mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Прямая речь
Интервью
Мнения
Анализ
Пресса
Пресс-релизы
События (Фото)


Пресса

  Найтиглавное, по изданию,  по теме, за  период   Получать: на e-mail, на свой сайт
  Рейтинги популярности


Совершенно секретно, 17 февраля 2025 г.

Неспокойная Балтика. Из моря мира в море возможной войны
70 просмотров

Информация, поступающая из столиц стран, имеющих выход к Балтийскому морю, заставляют сделать тревожные выводы. Обычно, перед началом боевых (или каких либо силовых) действий, сторона, развязывающая конфликт, отказывается от выполнения международных договоров и соглашений. В этой статье мы расскажем о мыслях и идеях, которые озвучиваются в европейских столицах, о соответствии их действующим международным морским законам, о возможной реакции России, и о том, к чему это всё может привести.

Международное морское право

Позволим себе процитировать Википедию. «Международное морское право — совокупность принципов и правовых норм, устанавливающих режим морских пространств и регламентирующих отношения между государствами по вопросам использования мирового океана. В настоящее время большинство норм международного морского права объединены в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. …». Первые нормы морского права появились достаточно давно, его современные принципы были сформулированы в начале ХХ века, а последняя редакция появилась уже после Второй мировой войны и находятся они под эгидой Конвенции ООН по морскому праву.

В статье нам важно знать юридические особенности торгового судоходства в закрытых морях через экономические зоны третьих стран. На море у каждого государства есть две границы. Первая граница – это территориальные воды страны. Сегодня у большинства стран это 12 морских миль – около 22 км – отсчитываемых от береговой линии. Это государственная граница на море. Пересекать её запрещено. Исключение – для гражданских судов, следующих в порты, имеющие статус международных, или если судно терпит бедствие. Каждое государство имеет так же свою эксклюзивную экономическую зону. Тянется она на 200 миль – около 370 км – от побережья страны В экономической зоне запрещена любая хозяйственная деятельность третьих стран – ловля рыбы и морепродуктов, добыча нефти, газа и полезных ископаемых со дна моря, научные исследования в акватории. Исключения могут быть только после подписания между странами соответствующего международного договора. Но при этом все корабли и суда – военные, гражданские торговые, рыболовные и научно-исследовательские пользуются правом так называемого «мирного прохода» через экономические зоны. Причем для таких проходов не требуются разрешения страны-владельца экономической зоны. Для Балтийского моря это особенно важно. Дело в том, что Балтика – море небольшое, и есть много мест, где экономическая зона – это единственный путь для судоходства третьих стран. В качестве примера можно привести панические заявления министерств обороны прибалтийских стран о проходе российских военных кораблей в их экономических зонах. При этом во всех заявлениях говорилось, что российские военные корабли государственную границу не нарушали.

Планы Евросоюза

После 2023 года обстановка на Балтике стала резко накаляться. Количество случаев разрывов кабелей и газопроводов увеличилось и вышло за пределы статистических показателей. Обо всем, что происходило в Финском заливе Балтийского моря и около него, смотри статьи «Что происходит на дне Балтийского моря?», «Балтийские страсти. Китайский след. Продолжение», «Неспокойная Балтика. Продолжение» и «Неспокойная Балтика. Новые факты», «Неспокойная Балтика. Кабель «Ростелекома» и взрыв в Усть-Луге». Эпидемия разрывов коснулась и российских кабелей. По последней информации кабель «Ростелекома» разорван в двух местах на расстоянии 40 км друг от друга. Повторимся, сначала искали повод для возможной конфронтации, сегодня – средства для эскалации напряженности. Для коллективного Запада главная цель на Балтийском море – танкеры российского «теневого флота», которые, не смотря на все санкции, продолжают перевозку экспортной нефти. С точки зрения международного морского права найти в этих перевозках криминал крайне сложно. Да, танкеры не самые новые. Но все они отвечают международным требованиям, и груз, которые они перевозят по всем международным законам – застрахован. Страховые компании не из Лондона – но где записано, что страховка обязательно должна быть от английского Ллойда?

Информация, идущая из столиц малых стран НАТО, выходящих на Балтику, сводится к одному – под каким предлогом можно будет задерживать танкеры «теневого флота»? Желание есть большое, возможности, в принципе, тоже есть, но для задержания нужно публично отказаться от всех международных норм морского права. А вот это страшно. Пока из реальных дел есть только операция НАТО «Балтийский часовой», которую альянс запустил в январе этого года. «Балтийский часовой» – это соединение из десяти вымпелов, в которое входят тральщики-искатели мин, патрульные корабли и транспорт снабжения. Первый состав, который приступил к миссии 14 января, по данным финской государственной телерадиокомпании «Yle» включает один корабль ВМФ Франции, два – ВМФ Германии, три – ВМФ Швеции и четыре – ВМФ Голландии. В дальнейшем, корабли будут выделяться из флотов Великобритании, Германии, Голландии, Дании, Швеции, Финляндии, Латвии, Литвы и Эстонии. Формально, соединение создано для противодействия угрозе повреждения и обрывов кабелей, но поскольку несколько кабелей были порваны танкерами «теневого флота», подразумевается, что «Балтийский часовой» должен задерживать и их. Пока несколько единиц из этой группы находятся на дежурстве в портах Финляндии и Эстонии. Никаких активных действий они не предпринимают.

Дания предложила закрыть Датские проливы для танкеров «теневого флота». Просто закрыть, и всё, нарушив договор ещё от 1857 года, разрешающий свободный проход судов через Датские проливы. Звучало смело, учитывая, что еще в ноябре 2023 года Евросоюз предложил Копенгагену проверять и блокировать все танкеры «теневого флота». Однако, подумав, датчане дали заднюю, и объявили, что все ограничится проверкой судов, стоящих на якоре за пределами порта Скаген государственным портовым контролем. В этом случае юридически танкеры не считаются совершающие мирный проход, и значит, их можно осматривать со всеми возможными последствиями. Финский опыт с проверкой танкера «Eagle S» говорит о том, что такая проверка может надолго остановить судно, и фактически, сорвать рейс. Согласитесь, решение изящное. Стал на якорь, не обессудь, будем проверять с пристрастием. Прошел мимо, не останавливаясь – это право мирного прохода проливов – избежал всех неприятностей.

Газета «Politico» раскрыло направления, над которыми думают в ЕС. Напомним, просто так задержать торговое судно нельзя. Единственное исключение – если есть подозрения в транспортировке наркотиков. Тогда для проверки спецслужбами судно конвоируется в порт. В случае ошибки судно отпускается. Такая история недавно произошла с двумя теплоходами, следующими из Латинской Америки в Санкт-Петербург. Суда задержали, и ФБР досматривала их в испанском порту Виго. Ничего не нашли, и суда продолжили движение. Во всех остальных случаях задержание торговых судов может рассматриваться как «Казус Белли» – повод к войне.

Что же рассматривают в европейских столицах? Во-первых, танкеры предлагают задерживать на основании возможных угроз для окружающей среды – потенциально возможного разлива нефти. Во-вторых, к задержанию в Европе хотят привязать международный закон о борьбе с пиратством. Под него хотят подвести разрывы кабелей. То есть европейцы хотят останавливать суда только по подозрению в том, что, может быть, с танкера произойдет утечка, или, что это судно может порвать очередной кабель. Интересно то, что предлагается опираться на Конвенцию ООН об открытом море от 29 апреля 1958 года. Она предусматривает право любого государства ловить пиратов везде, в том числе и вне зоны юрисдикции своей страны. Третье направление не менее «креативное». Предлагается обязать страховать танкеры, следующие в Балтийском море, только в английских страховых компаниях Составлен список надежных страховщиков, которые, понятное дело, не будут страховать танкеры «теневого флота» России. То есть получается, что суда, например, с китайской, индийской, или арабской страховкой могут ходить по всем морям и океанам планеты, кроме Балтийского моря. В нем можно перевозить грузы, застрахованные только европейскими страховыми компаниями. Особенно усердствуют в этом направление прибалтийские лимитрофы. Власти Литвы и Эстонии планируют создать такой список, и если танкер следует со страховкой другой компании, его предполагают задерживать. Особенность здесь в том, что своих сил для этого у Латвии и Эстонии явно не достаточно. ВМФ каждой страны состоит из 3-4 тральщиков-искателей мин, 2-3 патрульных кораблей и столько же патрульных катеров. Понятно, что они будут требовать, чтобы участие в задержании принимали корабли других стран ЕС. Натянутость этих планов комментариев не требует. В европейских столицах прекрасно понимают и слабость аргументов, и возможные риски в международных судах. Вероятно, поэтому никакого решения пока не принято. Но ситуация разворачивается таким образом, что, как говориться, возможны варианты.

Три сценария для Балтики

Эксперты сформулировали три возможных сценария развития событий. Более конкретно сказать нельзя, так как много зависит от действия коллективного Запада и его спецслужб. На что он рискнет пойти, а на что нет – покажет время.

Пессимистический вариант. Всё развивается по самому плохому сценарию. Каким-то неизвестным образом рвётся еще один кабель, или ВМФ Эстонии задерживает танкер за отсутствие английской страховки, или что-то подобное. Служба внешней разведки России выступила с заявлением о том, что украинские спецслужбы собираются подорвать одно из западных торговых судов в Балтийском море. Подрыв планируется провести миной российского производства. Цель – дать Западу необходимые аргументы для блокировки российского торгового и, может быть, военного флота на Балтике. Калининград берется в блокаду Балтийский флот всеми возможностями (а это не только корабли, но и морская авиация и береговые ракетные расти) решает вопрос деблокады анклава. Возможно, хотя и маловероятно, введение конвоирование боевыми кораблями танкеров. Ведь для них важно быть незаметным не только в Балтийском море, но и в морях и проливах у берегов европейского континента.

Умеренный вариант. Прямого военного противостояния на море удастся избежать. «Балтийский часовой» НАТО продолжит охранять кабели, Балтийский флот России присматривает за перевозками по морю, но эти два процесса удаётся развести. Напряженность сохраняется, но становится не критической.

Оптимистичный вариант. После заявлений Трампа острота восприятия российского «теневого флота» уменьшится. Есть еще и Вариант будущего К концу десятилетия морские дроны самого разного класса и назначения возьмут на себя контроль за судоходством на Балтике. Это снизит взаимное недоверие сторон, правда, только в случае завершения спецоперации на Украине.

У всех наблюдателей есть ощущение приближения развязки. По какому варианту пойдут события – покажет время.

Андрей МАКСИМОВ


  Вся пресса за 17 февраля 2025 г.
  Смотрите другие материалы по этой тематике: За рубежом, Морское страхование, Страхование грузов, Кризис и страхование
В материале упоминаются:
Компании, организации:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 0.00 (голосовало: 0 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева:
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
 
Архив прессы
П В С Ч П С В
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28    
Текущая пресса

19 февраля 2025 г.

Sputnik Азербайджан, 19 февраля 2025 г.
Фермеры в Азербайджане получили в два раза больше страховых выплат

Интерфакс, 19 февраля 2025 г.
В Казахстане введут цифровое страхование авиапассажиров от задержек рейсов


18 февраля 2025 г.

Казахстанский портал о страховании, 18 февраля 2025 г.
Геополитическая нестабильность, изменение климата и революционные технологии — главные опасения актуариев в США

Казахстанский портал о страховании, 18 февраля 2025 г.
Страховщики призывают ЕС включить Solvency II в процесс оптимизации устойчивого развития

Казахстанский портал о страховании, 18 февраля 2025 г.
Пробел в защите от лесных пожаров в Калифорнии требует изменений и реформы регулирования

IT Channel News, 18 февраля 2025 г.
Jusan Garant использует искусственный интеллект для обслуживания клиентов из Китая

Sputnik Армения, 18 февраля 2025 г.
ЦБ Армении предупредил о предлагающих ОСАГО мошенниках


17 февраля 2025 г.

Арминфо, Ереван, 17 февраля 2025 г.
Прибыль страхового сектора Армении второй год подряд проседает двузначными темпами

UzDaily.uz, 17 февраля 2025 г.
Узбекистан укрепляет связи с международными страховыми регуляторами через IAIS

tengrinews.kz, Алматы, 17 февраля 2025 г.
Информацию о поездках казахстанцев в такси будут фиксировать

Казахстанский портал о страховании, 17 февраля 2025 г.
Страховщики видят рост эффективности благодаря GenAI

Казахстанский портал о страховании, 17 февраля 2025 г.
Глобальное финансирование InsurTech упало до семилетнего минимума в 2024 году

Казахстанский портал о страховании, 17 февраля 2025 г.
Прерывание бизнеса из-за киберрисков требует такого же внимания, как и отдельные киберриски

Казахстанский портал о страховании, 17 февраля 2025 г.
Потенциальные убытки от страховых случаев в $200 млрд могут переформатировать всю отрасль

Казахстанский портал о страховании, 17 февраля 2025 г.
Естественная среда обитания может сократить застрахованные убытки от природных катастроф

Казахстанский портал о страховании, 17 февраля 2025 г.
Режим кэптивного страхования в Великобритании требует гибкости, масштаба и скорости лицензирования

Казахстанский портал о страховании, 17 февраля 2025 г.
Медицинское страхование в Индии будет доминировать в сегменте общего страхования


  Остальные материалы за 17 февраля 2025 г.

  Самое главное
  Найти : по изданию , по теме , за период
  Получать: на e-mail
  Рейтинги популярности