Зарубежный опыт страхования от безработицы
Российское предпринимательство,
10 марта 2012 г.
Корея: система страхования занятости для помощи безработным во время кризисов 1038 просмотров
Мировой финансовый кризис 2008 года вызвал столько же беспокойства, сколько и Азиатский финансовый кризис 1998 года, так как первыми странами, где он начался, были, по большей части, развитые страны. Кризис мог привести к тому, что экономический цикл большинства остальных стран, особенно Кореи, чей экономический рост в большой мере зависит от внешней торговли, подвергнется длительному экономическому спаду. Поэтому Правительству Кореи пришлось быстро реагировать комплексом серьезных мер, направленных на предотвращение негативных последствий кризиса. Этот комплекс мер охватывал как финансовый рынок, так и рынок рабочей силы.
Азиатский финансовый кризис 1997 года и ситуация на корейском рынке труда
По мнению Сун Т.К., генерального директора Отдела исследования человеческого капитала в Корейском институте труда, до наступления финансового кризиса 1998 года корейский рынок рабочей силы обладал статусом практически полной занятости с уровнем безработицы менее 3%. Когда в 1997 году разразился Азиатский финансовый кризис, финансовый рынок Кореи оказался полностью парализован под влиянием политики на рынке иностранной валюты, а в результате политики высоких процентных ставок, проводимой Международным валютным фондом, многие предприятия закрылись. Ситуация способствовала широкой реструктуризации отраслей, в том числе слиянию предприятий. Для снижения затрат на рабочую силу происходили массовые сокращения. В итоге впервые с 1960-х годов корейский рынок рабочей силы столкнулся с резким снижением с 60,9% в 1997 году до 56,4% в 1998 году уровня занятости и рекордно высоким уровнем безработицы 7% в 1998 году и 6,3% − в 1999 году. Число безработных увеличилось с 568 000 в 1997 году до 1 490 000 в 1998 году и 1 374 000 в 1999 году (см. табл. 1) [1, 7].
Таблица 1. Занятость и безработица на корейском рынке рабочей силы в период с 1980 по 2008 гг.
Однако следует отметить, что система социальной защиты в Корее на тот период была недостаточно хорошо разработана. Хотя правительство и внедрило систему страхования занятости (ССЗ) в 1995 году.
В 1998 году корейская ССЗ находилась в зачаточном состоянии и не охватывала большинство работников, особенно работников малых предприятий. Программы стабилизации занятости и Программа улучшения профессиональных навыков в рамках ССЗ распространялись на предприятия с 70 или более сотрудников, а Программа выплаты пособий по безработице − на предприятия с 30 или более сотрудников. В декабре 1999 года ССЗ распространялась на 46,5% наемных работников и лишь на 15,5% безработных. Таким образом, Программа выплаты пособий по безработице, по сути, не могла обеспечить определенный уровень дохода большинству безработных, даже при временном послаблении требований и увеличении периодов получения пособий. С другой стороны, некоторые исследователи утверждают, что Программа выплаты пособий оказала положительное влияние на рынок рабочей силы, потому что помогла многим безработным в чрезвычайно сложные периоды.
Пока в 2000 году мировая экономика восстанавливалась, корейская экономика начала быстрыми темпами преодолевать экономический спад. Тем не менее резкое снижение уровня безработицы (с 7,0% в 1998 году до 3,8% в 2001 году) говорит о том, что совокупность правительственных мер помогла преодолеть массовую безработицу.
Система страхования занятости
За 11 лет с 1998 по 2008 год количество охваченных страхованием учреждений и людей увеличивается по мере того, как расширяется ССЗ. Так количество охваченных учреждений увеличилось в 3,6 раза с 1998 по 2008 год, а число застрахованных человек за тот же период возросло в 1,8 раза. Доля учреждений, охваченных ССЗ, от общего количества учреждений увеличилась с 14,4% в 1998 году до 44,7% в 2008 году. Доля застрахованных человек от общего количества работников увеличилась с 26,4% в 1998 году до 47,1% в 2008 году (см. табл. 2). Эти данные свидетельствуют о том, что система социальной защиты для застрахованных работников расширяется. Однако около 53% работников, по большей части, временных, все еще не охвачены ССЗ [1, 9].
Таблица 2. Количество учреждений и людей, охваченных ССЗ в период с 1997 по 2008 гг.
Число получателей и размер пособий по Программе выплаты пособий по безработице зависит от ситуации на рынке рабочей силы. В общем, количество получателей и размер пособий по безработице увеличивается по мере расширения ССЗ. Так, к 2008 году расходы на пособия по безработице растут быстрее, чем уровень безработицы. В свою очередь, Сун Т.К. предлагает разделить количество получателей пособий по безработице на количество безработных, это отношение можно принимать за показатель относительного охвата безработных пособиями по безработице (с оговоркой, что это число – относительный показатель, а не процентное соотношение. Так как число получателей пособий по безработице считает работника, который был безработным дважды или трижды в году). Рассчитанный показатель составлял 0,29 в 1998 году, 0,24 в 1999 году, 0,29 в 2000 году, 0,94 в 2007 году и 1,09 в 2008 году (см. табл. 3). Это значит, что пособий по безработице, направляемых на поддержку дохода безработных в 2008 году было в три раза больше, чем в 1998 году [1, 11].
Таблица 3. Количество получателей и размер пособий по безработице в период с 1997 по 2008 гг.
Изменение мер в отношении рынка рабочей силы в период с Азиатского финансового кризиса 1998 г. до мирового финансового кризиса 2008 г. представлены в табл. 4.
Таблица 4. Основные меры в отношении рынка рабочей силы во время финансовых кризисов 1998 и 2008 гг.
Заключение
В заключении следует отметить, что четко разработанная система социального обеспечения является одним из решающих факторов, которые способствуют преодолению трудностей во время кризиса. Следует согласиться с мнением Сун Т.К., который считает, что странам следует развивать систему социального обеспечения до наступления экономического кризиса. Ведь если страна сталкивается с финансовым кризисом без действующей системы социального обеспечения, то необходимы быстрые и эффективные контрмеры для оказания помощи тем, кто потерял свои рабочие места и доход. Учреждение системы социального обеспечения сопряжено с большими затратами, чем расширение уже существующих систематических социальных программ. Также требуется некоторое время, прежде чем появится результат осуществления каких-либо мер. Поэтому страны должны строить собственную систему социального обеспечения в нормальные экономические циклы. Программы должны отвечать культурной и экономической ситуации отдельной страны и быть гибкими, чтобы во время кризиса было возможно их отрегулировать. Возможное расширение охвата программ и добавление более узконаправленных программ окажет помощь людям, пострадавшим во время кризиса [1].
Литература:
[1] Kim S.T. Korea Unemployment Insurance in the 1998 Asian Financial Crisis and Adjustments in the 2008 Global Financial Crisis. ADBI Working Paper 214. − Tokyo: Asian Development Bank Institute [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.adbi.org/working-paper/2010/05/10/3784.korea.unemployment.insurance.1998.2008.gfc.
ЯКОВЛЕВА А.В., Доцент кафедры экономической теории и экономической политики, Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий
Вся пресса за 10 марта 2012 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Социальное страхование, За рубежом, Кризис и страхование, Страхование финансовых рисков
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
2 декабря 2024 г.
|
|
Sputnik Молдова, 2 декабря 2024 г.
Сэкономят на вакцине: что предусматривают поправки в закон об ОМС
|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 декабря 2024 г.
Зоны конфликтов выросли на 65% с 2021 года, но влияние на бизнес осталось ограниченным
|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 декабря 2024 г.
Сектор делегированных полномочий андеррайтинга демонстрирует устойчивый рост
|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 декабря 2024 г.
LMA заявляет, что улучшенный цифровой андеррайтинг будет значительно расти
|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 декабря 2024 г.
Страховщики выступают против планов ЕС по дальнейшему ужесточению регулирования
|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 декабря 2024 г.
Кибератаки национальных государств приводят к хаосу на рынках
|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 декабря 2024 г.
Аналитики Berenberg ожидают стабильных цен на перестрахование при продлении договоров в январе 2025 года
|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 декабря 2024 г.
Рост кибер-активности снижается по мере снижения ставок
|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 декабря 2024 г.
Ставки перестрахования имущества стабильны, но риски могут ужесточиться
|
|
Tazabek, Бишкек, 2 декабря 2024 г.
Комитет ЖК принял законопроект о страховании в первом чтении
|
|
Газета.Ru, 2 декабря 2024 г.
Женщина не смогла воспользоваться медстраховкой и сама удалила себе три зуба
|
|
Tazabek, Бишкек, 2 декабря 2024 г.
Кабмин утвердил Методику расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда жизни и здоровью потерпевшего по обязательным видам страхования
|
|
Гарант.ру, 2 декабря 2024 г.
Российские полисы ОСАГО начнут действовать на территории Белоруссии
|
1 декабря 2024 г.
|
|
Финмаркет, 1 декабря 2024 г.
Путин подписал закон о создании единой системы «автогражданки» союзного государства
|
30 ноября 2024 г.
|
|
Комсомольская правда, 30 ноября 2024 г.
За смерть от переработки будут платить: новая программа страхования вызвала волну возмущений в Китае
|
|
Inbusiness.kz, 30 ноября 2024 г.
Страховые споры в Казахстане: кому и как платят за ущерб в ДТП
|
|
РИА Новости, 30 ноября 2024 г.
Путин подписал закон о расширении ОСАГО на Белоруссию
|
 Остальные материалы за 30 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail
 Рейтинги популярности
|
|
|
|
|
|