mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Прямая речь
Интервью
Мнения
Анализ
Пресса
Пресс-релизы
События (Фото)


Пресса

  Найтиглавное, по изданию,  по теме, за  период   Получать: на e-mail, на свой сайт
  Рейтинги популярности


Финансы, 20 ноября 2000 г.

Роль страховых компаний в реформе пенсионной системы России
2569 просмотров

В современной России пенсионное обеспечение — первоочередная социально-экономическая проблема, затрагивающая жизненно важные интересы почти 40 млн престарелых, инвалидов и семей, потерявших кормильца.

Государственная пенсионная система Российской Федерации переживает кризис. Она предоставляет гражданам лишь некоторые минимальные гарантии и не обеспечивает российским пенсионерам достойный уровень жизнь.
Главная причина в том, что эта система носит сугубо распределительный характер и основывается на принципе “солидарности поколений”, согласно которому пенсионное обеспечение осуществляется за счет работающих сегодня. Стабильность такой системы находится в прямой зависимости от соотношения численности плательщиков взносов и пенсионеров. Безкризисное существование пенсионной системы, построенной на принципе “солидарности поколений”, как правило, обеспечивается при соблюдении пропорции десять плательщиков — один получатель, поэтому с сокращением первых и увеличением вторых уменьшается размер пенсий (сегодня в России десять плательщиков страховых взносов содержат шесть пенсионеров).
Именно сокращение числа работающих и увеличение числа пенсионеров привело к попыткам изменить пенсионную систему. В 1990 г. был принят Закон “О государственных пенсиях в РСФСР”, а также образован Пенсионный фонд, независимый от государственного бюджета. Страховые платежи в него стали вносить и работающие, и работодатели.
Однако с 1993 г. появились поправки, изменившие страховую суть пенсионной системы. В частности, Пенсионный фонд подчинили Правительству и Минфину, его средства стали расходоваться на выплату нестраховых пенсий (инвалидам войны, семьям погибших военнослужащих и т.п.), на компенсационные выплаты трудоспособным лицам, которые ухаживают за нетрудоспособными, на доставку и пересылку пенсий и т.п.
В результате к настоящему моменту в стране сложилась ситуация, когда пенсионное обеспечение работников практически не зависит от размеров страховых взносов.
Проблема пенсионного обеспечения усугубляется демографической ситуацией в стране. Судя по прогнозам демографов, численность экономически активного населения снижается, рождаемость падает, удельный вес пенсионеров в общей численности населения растет. И если такая демографическая ситуация в России сохранится, то к 2015 г. соотношение плательщиков страховых взносов и пенсионеров станет 10 к 7, а к 2056 г. — 10 к 10,8.

Ясно, что распределительный принцип формирования пенсионного фонда эффективно работать уже не может. К тому же проблему пенсионного обеспечения усугубляет и экономическая ситуация в стране — доходы пенсионеров уменьшаются из-за роста инфляции.
Можно, конечно, попытаться поддерживать пенсионное обеспечение российских граждан на неизменном уровне с помощью повышения и без того высоких пенсионных налогов либо увеличения возраста выхода на пенсию. Но это лишь краткосрочные и малоэффективные меры, которые не могут решить проблему коренным образом.
Совершенно очевидно, что действующая ныне система пенсионного обеспечения в полной мере не удовлетворяет никого: ни пенсионеров из-за явно низкого уровня пенсии (300-600 руб.); ни работодателей из-за высоких страховых взносов в Пенсионный фонд — 28%; ни законодательную и исполнительные власти из-за недовольства населения низким уровнем жизни пенсионеров; ни регионы из-за того, что одни из них (доноры) должны делиться с другими, которые, в свою очередь, считают, что выделяемые им дотации слишком малы; ни сам Пенсионный фонд из-за того, что он не в состоянии собрать необходимые ему средства.
Эти обстоятельства и привели к необходимости кардинального изменения характера ответственности за уровень пенсионного обеспечения, которая в новых экономических условиях должна возлагаться на работника, работодателя и государство.
Наиболее эффективным путем решения данной проблемы является рационализация и оптимизация самой пенсионной системы, создание новых форм негосударственного пенсионного обеспечения, переход (полностью или частично) на накопительный принцип формирования пенсионной системы.
Накопительный принцип основан на том, что работающий сегодня “копит” свою пенсию, а ее размер непосредственно зависит от величины его пенсионных взносов, пропорционально заработной плате и трудовому стажу.
Введение накопительного элемента в пенсионную систему позволило бы снизить нагрузку на распределительную пенсионную систему, поскольку по крайней мере часть дохода пенсионера обеспечивалась бы из его отложенных сбережений, сделанных за время трудовой деятельности. Такая система могла бы также заинтересовать самого работника в уплате пенсионных взносов, так как от их размера напрямую зависела бы величина будущей пенсии.

Накопительная пенсионная система позволит:
• гражданам самим позаботиться о своей пенсии в работоспособном возрасте, достичь более высоких стандартов пенсионного обеспечения, сохранив привычный для них уровень жизни, обезопасить свою пенсию от всевозможных социальных потрясений;
• работодателям напрямую позаботиться о достойной старости своих сотрудников;
• государству:
а) ликвидировать зависимость пенсионного обеспечения от демографической ситуации в стране, от соотношения работающих и пенсионеров, при этом сохранится зависимость от темпов экономического роста);
б) обеспечить дифференциацию пенсий в зависимости от того, сколько сумел накопить человек и насколько эффективно были инвестированы его накопления;
в) уменьшить число людей, зависящих от его поддержки;
г) не “раздувать” государственные социальные программы;
д) получить долгосрочные инвестиционные ресурсы в виде страховых резервов, сформированных по договорам пенсионного страхования.
Использование негосударственных источников финансирования пенсий проверено временем. В западных странах получение людьми дополнительной негосударственной пенсии — явление вполне обычное. Но даже при относительно благополучном положении ситуация, а тем более перспективы не безоблачные.
По данным экспертов, к 2030 г. объем ничем не подкрепленных финансовых обязательств западных государств перед пенсионерами достигнет астрономической суммы в 35 трлн долл. По приведенным в Давосе статистическим оценкам Организации экономического сотрудничества и развития, если сейчас одного среднестатистического пенсионера содержат 4,5 работающих (в США — 3,5, в Голландии — 3,1, в Великобритании — 2,6, в Испании — 1,8), то к 2010 г. это соотношение изменится, станет 1 к 2.

Каким же образом в развитых странах решается проблема пенсионного обеспечения?
Там создана трехуровневая система формирования пенсионных фондов.
Первый уровень — за счет отчислений граждан по линии государственных пенсионных программ. Второй — за счет отчислений работодателей в те же государственные фонды. И третий уровень — покупка гражданами страховых полисов долгосрочного страхования жизни (пенсионного страхования) или же иных продуктов, которые могут гарантировать дополнительный источник дохода после выхода на пенсию.
Все эти три компонента пенсионной системы развитых стран Запада и обеспечивают пенсионную защиту граждан. Первые две составляющие (обязательные отчисления работников и работодателей) являются доминирующими в странах Западной Европы — Франции, Германии, Италии. Последняя получила серьезное развитие в Англии, США и Японии.
Однако, повторяем, даже при такой пенсионной системе развитые страны начинают сталкиваться с серьезными трудностями, связанными большей частью с продолжающимся процессом старения населения Европы и Японии, а также старением населения периода “бума деторождаемости” в США.
Первый и второй способы в странах Запада, как и в России, базируется на распределительном принципе, поэтому с уменьшением работающего населения и увеличением числа лиц, выходящих на пенсию, сокращается число лиц, платящих в фонды государственной пенсионной программы, и увеличивается число лиц, имеющих законное право на получение гарантированной государством пенсии. Поэтому данная система, если ее не реформировать, будет давать сбои.
Правительства всех ведущих стран стоят перед выбором: либо изменить ставки уплаты взносов по линии государственной пенсионной защиты, либо предоставить гражданам льготы в приобретении инструментов, которые позволят иметь гарантированный источник дохода после выхода на пенсию.
Одним из таких инструментов является полис дополнительного пенсионного страхования. На сегодняшний день большинство западных экспертов в области пенсионного обеспечения сходятся на мысли о предпочтении расширения льгот по приобретению полисов долгосрочного пенсионного страхования, нежели увеличения ставок взносов по линии государственной пенсионной программы.
Этот вывод они делают на основании того, что государственные расходы на пенсионные программы и так слишком велики и дальнейшее их увеличение просто невозможно. Поэтому большинство западных экспертов решение проблемы пенсионного обеспечения граждан видят в повышении роли страховых компаний, занимающихся долгосрочным страхованием жизни, в том числе пенсионным страхованием. По их мнению, роль накопительной составляющей в пенсионном обеспечении будет расти.
Необходимо также отметить, что государства большинства стран, сокращая уровень расходов на социальные нужды, создают для граждан и предприятий систему льгот и преференций, позволяющую покупать продукты по долгосрочному страхованию жизни, в том числе пенсионному страхованию, которые компенсируют сокращение государственных расходов.
Таким образом, можно сделать вывод, что все страны постепенно отходят от государственной модели и движутся в сторону смешанной (трехуровневой) модели. Логично предположить, что России в долгосрочной перспективе предстоит пойти по пути этих стран. И в этом направлении уже были сделаны определенные шаги.

В августе 1995 г. Правительством РФ была принята Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации (Постановление № 790 от 7.08.95 г.), которая предусматривает создание трехуровневой системы: базовая (социальная) государственная пенсия; трудовая государственная пенсия; негосударственная пенсия.
Сущность негосударственного пенсионного обеспечения состоит в том, что она позволяет работнику предприятия или иному физическому лицу получать дополнительную пенсию за счет добровольных пенсионных или страховых взносов самого работника или третьих лиц в его пользу.
Вторым шагом стал разработанный и внесенный Правительством РФ в Государственную Думу РФ в октябре 1999 г. проект Закона “Об основах пенсионной системы в Российской Федерации”, также предусматривающий создание трехуровневой пенсионной системы. Указанный законопроект предполагает, что пенсионная система РФ будет включать в себя: государственное пенсионное страхование; государственное пенсионное обеспечение; дополнительное пенсионное страхование и обеспечение.
Ст. 23 законопроекта указывает, что “дополнительное добровольное пенсионное страхование осуществляется страховщиками, негосударственными пенсионными фондами, имеющими лицензии на право осуществления дополнительного пенсионного страхования, и другими организациями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также субъектами пенсионных правоотношений, финансирующими дополнительное добровольное пенсионное страхование”.
Таким образом, в России дополнительное пенсионное страхование и обеспечение предполагается осуществлять через страховые копании и негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Для скорейшего формирования системы негосударственного пенсионного обеспечения необходима государственная поддержка этой отрасли, и в первую очередь создание экономических стимулов для ее развития.
Необходимо вводить поощрение и стимулирование работодателей и работников по обеспечению ими собственных средств на дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение.
В последнее время правительством были предприняты в этом направлении определенные шаги, однако все они касались лишь одного участника рынка негосударственного пенсионного обеспечения — негосударственных пенсионных фондов, в связи с чем другие участники рынка негосударственного пенсионного обеспечения, страховые компании, были поставлены в неравные с НПФ экономические и правовые условия.
Предприятиям стало невыгодно работать со страховыми компаниями по программам пенсионного страхования. Так, предприятие, желающее обеспечить своим работникам дополнительную к государственной пенсию, должно уплатить страховой взнос из прибыли да еще внести 28% этой суммы в Пенсионный фонд: на рубль страхового платежа работодателю придется уплатить еще 66 коп. налогов.
Таким образом, хотя проект Федерального закона “Об основах пенсионной системы в РФ” и предусматривает участие страховых компаний в реформе пенсионной системы, на деле получается, что страховые компании с экономической точки зрения не являются полноценными ее участниками.

Между тем на страховом рынке сформирована инфраструктура для организации процесс негосударственного пенсионного обеспечения, предлагаются разнообразные страховые продукты, имеются квалифицированные кадры, налажено информационное обеспечение. За деятельностью страховщиков осуществляется жесткий контроль со стороны департамента страхового надзора Минфина РФ.
Свыше 1670 страховщиков работают во всех регионах России, причем более 400 российских страховых компаний занимаются долгосрочным страхованием жизни, в том числе и таким его видом, как пенсионное страхование.
Проблемы пенсионного обеспечения граждан страховые компании решают с помощью долгосрочного страхования жизни через его разновидность — дополнительное пенсионное страхование, позволяющее создать дополнительный источник дохода после выхода на пенсию. Целью данного вида страхования является накопление денежных средств, которые после выхода застрахованного на пенсию, позволяют ему получать дополнительные средства.
Страхователь (гражданин или юридическое лицо) в этом виде страхования берет на себя обязательства единовременно или в рассрочку уплачивать страховой взнос, а страховщик — пожизненно или в течение определенного срока выплачивать застрахованному дополнительную пенсию.

Пенсионные страховые программы, разработанные российскими страховщиками как для корпоративного, так и индивидуального страхования, в большинстве своем соответствуют международным стандартам и уже завоевали определенную популярность у населения. Среди наиболее популярных продуктов можно выделить:
• страхование пожизненной пенсии при достижении застрахованным определенного в договоре страхования возраста;
• страхование временной (выплачиваемой в течение определенного в договоре срока) пенсии при достижении застрахованным определенного в договоре страхования возраста;
• страхование семейной пожизненной пенсии, выплачиваемой при дожитии застрахованного до определенного в договоре возраста, а в случае смерти — его законной супруге;
• страхование пенсии по общей нетрудоспособности, произошедшей с застрахованным в результате несчастного случая, с назначением инвалидности или по любой причине с назначением инвалидности, выплачиваемой до снятия с застрахованного группы инвалидности;
• страхование пенсии по общей и профессиональной нетрудоспособности с назначением инвалидности (выплачиваются застрахованному до снятия с него инвалидности);
• страхование пенсии по случаю потери кормильца (смерти застрахованного), выплачиваемой выгодоприобретателю (ребенку/родителям) пожизненно либо в течение определенного в договоре страхования срока.
Эффективность деятельности страховых компаний определяется и наличием отлаженной законодательной базы. Их деятельность регламентируется Законом РФ “Об организации страхового дела в Российской Федерации” и 48-й главой Гражданского кодекса РФ.

Российские страховщики обладают большим интеллектуальным потенциалом, работающим в реальных рыночных условиях, это высококвалифицированные актуарии, юристы, специалисты по управлению активами. Возможности быстро реагировать на запросы рынка позволяют страховщикам поддерживать расходы на ведение дела на уровне 3-5% от поступивших страховых взносов. Надежность страховых компаний подкрепляется грамотным андеррайтингом при заключении договоров страхования (оценка риска и их тарификация), эффективным размещением резервов и четкой системой перестрахования и сострахования.
Страховые компании активно работают с населением, имеют обширные агентские сети.
Клиентами страховых компаний стали уже 7 млн человек, причем 4,5 млн заключили договоры долгосрочного страхования. За 1999 г. страховые компании собрали 96,6 млрд руб., в том числе по страхованию жизни — 44,3 млрд руб. На сегодняшний день в Пенсионном фонде РФ около 30% составляет ”непенсионная” нагрузка (различные “северные” пенсии, пенсии по вредным профессиям и т.п.). У нас огромное число 45-50-летних пенсионеров. Страховые компании могли бы решить и эту проблему. Например, организации, имеющие неблагоприятные условия труда, сами обеспечивали бы определенные социальные гарантии своим работникам. Это можно сделать в виде уплаты за них взносов по дополнительной или “досрочной” пенсии через страховые компании. Страховщики обладают опытом и возможностями (в частности, через актуарные службы) точно оценивать стоимость такого страхования, гарантировать фиксированную надбавку, а также любой возраст выхода на пенсию.
Важнейший вопрос — инвестирование собранных взносов. Размещение резервов страховщиками регламентируется четкими правилами и контролируется с помощью отработанных отчетных форм. Страховщики несут полную ответственность перед застрахованными. Занижение дохода также не имеет смысла, так как чаще всего при страховании стороны заранее оговаривают размер будущей пенсии. Финансовые потоки при этом прозрачны для государства, и оно вполне может рассчитывать на долгосрочные ресурсы страховых компаний.
Практика доказала жизнеспособность страховых компаний. Даже не имея льгот и стимулов к развитию пенсионного страхования для населения, они продолжают успешно работать и завоевывают все большее доверие у россиян. Страховой рынок пережил два острейших финансовых кризиса: в 1995 и 1998 г. Страховщики доказали, что в условиях нестабильной экономики переходного периода им можно доверять. Ни одного серьезного скандала или банкротства отмечено не было. Обязательства “шатающихся” страховщиков подхватывали более сильные компании; системы сострахования и перестрахования позволили страховому рынку выдержать удар.

Приведенные данные свидетельствуют о большом и в то же время плохо используемом потенциале страховых компаний при решении вопросов реформирования пенсионной системы в России, хотя развитие дополнительного пенсионного страхования через страховые компании, прежде всего путем создания благоприятных налоговых условий, было бы экономически оправданным.
При создании системы дополнительного пенсионного обеспечения принято руководствоваться определенными принципами, которые гарантируют ее успешное функционирование. Это принцип:
• 1) свободного волеизъявления, что предполагает право свободного выбора предприятиями и физическими лицами заключать договор пенсионного страхования с НПФ или страховыми компаниями;
• 2) полноценного финансового контроля со стороны государства за деятельностью страховых компаний и НПФ. Ситуация, при которой Министерство труда и социального обеспечения РФ осуществляет регулирование деятельности НПФ через Инспекцию НПФ, а Министерство финансов — страховых компаний, является не вполне понятной, поскольку речь идет о едином финансовом сегменте экономики страны. При этом в большинстве развитых стран Запада логичной является ситуация, когда деятельность НПФ и страховых компаний регулируется одним контролирующим органом;
• 3) создания равных экономических и правовых условий для всех участников этого рынка.
Создание же таких условий предполагает:
• 1) введение в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (раздел I, пункт 2, подпункт “р”), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 г. № 552, включив в него платежи по договорам долгосрочного страхования жизни (на срок более пяти лет), в том числе пенсионного страхования, заключенным со страховыми компаниями, что было уже установлено ранее для негосударственных пенсионных фондов;
• 2) в Перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (утвержден Постановлением РФ от 07.05.97 г. № 546), восстановить суммы платежей работодателей по договорам долгосрочного страхования жизни (на срок более пяти лет), в том числе договорам пенсионного страхования, что было уже установлено ранее для негосударственных пенсионных фондов.
Совместная работа представителей законодательной и исполнительной власти, НПФ и страховых компаний, а также всех остальных заинтересованных участников рынка негосударственного пенсионного обеспечения должна привести к тому, что в России наконец-то будет построена эффективная пенсионная система, способная обеспечить нашим гражданам достойный уровень жизни в пенсионном возрасте.

Н.П. НИКОЛЕНКО, вице-президент Промышленно-страховой компании, кандидат экономических наук


  Вся пресса за 20 ноября 2000 г.
  Смотрите другие материалы по этой тематике: Инструменты, Пенсионное страхование, Маркетинг, За рубежом

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 0.00 (голосовало: 0 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева:
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
 
Архив прессы
П В С Ч П С В
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      
Текущая пресса

25 июля 2024 г.

КурсивЪ, Астана, 25 июля 2024 г.
Сколько денег страховые компании будут выплачивать за врачебные ошибки и в каких случаях

UzDaily.uz, 25 июля 2024 г.
INSON должна выплатить страховое возмещение 173 гражданам

Деловой Казахстан, 25 июля 2024 г.
Правительство разберется с бюрократией при выплатах пострадавшим от ЧС

Казахстанский портал о страховании, 25 июля 2024 г.
Без резервных планов глобальные сбои в работе ИТ-систем повторятся

Казахстанский портал о страховании, 25 июля 2024 г.
Менеджеры по рискам назвали искусственный интеллект и прорывные технологии главными новыми рисками

Казахстанский портал о страховании, 25 июля 2024 г.
Какую выплату получат пациенты за вред здоровью из-за ошибки врачей

Казахстанский портал о страховании, 25 июля 2024 г.
Сбой в работе CrowdStrike вряд ли окажет существенное влияние на результаты перестраховщиков Fitch

Казахстанский портал о страховании, 25 июля 2024 г.
Предупреждение о триггере: формулировки полисов киберстрахования повлияют на покрытие технических сбоев

Казахстанский портал о страховании, 25 июля 2024 г.
Отмечены 19 отдельных страховых случаев на миллиард долларов в первой половине 2024 года

Казахстанский портал о страховании, 25 июля 2024 г.
По данным опроса GlobalData, киберриск является «самой значительной угрозой для страховой отрасли»

Казахстанский портал о страховании, 25 июля 2024 г.
CrowdStrike может стать крупнейшим киберубытком со времен NotPetya, предварительная оценка составляет $9 млрд

БелТА (Белорусское телеграфное агентство), Минск, 25 июля 2024 г.
Ущерб от сбоя Crowdstrike превысил $5 млрд


24 июля 2024 г.

Казахстанский портал о страховании, 24 июля 2024 г.
Уязвимости небанковских организаций открывают двери для шоков

РИА Новости, 24 июля 2024 г.
Убытки крупнейших компаний США после глобального IT-сбоя превысят $5 млрд – Parametrix

Агентство нефтегазовой информации, 24 июля 2024 г.
Британский страховщик West заявил, что санкции против Ингосстраха усложняют процесс страховых выплат

speedme.ru, 24 июля 2024 г.
Не покупайте электромобили: названа еще одна причина, по которой вы заплатите больше

Казахстанский портал о страховании, 24 июля 2024 г.
Сбой CrowdStrike – «проверка боем» для рынка киберпере/страхования


  Остальные материалы за 24 июля 2024 г.

  Самое главное
  Найти : по изданию , по теме , за период
  Получать: на e-mail
  Рейтинги популярности