История мирового финансово-экономического кризиса 2008 года
Профиль,
9 июня 2008 г.
Вторая волна 1223 просмотра
Говорить о завершении банковского кризиса, начавшегося с обвала рынка обеспеченных ипотекой облигаций в США и превратившегося в серьезную проблему для большинства крупных банков США и Западной Европы, пока рано.
На этой неделе аж обе международные финансовые структуры, МВФ и Всемирный банк, не выходя из коматозного состояния, в лице своих московских представителей ухитрились дать несколько ценных советов России и предупредить ее об угрожающей страшной опасности. Страшная опасность — это «перегрев» экономики и вызванная им инфляция. А рецепты — традиционные для этих наших старых учителей. Это ужесточение денежной политики, отказ от государственных инвестиций и укрепление рубля. Любой россиянин, у которого свежи в памяти уроки политики, знает, чем чреваты эти «лекарства». Разница в нашей реакции на нежную заботу. «ВБ и МВФ не правы в оценке ситуации, никакого «перегрева» нет, поэтому все остальные разговоры бессмысленны». Эта цитата помощника президента, главы Экспертного управления Аркадия Дворковича свидетельствует о том, что уроки не прошли даром и у нас есть своя голова на плечах.
Однако недостает нам корпоративной культурки. Вот на ежегодной конференции по корпоративному управлению, которая на этот раз происходила в Москве, матерые представители корпоративно-культурного человечества нам в вежливой форме на это пеняли, а наши не менее матерые экономические чиновники с этим вежливо соглашались. Последние даже перебарщивали в корпоративно-культурной политкорректности; чего стоит ценное замечание о том, что менеджеры компании должны в первую очередь думать о самой компании, а не о ее акционерах, изыскали даже некие страны, где менеджер, предпочитающий интересам компании интересы акционеров, подлежит уголовной ответственности. Надо думать, до России докатилась волна пресловутой «революции менеджеров», модной в 1970-е годы западной теории, которая чуть не довела американскую экономику до ручки. Собственно, пресловутая «рейганомика» и была в первую очередь жесткой терапией против этой безумной заразы. Ее целью было вернуть конечное влияние собственников на принадлежащие им компании, даже если их акции распылены среди тысяч мелких акционеров. Наемный менеджер, не детерминированный интересами его собственников, подлежит в лучшем случае немедленному увольнению. Пресловутые госкомпании — это и есть исключительно те компании, задачи которых по каким-то причинам не могут исчерпываться интересами частного собственника. Это, собственно, критерий целесообразности существования таких компаний.
Надо признать, что к российской корпоративной культуре вполне уместно предъявлять различные претензии. Однако при этом стоит заметить, что нашей подростковой экономике не снились те умопомрачительные по масштабам аферы, которые нашими учителями воспринимаются со стоическим спокойствием. Напомню, что дело «Энрона», по сути своей отражающее норму американской корпоративной культуры, нам пытались выдать за некий эксцесс. Никогда покойный Arthur Anderson не позволил бы себе фальсифицировать аудит «Энрона», если бы это не было общепринятой практикой. Вот совсем недавно стало известно, что пока еще не покойное рейтинговое агентство Moody’s в результате якобы ошибки в компьютерной модели присвоило облигациям с фиксированной пропорцией (CDPO) высший рейтинг — ААА, — на четыре ступени выше реального. И так — 44 транша. В результате достаточно рискованные бумаги вошли в портфели пенсионных фондов, обладающих несметными финансовыми возможностями. Рынок оказался наводнен облигациями CDPO, всего их было выпущено на $415 трлн. Что некоторым образом в 8 раз превышает мировой ВВП. При этом агентство, обнаружившее ошибку, по каким-то странным причинам совсем не поспешило ее исправлять, а Комиссия по ценным бумагам известного господина Кокса первоначально пыталась устраниться от расследования этого мелкого эпизода. А в это время товарищи Сарбейнс и Оксли, авторы известного «постэнроновского» закона, настаивают на следовании корпоративным принципам, выработанным в США. И кто из нас после этого Moody’s? На самом деле производство колоссальных, возможно смертельных, «пузырей», — отнюдь не вывих в корпоративной культуре современной глобальной экономики. Это ее содержание. Когда у вас один только из «пузырей» в 8 раз превышает мировой ВВП, а таких «пузырей» сотни, то процесс разрешения от «пузырей» называется «коллапс». Россия только собирается влиться в эту деривативную, на самом деле наркозависимую от постоянно увеличивающегося объема вторичных бумаг, экономику. И надо подумать очень сильно — стоит ли в нее вступать? Стоит ли нам, опоздавшим к кассе, все-таки извернуться и купить билет на «Титаник»? Если все-таки есть своя голова на плечах...
Акции банков и финансовых компаний продолжают снижаться в США и Западной Европе, многие из них упали в 2-3 раза ниже максимумов прошлого года. Объем убытков только предстоит точно оценить, предложения по реформированию финансовых рынков еще готовятся, и не все проблемы банковского кредитования дали о себе знать в полном объеме. Стоимость недвижимости продолжает снижаться, число проблемных заемщиков растет. Несмотря на то, что в США многие участники рынка поверили, что худшее уже позади, а правительство и ФРС разработали программу по предотвращению развития ипотечного кризиса, прогнозы финансового положения западных банков становятся в последние дни все более тревожными. Чтобы понять причины американского финансового кризиса и оценить возможности его развития и преодоления в других странах, необходимо ответить на ряд существенных вопросов.
Во-первых, насколько финансовый и банковский кризис в развитых странах связан со снижением цен на недвижимость? Во-вторых, стала ли недостаточность капитала и долгосрочных пассивов западных банков следствием провала системы банковского надзора в США и Западной Европе? В-третьих, как действовали правительства развитых стран в борьбе с подобными кризисами в прошлом? И наконец, чем грозит финансовый кризис в США и Западной Европе развивающимся рынкам?
Тесная взаимосвязь
Прошлые рецессии в США совпадали с периодами падения цен на жилье (1973-1974, 1982-1983, 2001-2002, 2007-2008 годы). Снижение спроса на дома несколько раз было одной из основных причин экономических спадов наряду с недостатком капитала финансовой системы, ростом количества компаний-банкротов и низкой нормой сбережений. Сегодня недвижимость подешевела относительно уровня прошлого года в большинстве штатов США, в некоторых из них — на 25-30%. И это далеко не «дно». Предел падения цен на недвижимость в США можно оценить с помощью соотношения средней стоимости дома и среднего годового дохода семьи: от среднего значения за 20 лет около 2,8 данный коэффициент вырос к 2007 году до 6.
Известно, что одним из основных факторов ускоренного образования и последующего «сдутия» пузыря стала неконтролируемая секьюритизация закладных инвестиционными банками, то есть выпуск облигаций на сотни миллиардов долларов, обеспеченных не домами, а закладными на них. Кредитное качество этих облигаций оказалось существенно завышенным, и цены на них начали падать вслед за их рейтингами быстрее, чем на саму недвижимость. Это не единственная причина нынешнего финансового кризиса, но эффективность действий ФРС и Минфина США по предотвращению перехода финансового кризиса в продолжительный экономический спад будет определяться их результатами для рынка закладных.
Объем рынка недвижимости США в финансовом выражении составляет более 25% от оценки стоимости мировой недвижимости (еще примерно столько же составляет недвижимость в Европе, которая тоже быстро дешевеет, особенно в Великобритании, Испании, Ирландии и других странах, где высока доля жилья, приобретенного в кредит. Причем в реальном выражении стоимость жилья в этих странах за последнее десятилетие выросла гораздо больше, чем в США). Поэтому начавшийся в США кризис неизбежно распространится на большинство рынков и на банковские системы многих стран.
Если выделить основные факторы, которые помогли развязать рост цен на американские жилые дома в 2000-2007 годах, становится ясно: далеко не все из них связаны с ошибками в экономической политике правительства США. Часть проблем возникла вследствие развития глобальных финансовых рынков и перетока избыточной ликвидности из стран-экспортеров (Китай, Япония, ЕС, Россия) в экономику США.
Во-первых, стремясь стимулировать спрос в экономике, ФРС несколько лет подряд снижала ставки, стимулируя заимствования, в том числе под залог недвижимости.
Во-вторых, теракты 11 сентября 2001 года расшевелили американских законодателей и бюрократов, что создало возможность для проведения пакета стимулирующих законов, в том числе по снижению налогообложения.
В-третьих, американские банки начали быстрое внедрение рискованных финансовых инноваций. Среди них особо следует выделить секьюритизацию закладных и продажу возникающих в результате сомнительных «вторичных» облигаций инвесторам (причем преимущественно в Западной Европе), расширение так называемого экзотического кредитования физических лиц (фактически без документов и первоначального взноса), «экспресс-оценку» рисков, понижение банками минимально допустимого среднего возраста заемщиков, страхование портфелей ипотечных облигаций в гигантских объемах через узкоспециализированные страховые компании, так называемые монолайнеры, например АМБАК.
Снижение требований к заемщикам стало одной из главных причин развязывания кризиса. Частные ипотечные компании, Washington Mutual и Countrywide Financial Corporation, активно выдававшие кредиты пониженного качества, за последний год понесли огромные убытки и потеряли порядка 80-90% своей рыночной стоимости. В то же время рыночная капитализация компании Hudson City Bancorp, которая придерживалась консервативной политики выдачи ипотечных займов, выросла на 30% за этот же период.
Результаты совместных усилий власти и банкиров, брокеров, страховщиков стали заметны всему миру к концу 2007 года, что спровоцировало падение рынков акций, недвижимости и обеспеченных последней облигаций. Сегодня это привело в США к угрожающей ситуации. Средняя стоимость домов снижается на 1,5-2% в месяц, при этом свыше 20% домовладельцев США должны больше, чем стоят сейчас их дома. Но даже продать их так просто не получится — продажи домов достигли 10-летнего минимума (в некоторых штатах продажи фактически остановились — нет покупателей). О минимизации спроса свидетельствуют также цены и арендные ставки на коммерческую недвижимость, они снизились до уровня 1990-х годов. При этом провал на рынке недвижимости уже дал метастазы и в другие сектора экономики. Потребительское кредитование тоже сокращается, в том числе растут безнадежные задолженности по кредитным картам (за год на 25%), а нарушения условий автомобильного кредитования достигли 10-летнего максимума.
Отметим, ситуация на рынке ипотечных кредитов и облигаций затрагивает не 5-6 наиболее часто упоминаемых в СМИ банков (Citigroup, Bear Stearns, Lehman Brothers, UBS), а десятки крупнейших финансовых институтов. Большинство держателей облигаций, обеспеченных закладными, уже списали по 20-30% своих портфелей, но этот процесс еще не завершен, поскольку на балансах финансовых институтов остались сомнительные бумаги еще на сотни миллиардов долларов.
Недостаточность капитала
Банковские кризисы начинаются, когда срочность и объемы долгосрочных депозитов серьезно отстают от сроков выданных кредитов, а капитал банков оказывается недостаточным для покрытия этого разрыва и убытков от списания обесценивающихся активов. Такие разрывы обычно накапливаются постепенно, приводя к обвалу внезапно, хотя предсказать этот обвал на первый взгляд несложно, наблюдая за динамикой банковских резервов и капитала относительно предоставленного клиентам финансирования. Как видно из таблиц, эти показатели, характеризующие надежность западных банков, неуклонно снижались на протяжении последних лет. При этом американские банки выглядят по этим показателям существенно лучше европейских, что можно объяснить в первую очередь способностью ФРС проводить более целенаправленную и твердую политику банковского регулирования, нежели Европейский Центральный банк.
Банки США лучше европейских приспособлены к изменениям экономической конъюнктуры еще и потому, что оперируют в менее монополизированной и более свободной от скрытых межнациональных противоречий среде, чем их европейские конкуренты. Банки США быстрее привлекают кредитные ресурсы, свободнее меняют менеджмент и эффективнее управляются, чем европейские, поэтому им легче привлекать дополнительный акционерный капитал. Не всегда европейские банки дешевле сопоставимых с ними американских, но банки и другие финансовые институты США в среднем зарабатывают больше и капитализируются выше относительно бухгалтерской стоимости их собственных средств.
Возможности урегулирования кризиса
Снижение ставки ФРС дальше не поможет рынку закладных, поэтому у правительства США и ФРС остался «классический» выбор из двух стратегий борьбы с банковским кризисом. Первая из них предполагает выкуп первичных закладных с рейтингом ААА. Вторая связана с государственной поддержкой рекапитализации банков (то есть увеличение капитала проблемных банков через специальные правительственные агентства).
Второй путь для ФРС и Минфина сегодня маловероятен (хотя призывы Бена Бернанке к частным инвесторам вкладывать средства в акционерный капитал американских банков дали определенный результат). Фактически правительством США и ФРС выбрана первая стратегия, но есть проблема в недостатке времени: для проведения через законодателей соответствующих решений обычно требуется до 6 месяцев. По плану возглавляющего данное направление сенатора Бэрни Франка, для выхода банковской системы из кризиса Subprime-кредитов необходимы следующие действия.
В качестве первоочередной меры банкам будут предоставлены правительственные гарантии по 1-2 млн проблемных ипотечных кредитов на сумму не менее $300 млрд. Затем будет проведено рефинансирование всех подпадающих под определенный стандарт закладных. Данная мера коснется не всех подряд, а лишь банков, признанных в целом «здоровыми». Роль отборочной комиссии будет играть государственное агентство по ипотечному кредитованию — Federal Housing Association (FHA), причем оно также будет страховать эти займы. Следующий пункт плана предполагает осуществление правительственной программы рефинансирования займов, полученных индивидуальными домовладельцами, финансовые инвесторы и девелоперские компании от этой благотворительности будут отсечены.
Параллельно с оздоровлением заемщиков и кредиторов планируется также оказать поддержку федеральным ипотечным компаниям «Фэнни Мэй» и «Фредди Мак», оказавшимся в марте на грани банкротства. Оба гиганта получат рефинансирование или страховки от FHA.
Самое интересное в плане Франка — что условия рефинансирования частных ипотечных займов в нем находятся в полной оппозиции к еще недавно популярным на рынке «инновационным» подходам. Все будет очень консервативно. Чтобы получить помощь, домовладелец-заемщик должен будет иметь соотношение выплачиваемых процентов к доходу не более 0,4, при этом новый оформленный («модифицированный») заем не может превышать 90% от рыночной цены дома, а при его оформлении заемщик должен выплатить до 5% от суммы займа. В общем, добрые старые времена возвращаются.
Еще одним шагом в новом направлении станет появление дополнительного регулятора на ипотечном рынке, который будет следить не только за «Фэнни Мэй» и «Фредди Мак», но еще и за 12 региональными банками, выдающими кредиты на покупку жилья. Данный регулятор, по вопросу создания которого американское правительство и конгресс уже практически достигли компромисса, может потребовать от «Фэнни Мэй» и «Фредди Мак» более высокого показателя достаточности капитала (в настоящее время он существенно ниже, чем у других финансовых компаний), а также ограничить типы и объемы ипотечных кредитов, содержащихся на балансе этих компаний. Будут ли эффективны эти меры, можно оценить с учетом опыта борьбы с предыдущими кризисами.
Исторический опыт
Историю крупнейших банковских кризисов прошлого, возникновение которых было связано с недвижимостью, можно без сомнения начать отсчитывать с Великой депрессии 30-х годов. Экономическая катастрофа, происшедшая тогда, привела к сокращению количества банков с 24 633 до 15 015 в 1929-1933 годах. Снижение цен на недвижимость в США составило в большинстве штатов не менее 50-70% за три года. Полностью прекратилось жилищное и коммерческое строительство. Для преодоления кризиса правительство США в этот период предприняло ряд весьма неординарных по тем временам шагов. В частности, пошло на создание двух мощных игроков в финансовом секторе — государственной Home Owners’ Loan Corporation (HOLC), выдавшей свыше 1 млн кредитов домохозяйствам на 30 лет с фиксированной ставкой, и Reconstruction Finance Corporation (RFC), приобретавшей привилегированные акции банков (то есть не требовавшей передачи государству управленческого контроля в тех банках, которые имели жизнеспособный бизнес и нуждались только во временной поддержке). Банки получили $1,1 млрд дополнительного капитала (более 30% от суммы капитала банков США в 1934 году).
Следующий шторм разразился в середине 80-х. В 1986-м начался кризис сберкасс в США (так называемый Savings and Loans Crisis), который продолжался более 7 лет. Произошли банкротства примерно 500 сберкасс, принимавших депозиты граждан и выдававших ипотечные кредиты. Масштабы кризиса привели к неплатежеспособности государственной Federal Loan Insurance Corporation. Причины — нарастание у сберкасс разрыва между объемом долгосрочных активов (ипотека) и краткосрочных депозитов (следствие роста нефтяных цен и инфляции 1970-х — начала 1980-х), рост вложений в необеспеченные облигации. Купировать последствия кризиса правительство пыталось как с помощью восстановления доверия к вкладам (стандартная федеральная гарантия по депозитам граждан была увеличена с $40 тыс. до $100 тыс.) и общей поддержки сектора (налоговые льготы владельцам коммерческой недвижимости), так и путем введения на рынок новых агентов, способных «расшить» кредитные пробки. В 1989 году была создана государственная Resolution Trust Corporation, которая реализовала активы (залоги на недвижимость) более 700 неплатежеспособных сберкасс на $460 млрд, а также рефинансировала займы домохозяйствам с низким доходом.
Длительный (1985-1993) банковский кризис имел место и в Швеции. После либерализации банковской системы в Швеции, «ралли» фондового рынка, бума цен на недвижимость и роста объема выданных кредитов (с 85% ВВП до 135% ВВП за 5 лет) наступил кризис национальной финансовой системы, который привел к тяжелейшим в современной истории страны экономическим последствиям. Цены на недвижимость упали на 50-70%, по стране прокатилась волна массовых банкротств, вынудившая списать кредитов на сумму, равную 12% ВВП Швеции.
В этой ситуации действия шведского правительства были характерны скорее для системы госкапитализма, чем для рыночной экономики. В частности, правительство королевства пошло на предоставление государственных (необеспеченных) гарантий всем владельцам банковских счетов (кроме акционеров пострадавших банков). В 1992 году парламентом был учрежден фонд реструктуризации на сумму около $14 млрд для пополнения капитала банков (при этом владельцы банков сохраняли права на выкуп новых акций у фонда в будущем), а наиболее пострадавшие банки были выкуплены фондом у частных акционеров. Затраты государства на спасение финансовой системы составили 3,6% ВВП Швеции.
Перенесемся в Азию. В 1997-1998 годах сильнейший банковский кризис разразился в Японии. После «пузыря» на рынке недвижимости и акций в 1980-х дефляция и слабый рост экономики в 1990-х сформировали условия для массовых банкротств заемщиков и неплатежеспособности многих банков. Рыночные цены на недвижимость упали в 3-4 раза ниже их залоговой стоимости, указанной в кредитных договорах. Многие банки оказались на грани банкротства (что заранее было трудно предсказать из-за непрозрачности японских финансовых институтов). Ситуация усугублялась и начавшимся осенью 1997 года финансовым кризисом развивающихся рынков, который привел к списанию кредитов компаниям стран Юго-Восточной Азии. Разорился довольно крупный Ямаичи Банк.
Чтобы справиться с кризисом, правительство добилось принятия довольно «нерыночного» по меркам «демократических» стран закона «О финансовом оздоровлении» (Financial Revitalisation Law, 1998), который допускал «временную покупку» акций банков правительством с возвратом средств через 10 лет (использовано до $500 млрд государственных средств), принудительный перевод части операций проблемных банков в банки, контролируемые правительством, и ликвидацию неплатежеспособных банков.
Японская финансовая система стабилизировалась довольно быстро, во многом благодаря огромным валютным резервам страны, но экономика до сих пор испытывает последствия этого кризиса.
Завершая обзор финансовых бурь и шквалов, отметим, что капитализация банковских систем США и других стран восстанавливалась в течение одного-двух лет после принятия основных «антикризисных» законов. При этом инвесторы обычно начинали «возвращаться» в финансовый сектор намного раньше, скупая акции подешевевших банков, страховых компаний и брокерских фирм. Рост капитализации банков после мер государственной поддержки во многих случаях составлял до 100% в первые 12 месяцев после начала реализации государственных стабилизационных программ.
ГОЛУБОВИЧ Алексей, ЗАВАРАЕВ Михаил
Вся пресса за 9 июня 2008 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, За рубежом, Кризис и страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
21 ноября 2024 г.
|
|
Кабар, Бишкек, 21 ноября 2024 г.
Сотрудники Минфина первыми массово застраховали свои автомобили и жилье
|
|
Кабар, Бишкек, 21 ноября 2024 г.
В Кыргызстане сохраняется тенденция роста доходов страховых компаний
|
20 ноября 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 ноября 2024 г.
Tokio Marine формирует партнерство для повышения устойчивости городов с помощью финансовых и страховых решений
|
|
110km.ru, Санкт-Петербург, 20 ноября 2024 г.
Мошенник в костюме медведя пытался обмануть страховую компанию
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 ноября 2024 г.
Рост уровня проникновения страхования в Индии может привести к ежегодной экономии в размере $10 млрд
|
19 ноября 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 ноября 2024 г.
Previsico запускает Instacasting — передовое решение по борьбе с наводнениями
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 ноября 2024 г.
Ожидается, что застрахованные убытки от наводнения в Испании превысят 4 млрд евро: Morningstar DBRS
|
|
CarsWeek, 19 ноября 2024 г.
ОСАГО по-белорусски: почему в России полисы в 4-5 раз дороже, чем у соседей
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 ноября 2024 г.
Рост рынка киберстрахования замедляется, но появляются новые возможности
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 ноября 2024 г.
Allianz запускает глобальную программу по борьбе с поляризацией в общественных институтах
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 ноября 2024 г.
Цены на покрытие рисков природных катастроф в Центральной Европе выросли на 15–20% перед январскими обновлениями
|
18 ноября 2024 г.
|
|
vesti.az, Баку, 18 ноября 2024 г.
В Азербайджане утверждена сумма ОМС на человека
|
|
Report.Az, Баку, 18 ноября 2024 г.
В Азербайджане взнос на ОМС в 2025 году увеличат до 124 манат на человека
|
|
Тренд, Баку, 18 ноября 2024 г.
Назван объем средств, выделенных в Азербайджане на обязательное медицинское страхование населения
|
|
БелТА (Белорусское телеграфное агентство), Минск, 18 ноября 2024 г.
Совет Республики одобрил законопроект о лицензировании в сфере страховой деятельности
|
|
Казахстанский портал о страховании, 18 ноября 2024 г.
Аналитика о катастрофах в режиме реального времени поможет страховщикам в реагировании на стихийные бедствия
|
|
Казахстанский портал о страховании, 18 ноября 2024 г.
Страховщики призывают ЕС регулировать частное финансирование судебных разбирательств третьими лицами
|
 Остальные материалы за 18 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail
 Рейтинги популярности
|
|
|
|
|
|