mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Прямая речь
Интервью
Мнения
Анализ
Пресса
Пресс-релизы
События (Фото)


Пресса

  Найтиглавное, по изданию,  по теме, за  период   Получать: на e-mail, на свой сайт
  Рейтинги популярности


Финансы, 19 июня 2000 г.

Основы государственного надзора за страховой деятельностью в Украине
2203 просмотра

Комитет по делам надзора за страховой деятельностью (Укрстрахнадзор) был создан как центральный орган государственной исполнительной власти, подведомственный Кабинету Министров Украины.

На него были возложены функции обеспечения реализации государственной страховой политики и осуществления государственного надзора за страховой деятельностью. В соответствии с Указом Президента Украины от 12.11.99 № 1468/99 установлено, что деятельность Укрстрахнадзора направляется и координируется Кабинетом Министров Украины уже через Министерство финансов Украины. Трансформация экономики Украины в направлении рынка не потребовала реформирования структуры центральных органов государственной власти. С целью улучшения структуры органов исполнительной власти и повышения эффективности государственного управления, в соответствии с Указом Президента Украины от 15.12.99 № 1573/99, Комитет по делам надзора за страховой деятельностью был ликвидирован, а его функции возложены на Министерство финансов Украины.
Закон «О страховании» к основным функциям органа страхового надзора относит: ведение единого государственного реестра страховщиков (перестраховщиков); выдача лицензий на проведение страховой деятельности; контроль за платежеспособностью страховщиков относительно выполнения их страховых обязательств перед страхователями; установление правил формирования, размещения и учета страховых резервов; разработку нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, которая отнесена Законом к компетенции органа страхового надзора; обобщение практики страховой деятельности, разработка и предоставление в установленном порядке предложений относительно развития и усовершенствования законодательства Украины о страховой деятельности; участие в осуществлении мероприятий по повышению квалификации кадров для страховой деятельности.
Кроме того, орган страхового надзора имеет право:
в границах своей компетенции получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности и информацию об их финансовом состоянии, а также информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков и граждан, необходимую для выполнения возложенных на него функций;
проводить проверку правильности применения страховщиками законодательства Украины о страховой деятельности и достоверности их отчетности по показателям, которые характеризуют выполнения договоров страхования, не чаще одного раза в год, назначать проведение за счет страховщика дополнительной обязательной аудиторской проверки с определением аудитора;
при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства Украины о страховой деятельности давать им предписания об их устранении, а в случае невыполнения предписаний останавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков до устранения выявленных нарушений или принимать решения об отзыве лицензий и исключения из государственного реестра страховщиков (перестраховщиков);
обращаться в арбитраж с иском об упразднении государственной регистрации страховщика как субъекта предпринимательской деятельности.

Страхнадзор имеет и другие права, предоставленные ему действующим законодательством. Он осуществляется в трех направлениях: (1) получение от страховщиков документов на лицензирование; (2) ежеквартальной отчетности и ее анализ; (3) осуществление проверок страховых компаний на месте, а при выявлении нарушений наложение соответствующих санкций.
Выход на страховой рынок большого числа страховых компаний, отсутствие в обществе и у предпринимателей достаточных знаний и навыков в области страхования усиливают потребность в обеспечении защиты интересов сторон страхового договора через систему лицензирования страховых компаний до начала их деятельности и дальнейшего надзора за выполнением законодательства.
Лицензия – документ, который подтверждает право на проведение конкретных видов страхования (перестрахования) при соблюдении правил страховой деятельности.
Нужно также сказать, что с целью обеспечения большей стабильности рынка страхования и защиты потребителей страховых услуг страховые компании не должны иметь возможности входить в рынок и произвольно уходить с него. В процессе лицензирования проверяется. Насколько новичок предан рынку, насколько серьезны его намерения и способность реализовать их, а это возможно лишь при условиях тесного контакта органов надзора с заявителями.
Условия лицензирования предусматривают механизм предварительного контроля за достаточностью собственных средств, включая уставный капитал.
По состоянию на 01.01.95 в Государственный реестр страховщиков (перестраховщиков) занесено 655 страховых компаний, из которых 60 зарегистрированы как субъекты предпринимательской деятельности до 01.01.92; 99 страховых организаций – в 1992 г., 283 – в 1993 г. и за 1994 г. зарегистрировано 213 страховых организаций.
За период с 05.07.96 по 01.04.97 произошло значительное сокращение численности страховщиков. Это процесс объективный, который связан, в первую очередь, с постепенным повышением требований к платежеспособности страховщиков (рис. 1).

Минимальный размер уставного фонда страховщика составляет теперь 100 тыс. экю (евро), а для страховщиков, созданных с участием иностранных юридических и физических лиц – 500 тыс. экю (евро). Причем не менее 60% его должно быть в денежной форме. Последующая перерегистрации привела к сокращению численности страховых компаний. Впрочем, довольно скоро началось новое постепенное увеличение, и эта тенденция будет сохраняться вплоть до тех пор, когда страховым компаниям будут предъявлены новые, повышенные требования.
Существует достаточно большая степень концентрации. В 1994 г. на первые восемь страховых организаций приходилось около 51% от общего объема собранной страховой премии; в 1995 г. 51% приходился уже на 11 страховых организаций; в 1996 г. доля восьми страховых компаний составила 52% от общего объема собранной страховой премии; в 1997 г. 52% было аккумулировано у 10 страховых компаний, а в 1998 г. доля восьми страховых компаний составляла 51% в общем объеме собранных страховых платежей.
Этот процесс тоже объективен и имеет положительный смысл, ведь с рынка вследствие этого устраняются неплатежеспособные страховщики, а их место занимают экономически стойкие, платежеспособные компании, увеличение финансового потенциала которых предопределяет стабильное и динамичное развитие страхового рынка.
Следует отметить и неравномерное распределение страховых компаний по регионам (рис. 2).

Наиболее выражена концентрация страховых компаний в центральных и промышленно развитых регионах, где происходит значительное движение денежных средств и соответственно возрастает потребность в их обеспечении страховой защитой.
Для начала своей деятельности страховая компания должна иметь достаточный оплаченный уставный капитал.
На первых порах размер уставного фонда был установлен на уровне 5 тыс. долл. США, а с принятием Закона Украины «О страховании» требования к его размеру возросли, минимальный уставный фонд был установлен в размере 100 тыс. экю (евро), а для компаний, созданных с участием иностранных юридических и физических лиц – 500 тыс. экю (евро). Причем доля денежных взносов в уплаченном уставном фонде страховщика должна быть не меньше 60%. Допускается уплата денежной части взносов в уставный фонд страховщика государственными ценными бумагами по их нарицательной стоимости, но не больше 25% общего размера уставного фонда. Запрещается использовать для формирования уставного фонда средства страховых резервов, а также средства, полученные в кредит и под залог, вносить нематериальные активы.
Установление требований к структуре уставного фонда на законодательном уровне содействует тому, что в распоряжении страховщика оказываются ликвидные средства уставного фонда, и в случае недостаточности страховых резервов он может в любой момент ими воспользоваться.
Нужно указать, что с развитием страхового рынка средний размер уставного фонда постоянно увеличивается, так как на законодательном уровне повышаются требования к минимальному уставному фонду и страховые компании сами стремятся к его увеличению до объемов, позволяющих принимать значительные страховые обязательства, выполнение которых обеспечится за счет собственных активов (рис. 3).

При наличии у страховщика хотя бы минимального уставного фонда, подтвержденного справкой банка и актом аудиторской проверки (для подтверждения уплаты части уставного фонда иными ценностями), для получения лицензии страховщик подает в орган страхового надзора заявление, к которому прилагаются: копии учредительных документов и копия свидетельства о регистрации; справка о финансовом состоянии учредителей страховщика, подтвержденная аудитором (аудиторской фирмой), если страховщик создан в форме полного, или коммандитного общества, или общества с дополнительной ответственностью; правила (условия) страхования; экономическое обоснование запланированной страховой (перестраховочной) деятельности; информация об участниках страховщика, о председателе исполнительного органа и его заместителях, копия диплома руководителя о высшем образовании, информация о наличии соответствующих сертификатов в случаях, предусмотренных органом страхового надзора.
Установление этих условий для получения лицензии есть своеобразный фильтр, который позволит отсеять эфемерные и теневые компании.
Создание эффективной защиты страхового бизнеса усложнено, поэтому от органа страхового надзора в первую очередь зависит эффективность защиты интересов страхователей и повышение уровня деятельности страховых компаний путем установления определенного уровня обеспечения платежеспособности страховых компаний и жесткого соблюдения дисциплинарных процедур.
На протяжении 1994-1998 гг. Комитетом по делам надзора за страховой деятельностью было проведено более тысячи плановых и внеплановых проверок деятельности страховщиков Украины. За грубые нарушения страхового законодательства – и невыполнение приказов Комитета только в 1994-1996 гг. было отозвано 280 лицензий на право осуществлять страховую деятельность, приостановлено и ограничено действие лицензии у 174 страховщиков, выдано большое количество предписаний.
В 1997 г. по результатам проверок выдано 121 предписание по устранению недостатков, тем не менее основные усилия были направлены на углубленный анализ квартальной и годовой отчетности страховщиков, в результате чего 141 страховщику выданы предписания, в двух случаях приостановлено действие лицензий, в одном случае отозвана лицензия. На протяжении 1998 г. Комитетом по делам надзора за страховой деятельностью по результатам проведенных проверок соблюдения страхового законодательства было выдано 228 предписаний относительно устранения выявленных нарушений. По состоянию на 01.01.99 у шести страховщиков было приостановлено действие лицензий, у одиннадцати лицензии отозваны, из них три ликвидированы как субъекты предпринимательской деятельности.
Текущий надзор за деятельностью страховых компаний состоит в получении от страховщиков отчетности и анализе ее, проведении проверок страховых компаний на месте, а при выявлении нарушений – наложении соответствующих санкций. Все это требует поддержания регулярных контактов с руководством компаний и глубокого понимания природы страховой деятельности. Цель надзора за деятельностью страховых компаний состоит не только в проверке платежеспособности на дату предоставления компанией финансовой отчетности, но и в том, чтобы оценить ее способность выполнять свои обязательства.
Наиболее характерными нарушениями и главными недостатками в 1994-1998 гг. были: нарушение структуры размещения страховых резервов; не обеспечение установленных соотношений между суммой уставного фонда и страховых резервов и объемом принятых страховых обязательств; неперестрахование принятых рисков по договорам страхования с высокими страховыми обязательствами; занятие видами деятельности, которые не предусмотрены страховым законодательством Украины; невыполнение своих обязательств перед страхователями (в особенности физическими лицами); нарушение порядка расчетов, в том числе с иностранной валютой; нарушение требований по формированию и размещению страховых резервов и пр.
Для укрепления платежеспособности компаний директивно устанавливается методика расчета нормативного запаса платежеспособности.
Особое внимание следует уделять запасу платежеспособности, включающему финансовые ресурсы (запас), способные служить буфером против возможных негативных изменений в обязательствах и прочих негативных обстоятельств, таких как непредвиденные затраты.
Страховщики в соответствии с объемами страховой деятельности обязаны поддерживать надлежащий уровень фактического запаса платежеспособности (нетто-активов), определяемый путем вычитания из стоимости имущества (общей суммы активов) страховщика суммы нематериальных активов и общей суммы обязательств, в том числе страховых. Страховые обязательства принимаются равными объемам технических резервов. На любую дату фактический запас платежеспособности страховщика должен превышать норматив.
Каждый страховщик должен иметь достаточные резервы, чтобы оплатить все убытки по действующим договорам страхования. Страховые резервы разделяют на технические резервы и резервы по страхованию жизни.
В связи с различным распределением риска, различной методикой определения Тарифной ставки и ее структуры, страховые резервы по рисковым видам страхования и по страхованию жизни имеют отличный один от другого состав и методы расчета.
Нужно сказать, что с принятием Закона Украины «О страховании» и нового порядка формирования резервов убытков и незаработанных премий наметилась стойкая тенденция относительно увеличения объемов сформированных резервов на конец года по отношению к собранным за год страховым платежам (рис. 4 и 5). Это говорит об улучшении запаса платежеспособности страховщиков, ведь обеспечение выполнения страховщиком обязательств обусловлено размером страховых резервов, объем которых должен быть адекватным принятым страховщиком обязательствам.

В условиях рыночной экономики средства резервов вместе с собственными средствами страховщика становятся основным инструментом выполнения страховых обязательств. Поэтому контроль наличия и, главное, достаточности указанных средств для выполнения своих обязательств страховщиком – одна из основных задач деятельности органа страхнадзора.
Не менее важной задачей в связи с обеспечением финансовой устойчивости страховщика является контроль за размещением страховых резервов.
Направленные в страховые резервы премии некоторое время находятся в распоряжении страховщика, поэтому могут быть инвестированы на принципах безопасности, прибыльности, ликвидности и диверсифицированности с целью получения дополнительного дохода и должны быть представлены: денежными средствами на расчетном счете; банковскими вкладами (депозитами); недвижимым имуществом; ценными бумагами, которые предусматривают получение доходов; ценными бумагами, которые эмитируются государством; правами требования к перестраховщикам; долгосрочными инвестиционными кредитами (для резервов по страхованию жизни); денежной наличностью в кассе в объемах лимитов остатков кассы, установленных НБУ.
Таким образом, средства страховых резервов, инвестированные страховщиками, подлежат регулированию, так как они являются средствами страхователей и должны быть возвращены им в случае наступления страхового события в размерах, которые могут во много раз превышать уплаченные страхователем страховые платежи.

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать некоторые выводы относительно работы органов страхового надзора в Украине.
Сегодня с уверенностью можно говорить, что государственный надзор Украины за страховой деятельностью позволяет предотвратить финансовые сбои, которые могут возникать при несоблюдении страховщиками требований страхового законодательства. Но нужно иметь в виду, что Украина относится к странам с переходной экономикой, которым присуща значительная нестабильность и большое число бизнес-рисков. Поэтому на данном этапе, учитывая проблему неплатежей в экономике, критическое финансовое положение большинства предприятий-страхователей, низкий уровень платежеспособности населения, а также подорванное доверие населения к финансовой системе, наиболее приоритетным направлением деятельности органа страхового надзора целесообразно считать повышение финансовой надежности и платежеспособности страховщиков. Страховое законодательство предоставляет следующие инструменты:
а) лицензирование страховой деятельности;
б) наличие уплаченного уставного фонда и гарантийного фонда страховщика (специальные и резервные фонды, а также сумма нераспределенного дохода);
в) создание страховых резервов, достаточных для будущих выплат страховых сумм и страховых возмещений, и установление порядка их размещения;
г) установление порога перестрахования как способа сохранения платежеспособности и пр.
Осуществление эффективного надзора за страховой деятельностью – одна из основных предпосылок обеспечения социально-экономической стабильности в обществе, а повышение эффективности работы органов надзора является одной из первоочередных задач для правительства любой страны и требует рассмотрения их деятельности через призму необходимости и достаточности: объективной необходимости введения определенных норм и правил в объемах, достаточных для достижения положительных результатов надзора. Но нужно иметь в виду, что надзор может быть не только полезным, но даже разрушительным с точки зрения конечного влияния. Поэтому эффективность надзора в значительной мере зависит от правильной идентификации сфер страховой деятельности, которые подлежат государственному регулированию.
В арсенале государственного регулирования инвестиционная, фискальная, кредитная и денежная политика или так называемые «рыночные», непрямые методы влияния государства на внешнюю среду страхового бизнеса. Наряду с этим используется и прямое государственное вмешательство в механизм его функционирования – как с помощью законодательной деятельности, так и с помощью надзора за страховой деятельностью.
Мировой опыт показывает, что во всех высокоразвитых странах механизм госрегулирования страхового бизнеса представляет собой органическое единство рыночных и нерыночных методов. Разумеется, в различных странах их соотношение и роль различны, поскольку прямо и непосредственно связаны с уровнем социально-экономического и политического развития каждой из них.
Обобщая сказанное, можно добавить, что государство и страховой бизнес – не антиподы, а партнеры. В основе их партнерства единство коренного, стратегического интереса, который состоит в создании высокоэффективной экономики и достижении высокого уровня благосостояния народа.

А..Л.САМОЙЛОВСКИЙ, главный экономист-финансист управления финансовой деятельности хозяйственных структур Минэкономики Украины
(статья приведена без рисунков)


  Вся пресса за 19 июня 2000 г.
  Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, Страховое право, За рубежом, Регулирование
В материале упоминаются:
Компании, организации:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 0.00 (голосовало: 0 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева:
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
 
Архив прессы
П В С Ч П С В
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    
Текущая пресса

30 августа 2024 г.

Tazabek, Бишкек, 30 августа 2024 г.
За 7 месяцев объем страховых премий в Кыргызстане вырос на 51,3%, - Финнадзор


29 августа 2024 г.

КурсивЪ, Астана, 29 августа 2024 г.
В Казахстане самые высокие страховые премии в Центральной Азии – эксперты


28 августа 2024 г.

Office life, Минск, 28 августа 2024 г.
Одна из страховых компаний Беларуси заявила о планах выйти на рынок Азербайджана


27 августа 2024 г.

Казахстанский портал о страховании, 27 августа 2024 г.
Страховая отрасль отстает в принятии GenAI

Казахстанский портал о страховании, 27 августа 2024 г.
Morgan Stanley: тенденции в страховании жизни и страховании имущества расходятся

Казахстанский портал о страховании, 27 августа 2024 г.
Емкость ILS продолжает скромно расширяться на фоне рекордных объемов облигаций

Тренд, Баку, 27 августа 2024 г.
Белорусская страховая компания намерена выйти на рынок Азербайджана


26 августа 2024 г.

Tazabek, Бишкек, 26 августа 2024 г.
В 2023 году заключено более 55 тыс. договоров страхования туризма

МК в Германии, 26 августа 2024 г.
Автостраховка в Германии подорожает: как не переплатить в 2025 году


23 августа 2024 г.

Казахстанский портал о страховании, 23 августа 2024 г.
Азиатские рынки остаются самым быстрорастущим сегментом медицинского страхования, стимулируя поддержку перестрахования

Казахстанский портал о страховании, 23 августа 2024 г.
Улучшение метаболического здоровья может снизить количество случаев заболевания раком в L&H

Казахстанский портал о страховании, 23 августа 2024 г.
AM Best отмечает растущий спрос на параметрическое страхование в 2024 году

Казахстанский портал о страховании, 23 августа 2024 г.
Опрос показывает отсутствие инноваций в технологиях ценообразования в страховой отрасли

Про бизнес, Минск, 23 августа 2024 г.
«Зонт в сумке — это тоже страховой резерв». Как онлайн-платформа Vedaem.by меняет рынок страхования в Беларуси


22 августа 2024 г.

Казахстанский портал о страховании, 22 августа 2024 г.
FCA требует от страховщиков гарантировать справедливую стоимость и хорошие результаты для клиентов

Казахстанский портал о страховании, 22 августа 2024 г.
Владельцам кэптивных компаний рекомендуется проявлять осторожность в отношении киберрисков


21 августа 2024 г.

Казахстанский портал о страховании, 21 августа 2024 г.
Изменение климата и конкуренция стимулируют глобальный рынок страхования от наводнений


  Остальные материалы за 21 августа 2024 г.

  Самое главное
  Найти : по изданию , по теме , за период
  Получать: на e-mail
  Рейтинги популярности