mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Прямая речь
Интервью
Мнения
Анализ
Пресса
Пресс-релизы
События (Фото)


Пресса

  Найтиглавное, по изданию,  по теме, за  период   Получать: на e-mail, на свой сайт
  Рейтинги популярности


Финансы, 20 ноября 2000 г.

Основные направления взаимодействия стран СНГ в страховании
2629 просмотров

Страхование, как явление экономической жизни, носит транснациональный характер. Это особенно очевидно на фоне выраженной тенденции к углублению экономической интеграции в глобальном масштабе. В русле этой тенденции и сотрудничество государств Содружества в сфере страхования становится еще актуальнее, тем более, что для этого имеются соответствующие предпосылки.

Дело в том, что современные страховые системы стран, ранее представлявших собой союзные республики, имеют общую исходную базу: все они вышли из советской системы страхования, что, несмотря на различия в направлении и темпах становления национальных страховых рынков, определяет общность и схожесть проблем строительства отечественной системы страхования в той или иной стране. Решение этих проблем при помощи интеграции, последовательных шагов по сближению законодательных основ страховой деятельности, обмена опытом представляется наиболее эффективным и экономически оправданным.
Стратегической целью сотрудничества с государствами-членами СНГ в области страхования должно стать образование единого страхового пространства на территории Содружества. Это в частности предполагает: свободное движение страховых услуг и капиталов страховщиков, обеспечение условий для частной конкуренции; единообразную нормативно-правовую базу страховой деятельности и страхового надзора; общую концепцию развития страхового дела, его государственного регулирования; единую политику в отношении деятельности иностранных страховых компаний на рынках стран-участниц, перестрахование за рубежом и т.д.; единую систему финансовой и статистической отчетности.
Однако формирование единого страхового пространства связано с решением многих непростых проблем и длительного времени: для создания законодательных основ европейского страхового рынка понадобилось 30 лет. Поэтому сегодня на первый план выходит задача активизации сотрудничества по вопросам, в решении которых наиболее заинтересованы страны Содружества и для решения которых имеются уже определенные предпосылки.

Одним из таких направлений сотрудничества станет разработка и подписание межправительственных соглашений между странами СНГ по некоторым конкретным вопросам страхования, в том числе таким, как страхование ответственности перевозчиков пассажиров на транспорте, владельцев автомототранспортных средств, медицинское страхование граждан, находящихся за пределами своего государства, но в пределах СНГ.
В июле 1999 г. обнародован проект российско-украинского соглашения о медицинском страховании граждан этих стран во время нахождения их вне страны проживания. Украина не случайно оказалась первой среди государств, с которыми будет подписано такое соглашение. На долю граждан этой республики приходится около 40% всех иностранцев и две трети граждан СНГ, временно въезжающих на территорию России. Причем 70% их поездок носили в 1998 г. частный характер. Аналогичная ситуация и с нашими соотечественниками в Украине.
Проект соглашения предусматривает введение системы медицинских расходов россиян на территории Украины и украинских граждан в РФ. Взносы будут платить сами граждане в добровольном порядке, а полисы планируется продавать через железнодорожные и авиакассы, на таможенных и пограничных пунктах. Причем страховые компании Украины будут распространять у себя российские полисы, а отечественные страховщики станут продавать полисы украинских компаний. Страховые организации обязуются нести ответственность по договорам, заключаемым от их имени компаниями другой страны. Для участия в этой программе среди страховщиков будет проведен конкурс. В настоящее время соглашение находится в стадии доработки и, возможно, российско-украинская система медицинского страхования заработает уже в этом году.
Другое важное направление сотрудничества — подписание соглашений о принципах создания совместных международных страховых компаний и допуска страховщиков, перестраховщиков и страховых брокеров, имеющих национальные лицензии, на территории стран содружества. Организация совместных компаний и пулов наиболее целесообразна для страхования крупных рисков в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте. Допуск страховщиков других стран СНГ на национальный рынок порождает ряд проблем, требующих предварительного решения. В Украине, например, минимальный размер уставного капитала отечественной страховой компании не может быть менее 120 тыс. долл. по курсу обмена валют на 09.10.98, а для компаний, созданных с участием иностранного капитала — 610 тыс. долл. Доля денежных взносов в оплаченном уставном капитале должна быть не менее 60%.
В Беларуси же минимальная величина капитала по видам страхования иным, чем страхование жизни, составляет 39 тыс. долл. С таким минимальным капиталом страховщику разрешается проводить пять видов страхования. По страхованию жизни требуется уставный капитал в сумме 190 тыс. долл., а по перестрахованию — 120 тыс. долл. Поэтому страховой компании Беларуси сегодня трудно будет рассчитывать, имея национальную лицензию, на допуск на украинский страховой рынок. К тому же законодательство Украины запрещает страховщикам осуществлять одновременно операции по страхованию жизни и иным видам страхования, чего нет в других странах Содружества. Неодинаковы в странах и перечни видов страховой деятельности, на которые выдаются лицензии.

Все это свидетельствует о том, что взаимное предоставление национальных режимов страховщикам из других стран СНГ возможно при существенном сближении требований, касающихся условий лицензирования, контроля за платежеспособностью и финансовой устойчивостью страховых компаний и др.
Проблемы взаимного допуска страховщиков внутри СНГ целесообразно решать поэтапно: сначала в части операций по видам иным, чем страхование жизни, а затем, по мере накопления опыта, и по страхованию жизни. История создания западноевропейского страхового рынка подтверждает обоснованность такой постановки вопроса. Так, первая Директива Совета ЕС от 24 июля 1973 г. открывала доступ к деятельности на рынки стран ЕС по видам прямого страхования, кроме страхования жизни. Соответствующая же директива по страхованию жизни была принята почти через шесть лет — 5 марта 1979г.
Актуально и совершенствование механизмов сотрудничества в области перестрахования. Как отмечалось на VI конференции страховщиков в Дагомысе, рынок перестрахования в государствах Содружества более профессионален и развит, нежели рынок прямого страхования. Однако и здесь имеются свои проблемы. Это и последствия общеэкономического кризиса, и несовершенство правового регулирования страховых и перестраховочных операций в странах СНГ, это и проблемы учета перестраховочных операций и их налогообложения. Почти все государства законодательно или экономически (через налоги) ограничивают перестрахование в зарубежных компаниях.
Некоторые из названных проблем можно было бы решить посредством разработки и принятия межгосударственных соглашений.
Привлекая перестраховочные емкости других стран СНГ, национальный страховщик (перестраховщик) будет меньше обращаться к перестраховщикам дальнего зарубежья, хотя нельзя не отметить, что перестраховочная емкость стран СНГ не столь уж и велика. Так, например, совокупный уставный капитал украинских страховщиков по состоянию на 1 января 1998 г. составлял 60 млн долл. США, а их нетто-активы — 214,4 млн долл. В других странах, кроме РФ, эти показатели еще ниже.
Сегодня в рамках СНГ существует таможенный союз, заключены договор о создании экономического союза, соглашение о зоне свободной торговли, соглашение о создании платежного союза, ряд межправительственных двусторонних соглашений по экономическим вопросам. На этом фоне несколько странным выглядит отсутствие действий стран Содружества по выработке их общей позиции при вступлении в ВТО. Более того, заявки государств СНГ на присоединение к ВТО не согласованы даже принципиально. Это означает, что если одна страна вступает в ВТО на условиях открытого страхового рынка, то открываются все прочие интегрированные с ней страховые рынки стран СНГ.

Основополагающими принципами сотрудничества стран СНГ в области страхования должна стать добровольность и равноправие, сбалансированность интересов, учет национальных особенностей развития, выбор наиболее приемлемых форм взаимодействия. Речь может идти как о двусторонних, так и о многосторонних контактах, учитывающих различную степень интегрированности и подразумевающих различные направления сотрудничества, в наибольшей степени отвечающих интересам и объективным возможностям его участников.
Процесс сотрудничества может нормально протекать лишь при наличии политической воли руководителей государств-членов СНГ к дальнейшему углублению экономической интеграции, а также при осознании ими важности страхования как одной из стратегических отраслей народного хозяйства.
Основные предложения о возможных направлениях взаимодействия российского страхового рынка со страховыми рынками стран-участников СНГ так или иначе сводятся прежде всего к необходимости сближения их законодательной базы.
Российское страховое законодательство, во многом схоже с аналогичным законодательством стран, входящих в СНГ. При всем том основные проблемы взаимоотношений в сфере страховой деятельности остаются нерешенными до настоящего времени. Наше законодательство о договоре страхования заметно уступает аналогичному законодательству не только стран ЕС, но и СНГ. До сих пор у нас не выработано норм, регулирующих взаимное страхование.
Пока еще не разработан и не принят закон “Об основах проведения обязательного страхования в Российской Федерации”. А он крайне необходим, поскольку, не имея перечня всех возможных видов обязательного страхования, нельзя ограничить их количественный рост. Уместно использовать опыт Украины, где в законе “О страховании” дан перечень 26 видов обязательного страхования. Между тем среди российских страховщиков распространилось мнение о наличии более чем 40 видов обязательного страхования как действующих, так и подлежащих введению. Видимо, оправданным является принятие не разрозненных, а единого закона “О страховании профессиональной ответственности”. Он позволит решать вопросы возмещения вреда на общей методологической основе, а все профессиональные особенности могут быть учтены в типовых правилах и договорах страхования.
Целесообразно также изменить порядок введения обязательного страхования, разграничить виды страхования, которые действуют на всей территории страны, и виды страхования, право введения которых на определенной территории предоставляется органам власти субъектов Федерации.

А.П. ПЛЕШКОВ, заведующий сектором страхования НИФИ Минфина РФ, кандидат экономических наук
(Окончание следует)


  Вся пресса за 20 ноября 2000 г.
  Смотрите другие материалы по этой тематике: Перестрахование, За рубежом, Сотрудничество

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 0.00 (голосовало: 0 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева:
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
 
Архив прессы
П В С Ч П С В
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      
Текущая пресса

25 июля 2024 г.

КурсивЪ, Астана, 25 июля 2024 г.
Сколько денег страховые компании будут выплачивать за врачебные ошибки и в каких случаях

UzDaily.uz, 25 июля 2024 г.
INSON должна выплатить страховое возмещение 173 гражданам

Деловой Казахстан, 25 июля 2024 г.
Правительство разберется с бюрократией при выплатах пострадавшим от ЧС

Казахстанский портал о страховании, 25 июля 2024 г.
Без резервных планов глобальные сбои в работе ИТ-систем повторятся

Казахстанский портал о страховании, 25 июля 2024 г.
Менеджеры по рискам назвали искусственный интеллект и прорывные технологии главными новыми рисками

Казахстанский портал о страховании, 25 июля 2024 г.
Какую выплату получат пациенты за вред здоровью из-за ошибки врачей

Казахстанский портал о страховании, 25 июля 2024 г.
Сбой в работе CrowdStrike вряд ли окажет существенное влияние на результаты перестраховщиков Fitch

Казахстанский портал о страховании, 25 июля 2024 г.
Предупреждение о триггере: формулировки полисов киберстрахования повлияют на покрытие технических сбоев

Казахстанский портал о страховании, 25 июля 2024 г.
Отмечены 19 отдельных страховых случаев на миллиард долларов в первой половине 2024 года

Казахстанский портал о страховании, 25 июля 2024 г.
По данным опроса GlobalData, киберриск является «самой значительной угрозой для страховой отрасли»

Казахстанский портал о страховании, 25 июля 2024 г.
CrowdStrike может стать крупнейшим киберубытком со времен NotPetya, предварительная оценка составляет $9 млрд

БелТА (Белорусское телеграфное агентство), Минск, 25 июля 2024 г.
Ущерб от сбоя Crowdstrike превысил $5 млрд


24 июля 2024 г.

Казахстанский портал о страховании, 24 июля 2024 г.
Уязвимости небанковских организаций открывают двери для шоков

РИА Новости, 24 июля 2024 г.
Убытки крупнейших компаний США после глобального IT-сбоя превысят $5 млрд – Parametrix

Агентство нефтегазовой информации, 24 июля 2024 г.
Британский страховщик West заявил, что санкции против Ингосстраха усложняют процесс страховых выплат

speedme.ru, 24 июля 2024 г.
Не покупайте электромобили: названа еще одна причина, по которой вы заплатите больше

Казахстанский портал о страховании, 24 июля 2024 г.
Сбой CrowdStrike – «проверка боем» для рынка киберпере/страхования


  Остальные материалы за 24 июля 2024 г.

  Самое главное
  Найти : по изданию , по теме , за период
  Получать: на e-mail
  Рейтинги популярности