Коммерсантъ,
5 февраля 2010 г.
"Надо решить, бюджетную или страховую модель мы хотим построить"
974 просмотра
Минздравсоцразвития в 2010 году начнет, по крайней мере, три крупные реформы. Во-первых, курируемые им Пенсионный фонд и Фонд социального страхования с января получили полномочия налоговой службы по сбору страховых взносов, заменивших единый социальный налог (ЕСН). Во-вторых, готовится законопроект, реформирующий саму систему обязательного медицинского страхования (ОМС) — он проведет четкую границу между платным и бесплатным обслуживанием. Наконец, должен быть принят закон об обращении лекарственных средств, который, возможно, обяжет производителей печатать отпускные цены прямо на упаковке. Как изменятся после этого рынки лекарств и медицинских услуг, в интервью "Ъ" рассказала глава Минздравсоцразвития ТАТЬЯНА ГОЛИКОВА.
— 1 января вступил в силу закон о переходе с ЕСН на страховые взносы. Согласно Конституции внебюджетные фонды не входят в систему органов госвласти, поэтому, по мнению юристов, не вправе применять к плательщикам меры принуждения, например, изыскивать задолженность. Будет ли снято это противоречие, если оно существует?
— Вопрос о возможности наделения государственных внебюджетных фондов публично-правовыми полномочиями, в частности, функцией по взысканию задолженности по страховым взносам в бесспорном порядке рассматривался Конституционным судом в 1998 году, когда фонды выполняли полноценные функции по контролю за уплатой взносов. Суд не усмотрел каких-либо противоречий в этой части. Когда единый социальный налог был передан на администрирование налоговой службе, часть полномочий по администрированию страховых взносов все равно осталась за этими государственными внебюджетными фондами — Пенсионным и Фондом социального страхования. И сейчас законодатель восстановил и полноценные страховые взносы, и контроль фондов за их уплатой. Но при этом сейчас фонды не обладают никакими нормативными функциями по изданию документов об администрировании страховых взносов — эти полномочия возложены на министерство. Эти решения не снимают с повестки дня вопрос о юридическом и правовом статусе государственных внебюджетных фондов. В первом квартале 2010 года мы должны определиться с внесением в Госдуму законопроекта о статусе государственных внебюджетных фондов. Мы сейчас концептуально определяемся, какую организационно-правовую форму они должны иметь. Я думаю, что в течение месяца перейдем уже в режим планового обсуждения.
— Как решена проблема кадров — нашлись ли для фондов необходимые 10 тыс. квалифицированных сотрудников для администрирования взносов и проведения проверок, по сути, аналогичных налоговым?
— Во-первых, мы не набираем 10 тыс. сразу. Мы набираем по 5 тыс. в течение 2010 и 2011 годов. Часть сотрудников у нас остались работать с тех времен, когда фонды администрировали страховые взносы. Это позволило нам уже в конце 2009 года, еще до получения права на увеличение численности на 5 тыс. человек, внутри переориентировать чуть более 3 тыс. наших сотрудников на переподготовку. При этом функции дополнительно принимаемых работников фонда не сводятся только к проведению выездных и камеральных проверок. Перед Пенсионным фондом поставлена важная, но не решавшаяся раньше задача — синхронизировать контроль за уплатой страховых взносов и их персонифицированный учет, определяющий права застрахованных. Сведения персонифицированного учета раньше направлялись страхователем в фонд раз в год. С 2010 года — представляются раз в полгода, с 2011 года — ежеквартально. Поэтому укомплектованность кадрами будет осуществляться в течение двух лет, в том числе за счет сотрудников, переходящих на работу в Пенсионный фонд из налоговых органов.
— Прошлым летом вы заявляли о сокращении доходов фондов ОМС. Ситуация изменилась?
— В начале 2009 года действительно была тенденция к снижению поступлений в фонды ОМС. Это было связано с тем, что фонды оплаты труда уменьшились. Мы поддержали регионы из антикризисного фонда в прошлом году на 12,4 млрд руб. В 2009 году мы также приняли решение, что регионы должны начать полноценно исполнять действующий закон об обязательном медицинском страховании. Что я имею в виду? В отношении работающего населения страхователем выступают работодатели и там все понятно: какое законодательство в этой части существует, такое и применяется. А вот ситуация со страхованием неработающего населения, за которое отвечают регионы, более сложная. Как такового страхования, несмотря на то что это зафиксировано в законе, фактически не было, оно осуществлялось по остаточному принципу, все предыдущие годы эта норма закона не исполнялась. Власти регионов, поскольку источником является бюджет регионов, каждый раз "жались" на этой статье. Мы просто настоятельно рекомендовали через постановление правительства эту норму закона исполнить. И у нас платежи по неработающему населению в прошлом году, а следовательно, доходы системы ОМС возросли на 17%. И поэтому мы, в общем, вышли на исполнение уменьшенного в апреле прошлого года бюджета. По сути, то недовыполнение, которое складывалось в результате уменьшения фонда оплаты труда, было компенсировано 12,4 млрд руб. и платежами на неработающее население.
— В 2010-м эти доходы не сократятся?
— Сейчас мы четко находимся в параметрах 2009 года, то есть мы не уменьшаем объемы помощи регионам. Дальше будем смотреть.
— Вы говорили, что представите законопроект, который реформирует систему ОМС, закрепит источники финансирования, четкие критерии качества оказания медпомощи, фактически проведет четкую границу между платной и бесплатной медициной. Когда законопроект будет готов?
— В плане работы правительства рассмотрение на заседании определено в марте 2010 года, но я думаю, что это очень оптимистично. Хотелось бы принять этот закон в 2010-м. Хотя бы только потому, что с 2011 года планируется увеличение страховых взносов, в том числе в систему ОМС. Но реформирование системы ОМС — еще более сложная задача, чем пенсионное законодательство, так как затрагивается все население. И прежде чем его принять, нужно сто раз подумать и оценить последствия такого решения, в первую очередь для населения страны, которое этих изменений ждет, в виде качественного улучшения предоставляемой медицинской помощи и соответствующих государственных гарантий. Мы как раз сейчас находимся в стадии активного обсуждения с коллегами.
— В какой стадии находится законопроект?
— Сейчас обсуждаются концептуальные подходы, очень много развилок, например, надо решить, бюджетную или страховую модель мы хотим построить. Скорее всего, это будет бюджетно-страховая модель, потому что ряд видов медицинской помощи просто нельзя перевести в страхование. Другая тема, которая также обсуждается, это соотношение бюджетного законодательства, законодательства по разграничению полномочий и законодательства по государственному социальному страхованию, поскольку система ОМС является частью обязательного социального страхования. Мы сейчас проводим очень большую работу по обновлению стандартов и разработке порядков оказания медицинской помощи. Включая финансовую оценку стоимости этих стандартов, что в принципе раньше никогда не делалось.
— В конце июня 2009 года вы подписали приказ, объявляющий войну "карманным платежам". На врачей, которые берут деньги за "бесплатную" медпомощь, было предложено жаловаться в министерство, которое потом передает данные в Генпрокуратуру. Каковы итоги этой кампании?
— Всего поступило 85 жалоб, из них девять подтвердились. Подтвердившиеся переданы в прокуратуру Московской области, в воронежскую прокуратуру, в ГУВД Москвы, наложены дисциплинарные взыскания, объявлены выговоры. В 2010 поступило еще шесть обращений, они пока в работе. Должна сказать, что регионы не очень активно работают с такими случаями. Просто пожурили, пальчиком помахали, а через месяц опять тоже самое.
— Вроде бы министерство собиралось подготовить предложения по лекарственному страхованию населения?
— "Концепцию лекарственного обеспечения населения", в которой составной частью был сегмент, посвященный лекарственному страхованию, мы пока отложили, в том числе в силу кризисных явлений в экономике. Все понимают, что ставить вопрос о лекарственном страховании в период, когда идет снижение доходов населения, по меньшей мере некорректно. Любая система лекарственного страхования предполагает реализацию препаратов по каким-либо определенным ценам или возмещение по определенным ценам. Сегодня мы очень серьезно зависим от импорта, а регулировать цены на импортные препараты — это дело достаточно сложное. На мой взгляд, введение сейчас лекарственного страхования без надлежащего развития отечественной фармацевтической промышленности просто неоправданный финансовый риск для страны.
*** Интервью взяли Дарья Николаева и Ирина Парфентьева. (с сокращениями)
Вся пресса за 5 февраля 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Реформа ОМС, Страховое право
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
21 января 2025 г.
|
|
За рулем, 21 января 2025 г.
Эксперты автоотрасли усомнились в целесообразности повышения выплат по ОСАГО
|
|
donnews.ru, Ростов-на-Дону, 21 января 2025 г.
Компенсация ущерба от БПЛА: какие выплаты положены жителям Ростовской области
|
|
Коммерсантъ, 21 января 2025 г.
Страховщикам упрощают путь в управляющие
|
|
Финмаркет, 21 января 2025 г.
Generali и французская BPCE договорились об объединении инвестиционных операций
|
|
Башинформ, Уфа, 21 января 2025 г.
В Уфе подешевеют полисы ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 21 января 2025 г.
Страховая компания «Евразия» выплатит более $4 млн за ущерб от пожаров в Калифорнии
|
|
Office life, Минск, 21 января 2025 г.
Минфин утвердил новые требования к профпригодности руководства страховых компаний
|
|
infopro54.ru, Новосибирск, 21 января 2025 г.
В Госдуме предложили увеличить лимиты выплат по ОСАГО после ДТП почти на треть
|
|
ОренбургМедиа, 21 января 2025 г.
Ущерб на миллион. В Оренбурге будут судить банду автоподставщиков
|
|
Верстов.Инфо, Магнитогорск, 21 января 2025 г.
В Магнитогорске один из самых высоких в России страховых коэффициентов по ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 21 января 2025 г.
Стоимость страхования слияний и поглощений в Европе снова снижается
|
|
РБК.Уфа, 21 января 2025 г.
В Уфе снизится стоимость полисов ОСАГО
|
|
Новосибирские новости, 21 января 2025 г.
Новосибирцы инсценировали ДТП с Porsche Cayenne ради страховки
|
|
Frank Media, 21 января 2025 г.
Российские топ-менеджеры активно страховали свою ответственность в 2024 году
|
|
Казахстанский портал о страховании, 21 января 2025 г.
WDF запускает застрахованные углеродные кредиты с высокой степенью надежности
|
|
Правда УРФО, Екатеринбург, 21 января 2025 г.
Суд взыскал полмиллиарда с экс-бенефициаров страховой «ЮЖУРАЛЖАСО» из Челябинска
|
|
Общественная служба новостей (ОСН), 21 января 2025 г.
Эксперт Мигаль прокомментировала новую инициативу для страховщиков по ОСАГО
|
 Остальные материалы за 21 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|