Российский бизнес в лице одного из лидеров страхового рынка России СОГАЗа, входящего в Деловой совет Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), энергично лоббирует идею создания единого страхового рынка на пространстве ШОС. Предполагается, что основными участниками проекта станут Россия, Казахстан и Китай. Остальные страны (Киргизия, Узбекистан, Таджикистан) пока не представляют собой интереса вследствие недостаточности развития национальных страховых рынков.
Компания регулярно призывает к созданию такого рынка через СМИ, представители СОГАЗа заявляли о нем в ходе конференции «Страхование в Центральной Азии», проходившей в минувшем марте в Алматы. Официальной реакции на призывы СОГАЗа пока нет. Зато есть поддержка казахстанских участников рынка. В частности, инициативу СОГАЗа активно поддерживает холдинг Raimbek Group (входит в Деловой совет ШОС от Казахстана) — в качестве потенциального клиента. Секретариат ДС ШОС также одобрил предложение СОГАЗа: в минувшем марте прошло первое заседание международной группы в рамках Делового совета ШОС, занимающейся этим вопросом, в начале лета на Петербургском экономическом форуме планируется провести круглый стол с участием страховщиков, банкиров и других заинтересованных сторон. Интерес к Китаю и Казахстану со стороны российской компании объясняется в первую очередь высокими (в докризисный период 11,4% и 8,5% соответственно) темпами развития их экономик, а также их доминирующим влиянием в Центрально-Азиатском регионе. Участие России в проектах на территории этих стран поможет расширить сферу ее интересов и укрепить собственное политическое и экономическое влияние. Например, договорившись о строительстве ядерных энергоблоков в Китае, Россия уже согласовала с китайцами вопрос перестрахования части ядерных рисков российскими страховыми компаниями. В Казахстане ей интересно напрямую страховать риски совместных казахстанско-российских предприятий и российских компаний, работающих в нашей стране. Кроме того, привлекает россиян наш перестраховочный рынок. Динамика премий, переданных казахстанскими СК на перестрахование иностранным перестраховщикам, стабильно растет, а значит, иностранцам можно поучаствовать в распределении перестраховочных потоков. Если за апрель 2006 по апрель 2007 года нерезидентам было отдано 37,1% совокупных премий, то за период апрель 2007 – апрель 2008 года уже 41,8%, а апрель 2008 – апрель 2009−го — 54,3%.
Китай задавит массой Единый страховой рынок должен представлять собой пространство, где между странами устранены административные барьеры, мешающие компаниям напрямую заходить на рынки сопредельных стран, унифицировано страховое законодательство, проводится согласованная страховая политика, выработаны общие для всех условия и правила страхования. Для казахстанских компаний плюсами участия в едином страховом рынке можно назвать доступ к передовым технологиям, расширение и улучшение качества страхового бизнеса. «От единого страхового рынка ШОС в первую очередь мы ожидаем возможности осуществлять страховое сопровождение внешнеторговых и инвестиционных договоров между нашими странами, усиления совместной борьбы со страховым мошенничеством, создания единой информационной базы данных по страховой отрасли государств – членов ШОС, — говорит заместитель председателя правления по страхованию АО «СК “Коммеск-Oмір”» Владимир Акентьев. — Кроме того, интересно было бы обмениваться опытом, связанным с подготовкой кадров, а также информацией о судебной и арбитражной практике по делам, относящимся к сфере страхования». По словам председателя правления АО «Страховая Компания «Альянс Полис» Зауреш Далеевой, главным преимуществом проекта является то, что основные перестраховочные емкости Казахстана, России и Китая, по концепции проекта не будут уходить на Запад и в Европу, а будут оставаться на территории стран перестраховочного пула. Наибольшую выгоду от работы на едином рынке ШОС получат крупнейшие страховые компании (по всей видимости, это будут российские и китайские лидеры рынка), которые за счет более высоких активов могут запросто вытеснить более мелких конкурентов. Ведь финансовые емкости и страховой рынок Китая и России значительно превышает казахстанский. Если каждая страна будет участвовать в пуле пропорционально емкости своего рынка, то, например, участие России составит 30%, или 300 млн долларов, Казахстана — 5%, или 50 млн, а оставшуюся долю займет Китай. Наш рынок, вероятнее всего, не сможет справиться с экспансией мощного конкурента с Востока. Впрочем, по мнению Владимира Акентьева, казахстанские страховщики могут за себя постоять. «Китайский страховой сектор насчитывает порядка ста иностранных и национальных игроков, при этом около половины рынка контролируют лишь две компании — China Life Insurance Co и Ping An Insurance, и, по оценкам экспертов, у каждой десятой компании сейчас недостаточно капитала. Что касается России, то в едином государственном реестре субъектов страхового дела на конец прошлого года было зарегистрировано 786 страховых организаций. Естественно, не все они являются крупными. А у нас есть свои компании-«тяжеловесы», которые работают на страховом рынке по 15–17 лет. Это хороший возраст для накопления профессионального опыта и приобретения запаса устойчивости. У большинства крупных казахстанских компаний работают целые сети филиалов и дочерних подразделений по всей стране. Думается, иностранцам будет достаточно сложно конкурировать с ними», — уверен эксперт.
Что получим мы? Если мы пустим на свою территорию китайские и российские компании, то, используя паритет отношений, что мы можем страховать в Китае или России? К сожалению, казахстанский бизнес не так активно, по сравнению с китайскими и российскими компаниями, продвигался на соседние рынки, чтобы говорить о потенциальной финансовой выгоде для наших страховых компаний. Россия и Китай лидируют в объеме казахстанских экспортно-импортных операций, но доминирует в них экспорт минеральной продукции. При этом в экспорте, безусловно, доминирует сырье — нефть и продукция горнометаллургического сектора. «Если бы наш экспорт основывался не на сырье, а других товарах, может быть, имело бы смысл пойти за нашим бизнесом на соседние рынки, — считает председатель правления АО «СК “Лондон–Алматы”» Ергали Бегимбетов. — Искать корпоративных клиентов в той же России самостоятельно довольно неразумно — бренды казахстанских страховых компаний там неизвестны, нужно вложить огромные средства в раскрутку компании. На это сейчас нет ресурсов, в компаниях проблемы с ликвидностью. А массовый розничный российский рынок — автострахование — сложен из-за повышенного риска угона машин». В рамках ШОС для казахстанских страховщиков найдется работа по страхованию трансграничных рисков. В данный момент актуальным является развитие трансграничного страхования, в первую очередь медицинского страхования трудовых мигрантов, ответственности владельцев транспортных средств и грузов. По данным ЕврАзЭс, миграционный поток среди стран Центральной Азии за последние 10 лет существенно вырос. Так, из Таджикистана уезжают на заработки в другие страны порядка 20% населения (от 700 тыс. до 1,1 млн человек), столько же в Киргизии. В Узбекистане за пределами страны работает 7% населения (1–2 млн из 27 млн жителей). Если с мигрантом что-то происходит, оказывать медицинскую помощь должно государство, в котором он пребывает. Поэтому национальным правительствам экономически выгодно переложить это финансовое бремя на плечи страховщиков, а страховым компаниям заманчиво получить доступ к новым клиентам, поскольку платить за полис эмигранта обязан принимающий его работодатель. В идеале любой трудовой мигрант, получивший официальное разрешение на работу, должен предъявить аналог страхового полиса по добровольному медицинскому страхованию, который обеспечит его лечение, репатриацию на родину и разгрузит расходы бюджета на эти операции. Обеспечение легальности существования трудовых мигрантов на территории страны пребывания должно взять на себя государство. По словам председателя совета директоров холдинга Raimbek Group Раимбека Баталова, бизнес заинтересован в страховании миграционных рисков, чтобы сотрудники казахстанских компаний, работающие на территории стран ШОС, имели возможность получать гарантированную медицинскую помощь, официально приобретая полис медицинской страховки. Но Казахстан является страной-реципиентом мигрантов. И что мешает уже сегодня внутри страны обязать компании, приглашающие иностранцев на работу, покупать им медицинскую страховку? Если уж страховать мигрантов, то скорее приезжающих к нам. Участвуя в глобальных проектах, все же хочется занимать там достойное место и получить помимо финансовой выгоды стимул для дальнейшего развития. И в рамках страхового рынка ШОС целесообразней страхование и перестрахование крупных, емких и сложных проектов — нефтяных рисков, строительно-монтажных, имущественных, авиационных, космических. Но это как раз те виды ответственности, страховать которые мечтают наши партнеры по ШОС. Способом участия казахстанских компаний в страховании этих рисков может стать создание межнациональных перестраховочных пулов. Однако, по мнению Ергали Бегимбетова, страховой пул, национальный или интернациональный, создать можно уже сейчас, законодательства стран ШОС этого не запрещают. Но казахстанские компании в этом не заинтересованы. «Можно создать пул по страхованию землетрясений или по страхованию космических рисков. Вопрос в том, откуда эти риски появятся. У нас нет обязательного страхования жилья сейсмозоны, и жители Алматы не пойдут добровольно страховаться в пул по причине низкой страховой культуры и платежеспособности. А реализация космической программы Казахстана находится под большим вопросом», — считает эксперт.
Трудности перевода Большой проблемой для единого страхового рынка ШОС является унификация законодательной и нормативной базы. В ряде стран ШОС отсутствуют законодательные акты, регулирующие тот или иной вид страхования. Это создает сложности в выработке национальными регуляторами единого порядка управления межнациональной системой страхования, решении спорных вопросов и установлении лимитов ответственности страховщиков, притом что тема интеграции финансовых рынков, в том числе страхового, почти 10 лет безрезультатно обсуждается в рамках другого межнационального объединения — ЕврАзЭс. Тем более большой загадкой для казахстанских страховщиков являются китайские компании. «Мы благополучно и очень плотно сотрудничаем с российскими страховыми компаниями, поддерживаем тесные партнерские отношения со многими из них, но главное — хорошо знаем движение и ситуации на страховых рынках друг друга. Но то, что происходит на китайском рынке, нам не очень хорошо известно, — отмечает Зауреш Далеева. — Поэтому проект по созданию единого страхового пула в рамках ШОС требует времени и особой проработки: тщательного, детального изучения и анализа рынков стран-участниц, проработки многих нюансов структуры и механизмов данного проекта». К слову сказать, мало кто из опрошенных специалистов понимает, что на деле может представлять собой единый страховой рынок ШОС, слишком уж много сложных задач нужно решить. Более реальны отдельные проекты по секторам страхования трансграничных перевозок или ответственности автовладельцев и др. Единый страховой рынок получится, когда есть взаимный интерес, а сейчас этот интерес у стран ШОС, по большому счету, разный. «Границы можно открывать, когда национальные страховщики достигли определенной капитализации и получили опыт работы по двусторонним соглашениям. Не освоив свой рынок, рано лезть на чужие, тем более когда мало о нем знаешь, не владеешь историей убытков, статистикой рынка. Наша компания рассматривает страховой рынок Казахстана как более чем достаточный для собственного развития, работы здесь много в плане улучшения сервиса, разработки новых продуктов, его проникновения», — отмечает г-н Бегимбетов. Интеграция национальных рынков — весьма сложный и трудоемкий процесс, в ходе которого необходимо унифицировать законодательства стран, договориться об общих правилах игры, чтобы крупные иностранные игроки не доминировали на общем рынке. А главное, появление страхового рынка ШОС полностью зависит от политической воли национальных правительств, склонных проводить политику протекционизма. Вполне возможно, что идея так и останется проектом на бумаге, а совместная работа локальных страховщиков будет строиться на создании отдельных программ или допуске иностранной СК на рынок в обмен на вхождение своей национальной компании на рынок соседней страны.
Татьяна БАТИЩЕВА, автор «Эксперт Казахстан»
Вся пресса за 25 мая 2009 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Иностранцы в России, Маркетинг, За рубежом, Сотрудничество
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
25 ноября 2024 г.
|
|
tengrinews.kz, Алматы, 25 ноября 2024 г.
Что дает ОСМС казахстанцам? Разбираемся в системе медстрахования
|
23 ноября 2024 г.
|
|
Внешнеэкономические связи, 23 ноября 2024 г.
Европейские пилоты потребовали новые страховки из-за полетов над зонами боевых действий
|
|
РБК (RBC.ru), 23 ноября 2024 г.
Европейские пилоты пожаловались, что их заставляют летать над зонами боев
|
22 ноября 2024 г.
|
|
Новости Армении-NEWS.am, 22 ноября 2024 г.
Премьер-министр Армении: Мы пока не готовы к переходу на медицинское страхование
|
|
SecurityLab, 22 ноября 2024 г.
Что защитит защитников? Новый подход к страхованию для CISO
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Предлагаемые надбавки к капиталу за ископаемое топливо не повлияют на рейтинги европейских страховщиков: Fitch
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
ACORD представляет стандартизированное приложение по страхованию жизни для оптимизации отраслевых практик
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Страхование имеет решающее значение для ускорения финансирования мер по борьбе с изменением климата
|
21 ноября 2024 г.
|
|
Sputnik Азербайджан, 21 ноября 2024 г.
Нейрохирургия и офтальмология: в Азербайджане расширят пакет услуг по ОМС
|
|
Кабар, Бишкек, 21 ноября 2024 г.
Сотрудники Минфина первыми массово застраховали свои автомобили и жилье
|
|
Кабар, Бишкек, 21 ноября 2024 г.
В Кыргызстане сохраняется тенденция роста доходов страховых компаний
|
20 ноября 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 ноября 2024 г.
Tokio Marine формирует партнерство для повышения устойчивости городов с помощью финансовых и страховых решений
|
|
110km.ru, Санкт-Петербург, 20 ноября 2024 г.
Мошенник в костюме медведя пытался обмануть страховую компанию
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 ноября 2024 г.
Рост уровня проникновения страхования в Индии может привести к ежегодной экономии в размере $10 млрд
|
19 ноября 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 ноября 2024 г.
Previsico запускает Instacasting — передовое решение по борьбе с наводнениями
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 ноября 2024 г.
Ожидается, что застрахованные убытки от наводнения в Испании превысят 4 млрд евро: Morningstar DBRS
|
|
CarsWeek, 19 ноября 2024 г.
ОСАГО по-белорусски: почему в России полисы в 4-5 раз дороже, чем у соседей
|
 Остальные материалы за 19 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail
 Рейтинги популярности
|
|
|
|
|
|