Цена долголетия
Прогноз: в будущем почти 30% годового объема ВВП будет тратиться на пенсионное обеспечение, здравоохранение и медицинское обслуживание
• Германия в 2050 г.: 40% населения будет старше 60 лет
• Проблема старения населения в равной степени затронет как развитые, так и развивающиеся страны
• Необходимы устойчивые социальные системы и экономический рост
Высокая продолжительность жизни и старение населения – это реальность, с которой уже столкнулись некоторые страны, и многие столкнутся в будущем. В Германии доля людей старше 60 лет, которая в настоящее время составляет порядка 26% населения, к середине века увеличится до 40%. Увеличение продолжительности жизни – это результат огромного прогресса в сфере социального обеспечения, здравоохранения и медицинского обслуживания. Но долголетие имеет свою цену. К 2060 году государственные расходы стран Еврозоны на пенсионное обеспечение, здравоохранение и медицинское обслуживание составят почти 30% ВВП. В Германии эти расходы близки к среднему для ЕС уровню и составляют 28,4%. Для сравнения, согласно недавно проведенному исследованию Allianz Demographic Pulse (Демографический пульс), ожидаемый резкий рост государственных расходов европейских стран в связи с увеличением продолжительности жизни населения съест весь ВВП Нидерландов. «Старение населения – это глобальная тенденция структурных изменений, которая может повлечь за собой серьезные социально-экономические последствия, как для государственных бюджетов, так и для граждан», - говорит Александр Борщ, главный экономист Департамента пенсионного страхования Allianz.
Демографическая ситуация – непростая проблема
Финансовый кризис привлек внимание общественности и политиков к проблеме национального долга. Экономические программы государственной поддержки, вливания капитала и уменьшающиеся доходы от сбора налогов оказывают серьезное давление на государственные финансы и бюджеты многих стран мира. Однако, по всей вероятности, со временем этот шок пройдет. В то время как проблема стремительного старения населения останется. В отличие от финансовых кризисов, эта новая глобальная проблема предсказуема. Вместе с тем, побочные эффекты старения населения носят долгосрочный характер, и их влияние проявляется не сразу, поэтому о них часто забывают, и они не являются горячей темой для обсуждения в широких кругах общества.
Рост расходов в связи с увеличением продолжительности жизни – глобальное явление
Проблема старения населения не знает границ. В первую очередь ее влияние скажется на пенсионном обеспечении, здравоохранении и медицинском обслуживании. В Германии самое большое процентное увеличение в связи с быстрым старением населения ожидается в области расходов на медицинское обслуживание, включая уход за престарелыми. В целом государственные расходы Германии, связанные с увеличением продолжительности жизни, к 2060 году вырастут на 4,8 п.п. от ВВП. Вместе с тем, задачи, вытекающие из проблемы старения населения, будут кардинально отличаться в ЕС, США и Азии, в зависимости от действующих там систем социального обеспечения. Так например, в США ожидается достаточно благоприятная тенденция демографического развития, при этом государственные пенсии в этой стране главным образом рассчитаны на обеспечение базового дохода, который дополняется существенными частными пенсионными взносами граждан, поэтому большая часть государственных расходов в США направляется на нужды здравоохранения.
Разные задачи для США и Азии
В недавнем исследовании Allianz Demographic Pulse говорится, что государственные расходы на здравоохранение в США с 1970 года увеличиваются на 5% в год. При сохранении тенденции к 2050 году данный показатель составит 18% от ВВП. В другой части света население таких стран как Южная Корея, Тайвань, Сингапур и Китай, которые являются новой движущей силой мировой экономики, сравнительно молодое. Тем не менее, в ближайшее время ситуация резко изменится, в частности в Китае. Рождаемость в КНР упала с 5,5 детей на женщину в 1960 году до 1,8 ребёнка в настоящее время. В то же время средняя продолжительность жизни увеличилась на целых 28 лет. Система пенсионного обеспечения и здравоохранение находятся на ранней стадии развития или реформирования. В КНР существуют две пенсионные системы, которые охватывают менее половины городского работающего населения и только 12% сельского. Очевидно, что важнейшими задачами КНР в социально-экономической и финансовой областях на сегодняшний день являются подготовка и осуществление реформ пенсионной системы и здравоохранения.
Увеличилась продолжительность жизни после выхода на пенсию
В последнем исследовании также подробно изучается тема продолжительности жизни. К концу 90-х годов растущая продолжительность жизни и понижающийся пенсионный возраст привели к тому, что люди стали гораздо дольше жить после выхода на пенсию. В развитых странах мужчины после выхода на пенсию в среднем живут около 20 лет. Дольше всех на государственном обеспечении живут французские пенсионеры – 24 года. В Швейцарии средний показатель составляет 16,8 лет, в Германии – в среднем 19,8 лет.
Курс должен быть намечен уже сегодня
Исследование показало, что стареющее население будет тяжелым бременем для бюджетов всех стран мира. Ключевой вопрос заключается в том, как обеспечить контроль за государственными расходами. Крайне важно обеспечить создание стабильных и жизнеспособных с финансовой точки зрения систем здравоохранения и пенсионного обеспечения. Полезно также посмотреть на проблему шире, выйдя за границы отдельных государств. В качестве примера можно рассмотреть пенсионную систему Швеции. Наряду с Австралией эта страна обладает самой стабильной пенсионной системой согласно разработанному Allianz индексу устойчивости пенсионных систем (Allianz Pension Sustainability Index) и представляет лучший пример диверсификации пенсионных доходов за счет использования различных компонентов пенсионного обеспечения. В Швеции система частных пенсионных накоплений и хорошо развитая государственная пенсионная система не исключают, а скорее дополняют друг друга. «Стабильные системы социального обеспечения и экономический рост являются главными инструментами контроля влияния старения населения на бюджет государства. При своевременном выборе правильного курса государство может сосредоточиться на формировании тенденций и переключить внимание с проблем, связанных с увеличением продолжительности жизни, на возможности, которые предоставляет эта ситуация. Стабильные социальные системы и частные накопления являются залогом финансового благополучия при выходе на пенсию, как для настоящих, так и для будущих поколений», - комментирует Александр Борщ.