранения, безусловно, заслуживают отдельного разговора.
К этим темам мы более подробно обратимся в следующих номерах газеты, а пока начнем с небольшого «разбора полетов» жизни и деятельности Фонда социального медицинского страхования.
Что произошло?
Согласно сухим строчкам отчета ВАП, помимо всего прочего, по итогам аудита ФСМС были установлены процедурные нарушения более чем на 32 млрд тенге; неэффективное планирование и использование средств - на 31,1 млрд тенге; сумма финансовых потерь составила 11,8 млн тенге.
Также аудит выявил факты двойной оплаты соисполнителями медуслуг за счет ФСМС и самих граждан, хотя по существующим правилам медучреждения принимают обязательство не брать оплату за те виды медпомощи, которые финансируются по линии ГОБМП и ОСМС. Так, по стационарной помощи установлены факты двойной оплаты минимум на 1,7 млрд тенге, по амбулаторной - на 27,6 млрд тенге. При этом мониторинг данного аспекта со стороны Фонда не проводится…
Кроме того, в результате сверки данных информсистем Минздрава, МВД и Минюста выявлены факты оформления лекарств на граждан, выехавших на постоянное место жительства за рубеж.
Ну и так далее. Что же касается охвата населения, то, согласно статистическим данным, на сегодняшний день в систему ОСМС входят 16,2 млн человек из 20 млн жителей Казахстана. При этом более 12 млн граждан относятся к льготным категориям, взносы за которых делает государство. Еще 2 млн - это госслужащие, работники бюджетных организаций и квазигоссектора.
Таким образом, собственно НАО «ФСМС» охватывает только 4 млн человек. В результате финансовая нагрузка на государство без учета платной медицины составляет минимум 76%. И в то же время на счетах Фонда неосвоенными остались 13 млрд тенге, или 26%, выделенных ему бюджетных средств.
Каких-то радикальных выводов или оргпредложений, аудиторы ВАП делать не стали (не их это компетенция), ограничившись списком технических рекомендаций, среди которых особое место было уделено необходимости организовать в Фонде систему управления рисками, проводить качественный мониторинг и контролировать эффективность использования бюджетных средств.
То есть наконец сделать то, что почему-то упорно не получалось все предыдущие годы.
Как оправдывались?
В конце июля на сайте ФСМС был размещен релиз, в котором говорилось, что средства не были освоены из-за поздних выпусков соответствующих приказов по их освоению и, соответственно, возвращены в бюджет. Двойная оплата на сумму 27,6 млрд тенге по амбулаторной помощи, по версии руководства Фонда, «относится не к финансовым, а к процедурным нарушениям», и «для принятия дальнейших мер необходима правовая оценка профильных государственных органов».
Что касается амбулаторного лекарственного обеспечения лиц, выехавших на ПМЖ за рубеж, то этот вопрос «требует совместной работы заинтересованных государственных органов в части интеграции информационных систем и урегулирования миграционного порядка в отношении лиц, выехавших на ПМЖ и не сдавших удостоверяющие личность документы».
А в целом: «Значительная часть выявленных нарушений связана с недостаточным уровнем цифровизации. Его повышение - одна из первостепенных задач Фонда: в середине этого года ФСМС в пилотном режиме внедрил собственную платежную информационную систему, которой не было у Фонда с самого начала его работы.
Что же касается самого ФСМС как такового, то, по заверениям его руководства: «Безусловные приоритеты Фонда - открытость, подотчетность и внедрение корпоративных рисков».
«Такая политика содействовала сокращению числа финансовых нарушений. По итогам нынешней проверки ВАП их меньше по сравнению с предыдущими», - порадовались результатам аудита топ-менеджеры Фонда и поблагодарили Высшую аудиторскую палату за проделанную работу и вынесенные рекомендации.
Чуть позже были опубликованы еще два релиза, согласно которым руководитель филиала ФСМС по Жамбылской области уволился исключительно по собственному желанию, а не по итогам проверки, и проинформировано о назначении нового руководства в филиале по Абайской области.
Ну и заодно на сайте появились очередные разъяснения на тему: кому и сколько необходимо платить обязательных взносов…
Что же касается непосредственно Министерства здравоохранения как куратора всего выявленного безобразия, то на прошедшей в конце июля пресс-конференции министр Акмарал Альназарова с наличием «системных нарушений» согласилась, но в основном сосредоточилась на проблеме лекарственного обеспечения, отчитавшись о принятии «соответствующих дисциплинарных мер к должностным лицам, вплоть до увольнения ответственных руководителей».
То есть от досрочного прекращения полномочий председателя «СК-Фармации» до увольнения председателя Комитета медицинского и фармацевтического контроля, директора Департамента лекарственной политики Минздрава и руководства Национального центра экспертизы лекарственных средств.
А вот тему ОСМС и ее оператора глава Минздрава предпочла обойти стороной, как и оценку степени коррумпированности возглавляемого ей ведомства, сославшись на то, что подобные вопросы «не особо друг к другу относятся…».
Насколько закономерно?
В принципе, результаты нынешней проверки ВАП оказались вполне закономерными. Во-первых, предыдущие аудиты также выявляли массу нарушений (включая и подобные нынешним).
А во-вторых, о наличии целого сомна «системных проблем», включая слабую проработанность самой концепции ОСМС, говорилось (в том числе и с самых высоких трибун) уже не один год, а точнее - практически с момента реинкарнации таковой…
В 2017 году авторы возрождения системы ОСМС сулили согражданам прекрасную и здоровую жизнь. Дескать, и лечить будут лучше, а самое главное - практически бесплатно, и медучреждения снабдят всеми видами диагностики и лекарств, и перечень услуг расширится, и нагрузка на врачей снизится, а зарплата у медицинских работников, наоборот, повысится.
С мест шли бодрые рапорты об успешном прикреплении населения (при этом жителей «перекидывали» из одной поликлиники в другую без их ведома). А руководство самого Фонда медстрахования удовлетворенно отчитывалось о солидных суммах, поступивших на его счет.
Денег, надо отметить, действительно оказалось немало. В первый же год казахстанцы перевели на счет Фонда 32,2 миллиарда тенге, в 2018 году - на порядок больше - уже 100,7 миллиарда.
Начались и первые расходы. Согласно отчету самого ФСМС за 2017 год (а точнее, за второе его полугодие, так как организация заработала с 1 июля 2027 года), 107 миллионов тенге из числа собранных с града страны отчислений было потрачено на аренду имущества, а 39 миллионов - на рекламу!
Самая же большая часть средств - 697 миллионов тенге - предсказуемо ушла в фонд заработной платы. Из них 83 миллиона заработали восемь членов правления Фонда, остальное распределили между 250 сотрудниками.
На следующий год произошло расширение штатов до 416 человек, в связи с чем выросла и общая сумма заработной платы - три миллиарда тенге. Если «раскидать» усредненно по всем сотрудникам, получится 600 тысяч в месяц (правда, в отчете за 2018 год есть и данные по доходам топ-менеджмента Фонда, составившим 190 миллионов тенге).
Росли и траты на хозяйство (что исправно отражалось на портале госзакупок). Так, если в 2018 году Фонд совершил более 500 тысяч сделок на 4,9 миллиарда тенге, то в 2019-м - уже на 5,4 миллиарда тенге. Полезного закупалось много - среди приобретенных товаров значится офисная мебель разной степени комфортности, сейфы, автомобили, гербы, огромное количество канцтоваров и оргтехники.
А затем случился и вовсе непредвиденный форс-мажор: пандемия коронавируса, после начала которой произошло перераспределение объемов финансирования внутри пакета гарантированного объема медицинской помощи, так как лечение инфекционных заболеваний в нашей стране полностью покрывается государством. Кроме того, введение режима ЧС и последовавшие локдауны ограничили доступ гражданам к профилактической и плановой медицинской помощи, что обоснованно увеличило количество жалоб и обращений населения в социальных сетях, средствах массовой информации и в государственные органы.
Вдобавок в июле того же 2020 года разгорелся скандал вокруг персоны тогдашнего главы ФСМС Айбатыра Жумагулова, супруга которого в социальных сетях похвасталась якобы подаренной ей мужем двенадцатой по счету машиной. Что уж там дарил (или не дарил) любимой жене главный медицинский страховщик, мы сейчас разбирать не будем, но так уж совпало, что буквально через несколько дней в ходе расширенного заседания правительства президент Касым-Жомарт Токаев, заметив, что во главе Фонда желательно видеть «менее гламурного человека», освободил Айбатыра Жумагулова (а вместе с ним и руководителя «СК-Фармация» Берика Шарипа) от занимаемых должностей с формулировкой «за серьезные нарушения в работе».
В том же июле тогдашний министр здравоохранения Алексей Цой пообещал изучить вопросы деятельности Фонда более подробно: «Что касается заработной платы либо работы самого Фонда, сейчас буквально мы приступили к работе. Мы изучаем, поднимаем все материалы, смотрим финансовые показатели, деятельность Фонда. У нас все усилия направлены на борьбу с коронавирусом. Но работу Фонда мы также изучим и возьмем на контроль».
Увы, но о каких-либо результатах этой министерской работы, к сожалению, впоследствии публично так и не сообщалось….
Но зато в январе 2021 года новый руководитель Фонда Болат Такежанов (он проработал в ФСМС до февраля 2022 года, после чего был переведен в аппарат Министерства науки и высшего образования) в ходе брифинга в СЦК категорически отказался озвучить размер должностных окладов топ-менеджеров структуры, назвав это «коммерческой тайной» (что уже не сопрягалось с положением о ФСМС, который является «некоммерческой организацией», живущей как за счет бюджета, так и прямых отчислений налогоплательщиков).
Чуть позже, в марте 2021 года, депутат мажилиса Аманжан Жамалов заявил, что при изучении доступной финансовой отчетности Фонда социального медицинского страхования можно обнаружить, что четырем членам правления ФСМС было выплачено вознаграждение на сумму порядка 77 миллионов тенге - по 19 миллионов тенге на каждого.
«Наверное, именно по этой причине глава правления Фонда отказался называть свою зарплату…», - предположил тогда парламентарий.
В самом Фонде общую сумму дохода в 76,8 миллиона тенге на четверых сотрудников в принципе отрицать не стали и ограничились пространным заявлением о том, что это суммарные данные о всех видах дохода, и таким образом, все законно.
Затем к этому вопросу обратилась следующая по очереди министр здравоохранения Ажар Гиният, заявившая о том, что «сверхдоходов у нынешнего руководства Фонда нет».
Очевидно, решили быть более открытыми и в самом ФСМС, где сообщили, что зарплата главы правления (на тот период эти обязанности исполнял экс-аким Павлодарской области Абылкаир Скаков, освобожденный от должности акима после аварии на Экибастузской ТЭЦ), установлена «на минимальном уровне»:
«Советом директоров установлены предельные значения заработной платы председателя правления Фонда. Зарплата действующего главы правления - на минимальном установленном уровне, это 1,39 миллиона тенге в месяц «чистыми»…
Таким образом, потребовалось всего лишь 2,5 года для того, чтобы вопрос об оплате труда топ-менеджмента ФСМС можно было считать несколько проясненным.
Между тем гораздо более серьезные вопросы накапливались у руководства страны. И если заработная плата менеджмента Фонда для членов правительства «коммерческой тайной» явно не являлась, то ряд других процессов, например, эффективность расходования выделяемых средств, похоже, до конца понятной не была даже им…
Евгений КОСЕНКО
Продолжение следует.
Вся пресса за 2 августа 2024 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Учет и отчетность, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, За рубежом, Обязательное медицинское страхование, Суды и расследования
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
16 января 2025 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 16 января 2025 г.
Кэптивы как инструмент повышения устойчивости к изменению климата и консолидация данных
|
|
Взгляд, 16 января 2025 г.
Эксперт спрогнозировал банкротство страховщиков на фоне пожаров в Калифорнии
|
15 января 2025 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 15 января 2025 г.
LMA представляет структуру, помогающую страховщикам Ллойда управлять менее известными киберрисками
|
|
Казахстанский портал о страховании, 15 января 2025 г.
California FAIR Plan, страховщик штата Калифорния последней инстанции, может стать неплатежеспособным из-за последствий пожара
|
|
Казахстанский портал о страховании, 15 января 2025 г.
Лесные пожары в Калифорнии вряд ли повлияют на рейтинги перестраховщиков P&C: Fitch
|
|
Ведомости онлайн, 15 января 2025 г.
Акционеры UnitedHealth ждут прогноза на 2025 год после убийства руководителя
|
|
Курсив, Ташкент, 15 января 2025 г.
Пошлину за подачу иска к страховщикам отменили
|
|
Inbusiness.kz, 15 января 2025 г.
Безопасность пассажиров междугородних такси под угрозой: депутат потребовала ужесточить контроль за перевозчиками
|
|
Inbusiness.kz, 15 января 2025 г.
Кто в Казахстане страхует жизнь и на что можно рассчитывать в случае потери близкого
|
|
Комсомольская правда-Беларусь, 15 января 2025 г.
«Завладели деньгами в сумме свыше 435 тысяч рублей». Семь жителей Могилева и Могилевской области наносили себе травмы ради страховых выплат
|
|
ПРАЙМ, 15 января 2025 г.
В Bloomberg подсчитали страховые потери от пожаров в Калифорнии
|
|
Интерфакс, 15 января 2025 г.
Инвестбанк KBW оценил застрахованный ущерб от пожаров в Калифорнии в пределах $40 млрд
|
14 января 2025 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 14 января 2025 г.
Климатические изменения обошлись страховщикам в $600 млрд за последние два десятилетия
|
|
Казахстанский портал о страховании, 14 января 2025 г.
Страховщики возвращаются в Калифорнию после опустошительных пожаров 2018 года
|
|
Report.Az, Баку, 14 января 2025 г.
В Азербайджане выплаты в рамках аграрного страхования в 2024 году выросли почти в 1,5 раза
|
|
Деловой Казахстан, 14 января 2025 г.
Европротокол: страховщики хотят увеличить лимит ущерба
|
|
РИА Новости, 14 января 2025 г.
Страховые убытки от стихийных бедствий в Канаде в 2024 г достигли рекордных $5,9 млрд
|
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail
 Рейтинги популярности
|
|
|
|
|
|