Экономика и жизнь,
20 января 2003 г.
И следующий кризис будет системным
464 просмотра
Доступ российских предприятий к инвестициям будет по-прежнему крайне затруднен, если не реформировать инфраструктуру финансовых рынков и не освободить бизнес от навязчивой опеки чиновников. Каким будет российский рынок капиталов в году будущем, что его ждет — рост, стагнация либо очередные потрясения? Эти вопросы из редакционной почты «ЭЖ» комментирует Борис Воронин, начальник отдела финансовых рынков и институтов Минэкономразвития России.
***
Искусственный спрос Уникальность законодательства, регулирующего финансовый рынок, состоит в том, что оно было создано в отсутствие реального рыночного спроса на услуги этих секторов со стороны свободного рынка. Аудит, оценочная деятельность и частично страховое дело в этом роде показательны. В качестве институтов финансового рынка они в значительной мере сегодня ориентированы на услуги, в большинстве оказываемые под давлением государственных органов. Например, исключительная «обязательность» проведения аудита при отсутствии рыночного спроса приводит к деградации качества услуг и порождает естественное недоверие к аудиторскому заключению.
Законодательная (регулирующая) деятельность государственных органов, являющихся, по сути, «отраслевыми министерствами» по отношению к части финансового рынка, на практике сводится к лоббированию полномочий и комфортности надзора, осуществляемого этим же органом. Ради этого создаются новые нежизнеспособные и нередко невостребованные институты и инструменты финансового рынка с обязательной подотчетностью именно этому «отраслевому органу». Процесс насаждения подобного регулирования «сверху» продолжается. И получается, что формально часть инфраструктуры финансового рынка уже создана. Однако ее качественный уровень невысок. ***
Инфраструктура финансового рынка должна включать:
1. Систему гарантирования (по депозитам, накопительному страхованию и взаимному кредитованию), страхования, защиты прав инвесторов. 2. Систему рейтинговых агентств и кредитных бюро, способствующих общему снижению финансовых рисков. 3. Систему аудита и оценочной деятельности, обеспечивающих прозрачность субъектов рынка, 4. Биржевую систему, создающую новые рыночные коммуникации, стимулирующую развитие конкуренции.
Ростки «новой бюрократии»
В настоящее время регулирование и надзор осуществляются в рамках одного госоргана, что приводит к неразрешимому конфликту интересов. Обычно это выражается в разрастании надзорных функций и выливается в произвол по отношению к участникам рынка.
В такой системе саморегулируемые организации оказываются придатком — своеобразной «новой бюрократией» и не выполняют задачи по построению цивилизованного рынка. Взаимодействие СРО и государственных структур становится непрозрачным. Защита потребителя финансовых услуг не производится. В этих условиях одно лишь принятие федерального закона о саморегулируемых организациях не приведет к изменению ситуации.
Работа госорганов на финансовом рынке фактически сведена к лицензированию, то есть проверке предварительного соответствия предприятия установленным требованиям. Обязательная для его участников отчетность нередко формально «рисуется» — и инвестиционными институтами, и коммерческими банками, и страховыми компаниями. Однако для финансового рынка важнее развитие ситуации во времени, чем стартовые возможности организации. Эта проблема стала понятна и ФКЦБ России, которая предлагает решать ее, развивая систему мониторинга фондового рынка, и Банку России, начавшему пересматривать надзорные принципы.
Проблема качества и единообразного подхода к надзору в части развитых стран решается через передачу надзорных функций в единый государственный орган при реальном разделении функций надзора (непосредственные проверки, наложение штрафов и взысканий) и задач концептуального регулирования рынка. В Германии, к примеру, полномочия по надзору переданы в BAFin — единый надзорный орган на финансовом рынке.
Единый надзор способен «закрыть» пробелы и «нестыковки» на финансовом рынке, а выделение функции регулирования минимизирует произвол по отношению к профессиональному участнику. Бои на чужой территории
Отсутствие целостной политики ведет к суррогатным решениям. ФКЦБ России, не имея возможности влиять на регулирование всех секторов финансового рынка, посредством различных «добровольных кодексов» пытается воздействовать на неподконтрольные ей части финансового рынка, запуская механизмы межведомственной борьбы.
В результате появляется предложение ввести институт финансовых консультантов — очередного лицензируемого вида деятельности, которое может привести только к возникновению конфликта интересов, будет способствовать росту злоупотреблений на рынке.
Идея создать централизованную систему учета прав на ценные бумаги в России (Центральный депозитарий) — не что иное, как попытка решить проблему неработоспособности нынешней структуры через создание государственного учреждения за счет средств бюджета.
Надуманно выглядит предложение создать компенсационный фонд защиты прав инвесторов в форме общества взаимного страхования по широкому перечню рисков. Профессиональная ответственность участников фондового рынка может страховаться аналогично нотариусам — в страховых компаниях с соответствующей лицензией. Улучшение надзора сегодня во многом сводится к увеличению объема отчетности. Практика доказала, что эти меры неэффективны. Необходимо повышение гибкости работы надзора, его «интеллектуализация». Отчетность не помогает — помогает прогноз.
(с сокращениями)
Статья приведена без таблицы «Основные показатели развития страхового рынка» и диаграммы "«Регуляторы и надзиратели» и основные участники финансового рынка".
Вся пресса за 20 января 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Саморегулирование, Инструменты, Страховое право, За рубежом, Регулирование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
4 октября 2024 г.
|
|
5 колесо, 4 октября 2024 г.
Электромобили против ДВС: кто чаще становится виновником ДТП?
|
|
Forbes Казахстан, 4 октября 2024 г.
Не отбирать чужой хлеб, а создавать: как зарабатывает Freedom Finance Insurance
|
|
БелТА (Белорусское телеграфное агентство), Минск, 4 октября 2024 г.
Взносы страховых организаций Беларуси за январь-август выросли на 15,4%
|
|
Gorod.lv, 4 октября 2024 г.
Министерство юстиции Латвии заблокировало доступ страховщиков к данным радаров
|
3 октября 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 3 октября 2024 г.
Gallagher подчеркивает смягчение рынка энергетического страхования
|
|
Report.Az, Баку, 3 октября 2024 г.
В Азербайджане лекарства для амбулаторного лечения планируют включить в пакет ОМС
|
|
Казахстанский портал о страховании, 3 октября 2024 г.
Taiwan Life — первая страховая компания острова, инвестирующая в деревни здоровья
|
|
Inbusiness.kz, 3 октября 2024 г.
Страхование от несчастных случаев в армии предлагают ввести в Казахстане
|
|
IT Channel News, 3 октября 2024 г.
Jusan Garant использует технологии искусственного интеллекта при оформлении страховых полисов
|
|
Казахстанский портал о страховании, 3 октября 2024 г.
Революция корпоративного и коммерческого страхования: преобразующая роль ИИ
|
|
Казахстанский портал о страховании, 3 октября 2024 г.
Осенние тайфуны в Китае нанесли ущерб в миллиарды юаней и общая сумма продолжает расти
|
|
Inbusiness.kz, 3 октября 2024 г.
В Казахстане обсуждается идея перехода от обязательного страхования к добровольному
|
|
Казахстанский портал о страховании, 3 октября 2024 г.
Средний размер страхового возмещения по медицинскому страхованию в Индии вырос более чем на 10%
|
|
Казахстанский портал о страховании, 3 октября 2024 г.
MGA стимулируют инновации и рост на развивающихся рынках страхования
|
|
zakon.kz, 3 октября 2024 г.
Какие новые виды страхования появились в Казахстане и что изменилось на рынке в последние годы
|
2 октября 2024 г.
|
|
ТАСС, 2 октября 2024 г.
Эксперты: убытки жителей США от урагана «Хелен» могут достигнуть $35 млрд
|
|
Российская газета, 2 октября 2024 г.
В Кыргызстане все дома должны быть застрахованы от стихийных бедствий
|
 Остальные материалы за 2 октября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail
 Рейтинги популярности
|
|
|
|
|
|