Аудит и налогообложение,
3 августа 2009 г.
ОСАГО: сложные ситуации 2579 просмотров
ОСАГО призвано гарантировать интересы страхователей. Но всегда ли "работают" положения страхового полиса? В данной статье автором рассмотрены наиболее сложные ситуации, в которых положительное решение о страховом возмещении может и не быть принято.
Возмещение убытков Общие принципы возмещения убытков (вне зависимости от характера правонарушения) установлены ст. 15 ГК РФ. Согласно п. 1 данной статьи лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. В соответствии с п. 2 указанной статьи под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Согласно ст. 1 Федеральным законом от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон № 40-ФЗ) договор ОСАГО представляет собой договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). В силу данной статьи страховым случаем признается наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором ОСАГО обязанность страховщика осуществить страховую выплату. Пункт 2.1 ст. 12 Закона № 40-ФЗ предусматривает, что размер подлежащих возмещению убытков в случае повреждения имущества потерпевшего определяется в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая. К указанным расходам относятся также расходы на материалы и запасные части, необходимые для восстановительного ремонта, расходы на оплату работ, связанных с таким ремонтом (п. 2.2 ст. 12). Согласно п. 63 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 г. № 263 (далее - Правила ОСАГО) при определении размера восстановительных расходов учитывается износ частей, узлов, агрегатов и деталей, используемых при восстановительных работах. Правила ОСАГО изданы в соответствии с Законом № 40-ФЗ для определения условий, на которых заключается договор обязательного страхования (ст. 5 Закона № 40-ФЗ), поэтому положения этих Правил не должны противоречить указанному Закону. Однако Закон № 40-ФЗ не предусматривает ограничения страховой выплаты в связи с состоянием, в котором находилось имущество в момент причинения вреда. Таким образом, содержащееся в п. 63 Правил ОСАГО положение об учете износа имущества противоречит Закону № 40-ФЗ и общим правилам гражданского законодательства о возмещении убытков, поэтому при решении вопроса о размере страховой выплаты суд на основании части 2 ст. 13 АПК РФ должен руководствоваться Законом № 40-ФЗ как актом, имеющим большую юридическую силу. Учитывая изложенное, действия страховой компании, осуществляющей выплату страхового возмещения с учетом износа частей, узлов, агрегатов и деталей, являются неправомерными. Указанная позиция является устоявшейся в судебной практике (Постановление Президиума ВАС РФ от 20.02.2007 г. № 13377/06, Определения ВАС РФ от 25.02.2009 г. № 1204/09, от 28.02.2008 г. № 17730/07, Постановления ФАС СевероЗападного округа от 25.07.2007 г. № А66-17464/2005, ФАС Московского округа от 20.10.2008 г. № КГ-А40/8631-08, ФАС Уральского округа от 04.02.2009 г. № Ф09-82/09-С4).
Утрата товарной стоимости компенсируется Согласно п. 2 ст. 6 Закона № 40-ФЗ к страховому риску по обязательному страхованию не относятся случаи возникновения ответственности вследствие возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды. Руководствуясь изложенной нормой, суды отказывали в возмещении суммы утраты товарной стоимости, относя ее не к реальному ущербу, а к упущенной выгоде (например, Постановление ФАС Поволжского округа от 15.02.2007 г. № А72-2674/06, от 06.02.2007 г. № А72-2302/06-28/27). Однако впоследствии Президиум ВАС РФ в Постановлении от 19.12.2006 г. № 9045/06, разъяснил, что утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта. Из изложенного следует, что утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля, поскольку уменьшение его потребительской стоимости нарушает права владельца транспортного средства. Владелец вправе требовать о взыскании такой компенсации. Следуя приведенному разъяснению, суды округов также стали взыскивать со страховой компании величину утраты товарной стоимости (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 18.12.2008 г. № Ф04-7653/2008(17248-А03-8), ФАС Поволжского округа от 02.10.2008 г. № А06-614/08, ФАС Уральского округа от 26.02.2007 г. № Ф09-37/07-С5). Такая же позиция изложена Верховным Судом РФ в Решении от 24.07.2007 г. № ГКПИ07-658, оставленным без изменения Определением Верховного Суда РФ от 06.11.2007 г. № КАС07-566. Верховный Суд отметил, что отсутствие в законодательстве специальных норм, регулирующих вопросы, связанные с утратой товарной стоимости и определением ее величины, не может служить основанием к отказу в возмещении в рамках договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств причиненного в результате уменьшения стоимости автомобиля реального ущерба, размер которого может быть определен специалистами в области автотехнической экспертизы. Таким образом, страховая компания наряду с расходами на ремонт и приобретение новых деталей должна компенсировать потерпевшему утрату товарной стоимости автомобиля.
Если у стоящего автомобиля откроется дверь Под использованием транспортного средства, как указано в ст. 1 Закона № 40-ФЗ, понимается эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях и других территориях). Эксплуатация оборудования, установленного на транспортном средстве и непосредственно не связанного с участием транспортного средства в дорожном движении, не является использованием транспортного средства. Очевидно, что стоящее на месте транспортное средство нельзя рассматривать как использование транспортного средства, поскольку движение в пределах дорог не осуществляется. Согласно п. 1.2 Постановления Правительства РФ от 23.10.93 г. № 1090 "О правилах дорожного движения" под дорожным движением понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Термин "эксплуатация транспортного средства", как видно из определения, приведенного в ст. 1 Закона № 40-ФЗ, является более широким, нежели термин "использование транспортного средства". Кроме того, согласно определению "эксплуатация оборудования, установленного на транспортном средстве и непосредственно не связанного с участием транспортного средства в дорожном движении, не является использованием транспортного средства". Открывание и закрывание дверей стоящего автомобиля непосредственно не связано с его движением, так как происходит в момент его остановки, таким образом, выходит за пределы понятия "использование транспортного средства" и является частным случаем его эксплуатации. Исходя из сказанного, следует, что причинение вреда при подобной эксплуатации транспортного средства не является страховым случаем по договору ОСАГО, и значит, вред потерпевшему будет возмещать не страховая компания, а непосредственно причинитель вреда. Несмотря на приведенную аргументацию, суды признают возникновение гражданской ответственности при подобных обстоятельствах страховым случаем по договору ОСАГО (Постановления ФАС Московского округа от 03.09.2007 г., 10.09.2007 г. № КГ-А40/8620-07, ФАС Северо-Западного округа от 16.09.2008 г. № А56-37761/2007, от 20.12.2007 г. № А56-2358/2007).
Если ущерб причинен не самим транспортным средством, а установленным на нем оборудованием Суды признают отказ в выплате страхового возмещения, мотивированный такой формулировкой, неправомерным. Так, ФАС Московского округа в Постановлении от 14.07.2008 г. № КГ-А40/1958-08 пришел к выводу, что поскольку установленное на автомашине "КамАЗ" специальное оборудование, предназначенное для разбрасывания по дорожному покрытию песка, может эксплуатироваться только во время движения данного транспортного средства, значит, входит в понятие "использование транспортного средства".
К кому предъявлять требование Согласно п. 4 ст. 931 ГК РФ в случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы. Закон № 40-ФЗ не устанавливает какого-либо строго определенного порядка в очередности взыскания лицом, которое имеет право на возмещение вреда, сумм понесенного ущерба, поскольку обращение взыскания на то или другое ответственное за причинение вреда лицо является правом лица, понесшего убытки, и осуществляется последним по своему выбору. Правомерность подобных выводов подтверждается судебной практикой, (Постановления ФАС Центрального округа от 28.05.2008 г. № Ф10-2160/08, ФАС Северо-Западного округа от 10.12.2007 г. № А56-31045/2006).
Можно ли уступить право требования страхового возмещения другому лицу В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона № 40-ФЗ потерпевший вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда, причиненного его жизни, здоровью, что действие договора ОСАГО досрочно прекращается в следующих случаях: • смерти гражданина - страхователя или собственника; • ликвидации юридического лица - страхователя; • ликвидации страховщика; • гибели (утраты) транспортного средства, указанного в страховом полисе обязательного страхования; • иных случаях, предусмотренные законодательством РФ. Вместе с этим п. 33.1. Правил разрешает страхователю досрочно прекратить действие договора обязательного страхования в случае отзыва лицензии страховщика в порядке, установленном законодательством РФ. При этом досрочное прекращение действия договора обязательного страхования не влечет за собой освобождение страховщика от обязанности по осуществлению страховых выплат по произошедшим в течение срока действия договора обязательного страхования страховым случаям. Из анализа приведенных норм права следует, что в случае признания страховой компании банкротом страхователь может, но не обязан заключить новый договор ОСАГО. В случае если в течение срока действия договора ОСАГО произойдет страховой случай, потерпевший может обратиться в Российский Союз автостраховщиков, на который в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона № 40-ФЗ возложена обязанность осуществления компенсационных выплат. Согласно ст. 18 Закона № 40-ФЗ компенсационная выплата в счет возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, осуществляется в случаях, если страховая выплата по обязательному страхованию не может быть осуществлена вследствие: • применения к страховщику процедуры банкротства, предусмотренной федеральным законом; • отзыва у страховщика лицензии на осуществление страховой деятельности; • неизвестности лица, ответственного за причиненный потерпевшему вред; • отсутствия договора обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность причинившего вред лица, из-за неисполнения им установленной настоящим Законом обязанности по страхованию. Компенсационная выплата в счет возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевшего, осуществляется, если страховая выплата по обязательному страхованию не может быть осуществлена из-за: • применения к страховщику процедуры банкротства, предусмотренной федеральным законом; • отзыва у страховщика лицензии на осуществление страховой деятельности. Учитывая изложенное, в случае если в течение срока действия договора ОСАГО страховая компания будет признана банкротом, страхователь не обязан заключать новый договор, поскольку, если произойдет страховой случай, потерпевший сможет обратиться в Российский союз автостраховщиков, который обязан будет возместить ему ущерб, причиненный в аварии.
Информация
Страхование от возможного неисполнения обязательства Страхование от возможного неисполнения обязательства сторонней организацией по оплате поставленного ей товара, а также от банкротства такой сторонней организации не является обязательным видом страхования, а также не относится к видам добровольного страхования, расходы на которые учитываются для целей налогообложения прибыли организаций. Таким образом, расходы в виде страховых взносов по данному договору страхования не могут учитываться в составе расходов организации для целей налогообложения прибыли (Письмо Минфина России от 22.06.2009 г. № 03-03-06/1/421).
Юрий ЛЕРМОНТОВ, консультант Минфина России
Вся пресса за 3 августа 2009 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
31 января 2025 г.
|
|
Национальная служба новостей (НСН), 31 января 2025 г.
Рынок без стабилизации: Повышение лимитов по ОСАГО назвали несвоевременным
|
|
ТАСС, 31 января 2025 г.
КС защитил право граждан на компенсацию за лечение вне ОМС
|
|
Тренд, Баку, 31 января 2025 г.
В Азербайджане увеличились поступления и выплаты по страхованию имущества
|
|
Известия онлайн, 31 января 2025 г.
ОСАГдили: Минфин раскритиковал новые инициативы по автострахованию
|
|
Коммерсантъ-FM, 31 января 2025 г.
«Самыми похищаемыми элементами с автомобиля остались колеса»
|
|
Новый Калининград.Ru, 31 января 2025 г.
В Калининградской области в каждом пятом ДТП водители не имели страховки
|
|
Inbusiness.kz, 31 января 2025 г.
Банки не слишком заинтересованы в финансировании страхования имущества от ЧС
|
|
zakon.kz, 31 января 2025 г.
Это методы цивилизованного мира: глава МЧС о страховании жилья от ЧС
|
|
Российская газета онлайн, 31 января 2025 г.
Аналитики выяснили, как теряют в цене китайские автомобили
|
|
Агроэксперт, 31 января 2025 г.
Страховку в 1,1 млрд рублей получило рыбохозяйство после вспышки лососевой вши
|
|
РБК.Мурманск, 31 января 2025 г.
Рыбоводы Заполярья получили компенсацию за гибель рыбы на 1,1 млрд руб.
|
|
Конкурент, Владивосток, 31 января 2025 г.
«Это недопустимо». Минфин дал жесткую установку по ОСАГО
|
|
Национальное аграрное агентство, 31 января 2025 г.
Агростраховщики в 2024 году выплатили аграриям более 8 млрд рублей
|
|
РБК.Татарстан, 31 января 2025 г.
В Казани ожидают снижения стоимости полиса ОСАГО до 4%
|
|
Медвестник, 31 января 2025 г.
Медицинские страховщики разработали стандарт сопровождения участников СВО
|
|
Российская газета онлайн, 31 января 2025 г.
Риелторы и турагенты переходят в продавцы страховок
|
|
Парламентская газета, 31 января 2025 г.
Европротокол можно будет оформить через страховые компании
|
 Остальные материалы за 31 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|