mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Прямая речь
Интервью
Мнения
Анализ
Пресса
Пресс-релизы
События (Фото)


Пресса

  Найтиглавное, по изданию,  по теме, за  период   Получать: на e-mail, на свой сайт
  Рейтинги популярности


Двойная запись, 10 октября 2002 г.

Обязательное автострахование
769 просмотров

В апреле Госдума приняла новый Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», который коснется всех без исключения юридических и физических лиц, владеющих автомобилями. И хотя новый закон вступит в силу лишь летом будущего года, готовиться к его появлению нужно уже сейчас.

Причины появления закона

Новый федеральный закон, вводящий обязательное страхование гражданской ответственности для всех владельцев транспортных средств, был принят депутатами Государственной Думы 3 апреля. Уже через неделю он был одобрен Советом Федерации на пленарном заседании. 25 апреля закон был подписан Президентом РФ, а вступает в силу он с 1 июля 2003 года.

Таким образом, законодатель указал, что введение обязательного страхования ответственности в России просто необходимо. С чем это связано? В первую очередь с огромным количеством сплетающихся в нашей стране дорожно-транспортных происшествий. Каждый год на дорогах России гибнет более 30 тысяч человек, до 200 тысяч получают травмы. Каждый месяц в ДТП попадает около 20 тысяч автомобилей, а пострадавшим порой даже не удается получить по суду от виновников аварии деньги на ремонт или лечение. Количество нанесения повреждений «неизвестным транспортным средством» также очень велико. Огромное чисто аварий связано не только с плохим состоянием автомобилей, но и с невнимательностью и халатностью водителей. По мнению начальника Главного управления ГИБДД МВД России Владимира Федорова, одной из мер нормализации обстановки на российских дорогах является введение обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев.

И те депутаты, которые голосовали за принятие нового закона, полностью разделяют эту точку зрения. Один из «отцов-основателей» законопроекта, заместитель председателя банковского комитета Госдумы Владимир Тарачев в интервью с нашим корреспондентом подчеркнул важность принятого документа.

— Закон о страховании гражданской ответственности имеет громадную социальную значимость. Он защищает автовладельцев от полукриминальных разборок на дорогах, от долговременных судебных процедур, закон гарантирует всем участникам дорожного движения выплату возмещения за вред, причиненный им или автомобилю в ДТП, введение закона позволит снизить для автовладельцев стоимость защиты от всего комплекса автотранспортных исков, ибо стоимость обязательного страхования будет ниже добровольного. Кроме того, снизится стоимость страхования самого автомобиля, так как исчезнет риск невозмещения ущерба виновником ДТП. Также это позволит создать экономические стимулы безопасного поведения на дорогах. Ведь если водитель проездил целый год без нарушений и аварий, то страхование гражданской ответственности в следующем году обойдется для него дешевле. Если же водитель, напротив, часто попадал, в ДТП, то размер страхового тарифа на следующий год будет увеличен. Таким образом, мы пытаемся рублем воспитать нерадивого автовладельца.

Содержание закона

Для большинства страхование гражданской ответственности – это страхование транспортных средств. Но это не совсем так. Закон предусматривает страхование не самого автомобиля, а ответственности, которую водитель должен понести в случае причинения ущерба окружающим или их имуществу в результате ДТП. Физические или юридические лица, покупая автомобиль, должны будут в течение пяти дней застраховать свою ответственность, а затем заключать договор страхования каждый год. Без страхового полиса на руках нельзя будет пройти техосмотр. Кроме того, новую машину или только что купленную не зарегистрируют в ГИБДД.

По Гражданскому кодексу РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (например, с использованием транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности (автомобилем), если не докажут, что вред нанесен вследствие действия непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Так что принятый депутатами закон по сути реализует нормы ГК РФ в жизнь.

Надо сказать, что и сейчас автовладельцы могут страховать свою гражданскую ответственность на добровольной основе. Но даже если вы застраховали свою гражданскую ответственность добровольно, обязательный полис вам также нужно будет получить.

В законе четко определена сумма, которую будут выплачивать страховые компании по возмещению ущерба при дорожно-транспортных происшествиях. Законодательно установлена сумма в размере до 400 тысяч рублей, которую страховая компания будет выплачивать пострадавшим от аварий на дорогах. При этом 240 тысяч рублей рассчитано на возмещение ущерба жизни и здоровью пострадавших людей (если пострадай один человек, то ему может быть выплачено не более 160 тысяч рублей). На погашение ущерба, нанесенного пострадавшим в аварии машинам, выделяется 160 тысяч рублей. Если в ДТП пострадал всего один автомобиль, то возмещение ему ущерба не может превышать 120 тысяч рублей. Страховая компания должна будет в течение 5 дней определить стоимость ущерба, нанесенного в результате аварии, а в течение 15 дней — возместить ущерб.

Размеры страховых взносов, которые автовладельцы будут ежегодно платить в страховую компанию, определяются Правительством РФ.

Владимир Тарачев:
— Размеры страховых взносов будут определяться на основании имеющейся статистики дорожно-транспортных происшествий за прошлый год. При разработке закона были взяты 24 тысячи случаев ДТП по всей России. Расценки по страхованию будут зависеть от опыта водителя и от места его жительства. Так, владелец «Жигулей» с пятилетним стажем вождения, проживающий в Брянске, будет платить в год 600 рублей. В Москве владелец этой же марки машины, стаж вождения которого составляет те же пять лет, ежегодно будет платить до 1500 рублей. Владельцы иномарок будут платить больше. Для них страховых выплата составят до 3000 рублей в год. Как я уже говорил, до введения закона в силу у правительства есть целый год. В течение этого года должны быть приняты десятки подзаконных актов по различным, ведомствам, создана информационная инфраструктура страховщиков и МВД. То есть предстоит проделать грандиозную работу.

Тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности на порядок ниже действующих тарифов по добровольному страхованию. Ныне такой полис стоит от 75 долларов в год с минимальной суммой компенсации 1000 долларов. По прогнозам депутатов, после введения обязательного страхования должны упасть и расценка на него.

Планы и прогнозы

Закон вступает в силу с июля 2003 года. Такое количество времени нужно в первую очередь страховщикам, чтобы подготовиться к вступлению в силу закона. Ведь страховым компаниям, чтобы получить лицензии на новый вид страхования, нужно будет заключить «паутину» межрегиональных договоров с другими страховыми компаниями, чтобы представительство фирмы было в каждом регионе. Сегодня в России работают около 1200 страховых компаний. По оценкам Владимира Тарачева, на сегодняшний день лицензию на данный вид деятельности из них реально могут получить лишь 300 компаний.

Владимир Тарачев:
— Большие дивиденды от введения обязательного страхования гражданской ответственности страховщики вряд ли получат. Закон предусматривает уровень рентабельности по этому виду деятельности в размере 5 процентов. При превышении этой суммы прибыли все средства пойдут на формирование резерва страховых выплат. Однако страховым компаниям этот закон нужен для разбития других видов страхования, ведь впервые законодательно установлена необходимость для гражданина-автовладельца идти в страховую компанию.

По мнению г-на Тарачева, новый закон по многом защищает интересы автовладельца. Так, если в его машину врежется другой автомобиль, он сможет получить возмещение непосредственно от страховой компании, не вступая в какие-либо отношения с виновником происшествия. В будущем Владимир Тарачев очень надеется, что после того, как закон вступит в силу, водители, как в Германии, смогут решать все проблемы на дорогах без вмешательства сотрудников ГИБДД.

Владимир Тарачев:
— В Германии закон о страховании гражданской ответственности действует уже почти сорок лет. В результате при аварии, в которой никто из людей не пострадал, дорожная полиция вообще не вызывается. Владельцы машин самостоятельно заполняют специальные бланки протокола ДТП, подписывают и отправляют в свои страховые компании. А там уже оценивают размер ущерба. И я очень надеюсь, что с введением обязательного страхования гражданской ответственности, в нашей стране будет то же самое, и «разборки на дорогах» будут более цивилизованными и без привлечения сотрудников ГИБДД.

Противники закона

Далеко не все депутаты Думы разделяют энтузиазм г-на Тарачева по поводу нового закона. Недаром проект этого документа обсуждался в Думе более семи лет. Противодействие ему оказывалось довольно серьезное. В частности, депутат Госдумы Валерий Останин, член комитета по безопасности, считает, что новый закон имеет массу недостатков:

— Введение обязательного страхования гражданской ответственности — это, по сути, введение нового налога, который будут платить все автовладельцы. Закон никоим образом не страхует водителя, попавшего в ДТП от бандитских разборок, поскольку в законе определена максимальная сумма выплаты по договору. Вполне может случиться такое, что страховая компания заплатит эту потолочную сумму, а все, что выше этой суммы, бандиты просто будут «выбивать» из водителей. Еще один недостаток закона заключается в том, что страховая компания, выплачивая потерпевшему определенную сумму, может в порядке регрессного иска обратиться в суд и взыскать с нарушителя по полной программе...

И этого мнения придерживаются очень многие депутаты. Но самым главным недостатком закона его противники считают тот факт, что размер страховых взносов будет определять Правительство РФ. Иначе говоря, неизвестна та сумма, которую будут платить автовладельцы по этому виду страхования. И весьма возможно, что для многих страховые взносы станут непосильной ношей. Закон проходил через Думу под лозунгом "во всех цивилизованных странах существует обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспорта», однако не учтен тот факт, что все эти цивилизованные государства сперва прошли этап добровольного страхования. В нашей стране на данный момент подобные договоры заключают только 5 процентов автовладельцев, так что введение подобного закона явно преждевременно.

Мнение

ТРАНСПОРТНЫЕ КОМПАНИИ ОТНЕСЛИСЬ К НОВОМУ ЗАКОНУ ВЕСЬМА НЕГАТИВНО

Ольга Лебедева, финансовый директор ОАО «Совтрансавто-Москва»:
— Закон подразумевает лишние траты, финансировать которые нам скорее всего придется из чистой прибыли. Причем цена на перевозки не будет увеличена, поскольку существует жесткая конкуренция на нашем рынке. Значит, наша транспортная компания из-за этого закона, будет нести убытки. Выгоды же от нового закона для своей компании я не вижу практически никакой. В принципе не столь велик ущерб, который крупная транспортная компания может понести в результате ДТП, сколь будет велик размер страховых взносов. Например, для нашей компании это будет дополнительный расход порядка 600 тысяч. Ущерб от аварийности в пять раз меньше, нежели то, что я заплачу за страховку. С точки зрения законодателя, было бы разумно ввести для транспортных компаний пониженный тариф или групповой, но законом этою не предусмотрено.

Многие автолюбители после принятия Думой закона находятся в некотором недоумении, так как просто не понимают, зачем страховать ответственность.

Евгений Носов, автолюбитель:
— У меня неплохая машина — «Жигули» одиннадцатой модели. Естественно, я боюсь, что с ней что-то случится — попадет в аварию, ее угонят. И поэтому я ее застраховал. Но я страховал имущество, и если с имуществом что-то случится, то мне дадут реальные деньги за причиненный ущерб. При этом я сам решил – страховать или нет и на какую сумму заключать договор. Здесь же меня фактически заставляют страховать возможность, что я в кого-то врежусь. Но я аккуратный водитель. Хотя, честно признаюсь, некоторым лихачам страховать свою ответственность не помещало бы. Надо, наверное, все делать на добровольной основе. Тем более что многие автовладельцы-пенсионеры могут вообще отказаться от поездок на машине из-за дороговизны страховки. И конечно, это еще одна кормушка для работников ГИДДД.

Мнение

СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ К НОВОМУ ЗАКОНУ ОТНОСЯТСЯ НАСТОРОЖЕННО

Илья Михайленко, генеральный директор одной из крупнейших страховых компаний России «Группа Ренессанс-Страхование»:
— Принятие закона об обязательном страховании гражданской ответственности, несомненно, придаст новый импульс разбитию страхового рынка в нашей стране. Закон поможет привлечь людей в страховые компании, и страховщики смогут предложить им различные страховые продукты, направленные на защиту не только их автотранспорта, но и имущества, здоровья, жизни.

«Группа Ренессанс Страхование» скорее всего будет участвовать в обязательном страховании гражданской ответственности, однако окончательное решение мы примем после того, как станут известны ставки страховых взносов. Принятие «вменяемых» тарифов, которые будут учитывать интересы и автолюбителей, и страховых компаний, является необходимым условием эффективной реализации нового закона. По оценкам некоторых экспертов, дискутируемые в настоящее время тарифные ставки по обязательному страхованию гражданской ответственности находятся, на уровне 30-70 долларов в год. Для крупных российских мегаполисов, особенно для Москвы, эти тарифы неадекватны и могут привести к серьезным убыткам ряда страховых компаний. В настоящее время мы проводим анализ ситуации на рынке и просчитываем минимальный приемлемый уровень тарифов. Свои предложения мы передадим во всероссийский союз страховщиков, который обобщит предложения, поступающие от страховых компаний, и передаст их законодателям.

Несмотря на то что окончательное решение об участии в реализации закона об «автогражданке» еще не принято, мы начали заблаговременно готовиться к введению этого вида страхования. Например, приступили к формированию региональной сети на основе заключения договоров с местными страховщиками, которые от нашего имени будут работать на всей территории России.

Данилин П.


  Вся пресса за 10 октября 2002 г.
  Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, За рубежом, Общественное мнение, Тарифы

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 0.00 (голосовало: 0 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева:
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
 
Архив прессы
П В С Ч П С В
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Текущая пресса

29 августа 2024 г.

КурсивЪ, Астана, 29 августа 2024 г.
В Казахстане самые высокие страховые премии в Центральной Азии – эксперты


28 августа 2024 г.

Office life, Минск, 28 августа 2024 г.
Одна из страховых компаний Беларуси заявила о планах выйти на рынок Азербайджана


27 августа 2024 г.

Казахстанский портал о страховании, 27 августа 2024 г.
Страховая отрасль отстает в принятии GenAI

Казахстанский портал о страховании, 27 августа 2024 г.
Morgan Stanley: тенденции в страховании жизни и страховании имущества расходятся

Казахстанский портал о страховании, 27 августа 2024 г.
Емкость ILS продолжает скромно расширяться на фоне рекордных объемов облигаций

Тренд, Баку, 27 августа 2024 г.
Белорусская страховая компания намерена выйти на рынок Азербайджана


26 августа 2024 г.

Tazabek, Бишкек, 26 августа 2024 г.
В 2023 году заключено более 55 тыс. договоров страхования туризма

МК в Германии, 26 августа 2024 г.
Автостраховка в Германии подорожает: как не переплатить в 2025 году


23 августа 2024 г.

Казахстанский портал о страховании, 23 августа 2024 г.
Азиатские рынки остаются самым быстрорастущим сегментом медицинского страхования, стимулируя поддержку перестрахования

Казахстанский портал о страховании, 23 августа 2024 г.
Улучшение метаболического здоровья может снизить количество случаев заболевания раком в L&H

Казахстанский портал о страховании, 23 августа 2024 г.
AM Best отмечает растущий спрос на параметрическое страхование в 2024 году

Казахстанский портал о страховании, 23 августа 2024 г.
Опрос показывает отсутствие инноваций в технологиях ценообразования в страховой отрасли

Про бизнес, Минск, 23 августа 2024 г.
«Зонт в сумке — это тоже страховой резерв». Как онлайн-платформа Vedaem.by меняет рынок страхования в Беларуси


22 августа 2024 г.

Казахстанский портал о страховании, 22 августа 2024 г.
FCA требует от страховщиков гарантировать справедливую стоимость и хорошие результаты для клиентов

Казахстанский портал о страховании, 22 августа 2024 г.
Владельцам кэптивных компаний рекомендуется проявлять осторожность в отношении киберрисков


21 августа 2024 г.

Казахстанский портал о страховании, 21 августа 2024 г.
Изменение климата и конкуренция стимулируют глобальный рынок страхования от наводнений

Казахстанский портал о страховании, 21 августа 2024 г.
Рынок ILS установил рекорды в первой половине 2024 года и остается привлекательным вариантом для инвесторов


  Остальные материалы за 21 августа 2024 г.

  Самое главное
  Найти : по изданию , по теме , за период
  Получать: на e-mail
  Рейтинги популярности